Методическая разработка внеклассного мероприятия Курить — здоровью вредить


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
Социальный проект
2120265569595«Курить – здоровью вредить»
Автор: Гирька Олеся Руслановна, учитель английского языка МОУ «Гиминазия №1» г. Печора, классный руководитель 5 «в» класса
Печора, 2014
Пояснительная записка
В МОУ «Гимназия №1» на протяжении ряда лет социальное проектирование является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Социальные проекты, реализуются в рамках воспитательных программ классных коллективов, активом Детского общественного объединения «СовА», творческими группами детей и родителей.
Накопленный позитивный опыт реализации проектов, вовлечения социальных партнеров, продуктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей стал отправной точкой для возникновения общегимназического проекта «Ярмарка социальных проектов».
В 2013-2014 учебном году в рамках воспитательной системы класса мной был реализован проект «Курить здоровью вредить». Данный проект был представлен на итоговом мероприятии «Ярмарка социальных проектов» в номинации «Мы – за здоровый образ жизни».
Основания для разработки проекта
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года.
Принципы проектирования
Принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;
Принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
Принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
Принцип социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
Целевые установки
формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Введение
В наши дни курение табака стало поистине массовым явлением. Число курящих значительно растет. Среди них все больше становится женщин, девушек, молодых людей, в том числе несовершеннолетних.
Табак называют чумой XXI века. Ежегодно табак уносит 2,5 миллиона жизней во всем мире.
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 15 минут. В сигаретах содержится более 4 тысяч различных ядовитых веществ. Статистические исследования показали, что у курящих людей часто встречаются раковые опухоли пищевода, желудка, гортани, почек и других органов. У курящих нередко возникает рак нижней губы вследствие канцерогенного действия экстракта, скапливающегося в мундштуке трубки.
Особенно вредно курение для детей и подростков. Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак.
Проблема курения актуальна и злободневна и среди учащихся нашей гимназии. В связи с этим необходима профилактика и предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих желание школьников пристраститься к этой вредной привычке.
Цель проекта: исследовать факторы, влияющие на здоровье курящих подростков и взрослых, и уменьшить процент курящих школьников и их родителей.
Задачи:
расширить знания школьников о вреде курения;
продемонстрировать статистику учащихся МОУ «Гимназия №1», пробовавших курить;
выработать отрицательное отношение учащихся к попытке попробовать покурить;
реализовать мероприятие, направленное на пропаганду вреда курения.
Методы реализации проекта: изучение научных источников;
диагностика учащихся; анализ и проектирование, проведение социальной акции.
Состав участников: ученики 5 «в» класса и их родители.

План – график работы над проектом
Этапы работы Проводимые мероприятия Сроки реализации Состав участников
Подготовительный Выбор темы Январь Классный руководитель, дети, родители
Проектировочный Родительское собрание, создание инициативной группы родителей, подготовка целей проекта, распределение обязанностей Февраль Классный руководитель, дети, родители
Практический Сбор информации по теме, классный час о вреде курения, проведение акции «Мы против курения» Март - апрель Классный руководитель, дети, родители
Заключительный Оформление результатов проекта, подготовка к защите социального проекта, подведение итогов и самоанализ Апрель Классный руководитель, дети, родители

Глава I. Курение табака – вредная привычка, заключающаяся
во вдыхании дыма тлеющего табака – одна из форм наркомании
Вред курения
Состав табачного дыма
right0В табачном дыме содержится более 4000 химических соединений, из них более 40 особо опасны, так как вызывают рак, а так же несколько сотен ядов: никотин,  HYPERLINK "http://russlav.ru/tabak/vliyanie_kureniya_na_organizm_cheloveka.html" бензапирен, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, окись углерода, синильную кислоту и т.д. В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут. Никотин по своей ядовитости равен синильной кислоте.
Вред курения
Пачка сигарет в день – это около 500 рентген облучения за год! Температура тлеющей сигареты 700-900 градусов! Легкие курильщика со стажем – черная, гниющая масса. После затяжки никотин попадает в головной мозг через 7 секунд. Никотин вызывает спазм сосудов, отсюда нарушение питания тканей кислородом. Спазм мелких сосудов делает кожу увядающей. Вред курения еще и в том, что появляется неприятный запах изо рта, желтеют зубы, воспаляется горло, краснеют глаза от постоянного раздражения дыма. Во всем мире никотин относится к разрешенному наркотику, от него так же как от героина и других тяжелых наркотиков развивается зависимость, но коварство его в том, что это происходит незаметно и относительно длительно. Наши курящие граждане ежегодно выкуривают 265 миллиардов сигарет в год, это около 1800 сигарет на душу населения и цифра эта продолжает каждый год расти. 
Вред курения и психика человека
Исследования подтвердили тот факт, что к курению склонны люди с психическими расстройствами. Выяснилось, что люди с психическими расстройствами выкуривают на 40% больше, чем без психических расстройств. Врачи уверены, что курение и психические расстройства взаимно усиливают друг друга.
Какой вред от курения получают подростки?
Подростковый организм получает больше токсинов, чем тело взрослого. Это объясняется меньшей массой и особенностью «стиля» употребления сигарет. Скрывая привычку от родителей и учителей, дети курят быстро, совершая непродолжительные и глубокие затяжки. Это приводит к тому, что в организм проникает на 20% больше отравляющих веществ. Кроме того, дети могут использовать недокуренные сигареты, которые имеют повышенное содержание ядовитых элементов.
Можно выделить основные причины курения среди подростков:
1. Курящие родители, друзья;
2. Влияние и давление со стороны сверстников;
3. Подражание взрослым, друзьям и своим кумирам;
4. Снятие стресса;
5. Стремление выделиться, выглядеть «круто»;
6. Желание казаться самостоятельным и взрослым;
7. Доступность сигарет;
8. Влияние рекламы;
9. Влияние кино и фильмов, в которых главные герои курят (подростки берут с них пример).
Курение – это привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких.
Статистика курящих школьников. Опрос среди учащихся 5, 8, 11 классов МОУ «Гимназия №1»
1200151533525Когда же приобщаются к курению? В основном, в школьном возрасте. «Пики» относятся к 14, 17 и 19 годам. Мы решили выяснить, сколько учащихся нашей гимназии уже пробовали курить. Мы опросили учеников 5х, 8х и 11х классов. Результаты можно увидеть в диаграмме №1,2 и 3.
Опрошено 76 человек
-41910400050
Опрошено 56 человек
-41910-291465
Опрошено 41 человек
По данным опроса среди 5х, 8х, 11х классов оказалось, что в пятых классах пробовали курить 8 %, в восьмых – 48%, а в одиннадцатых – 63%. Как показывает исследование, чем старше становятся дети, тем выше появляется риск начать курить.
Глава II. Практическая часть
Акция учеников и родителей 5 «В» класса направленная на борьбу с курением
А 12 апреля наш класс провел социальную акцию, направленную на борьбу с курением под названием «Мы против курения!». Нам помогали классный руководитель и наши родители. (см. приложение)

Заключение
В нашем социальном проекте мы расширили свои знания о вреде курения, исследовали факторы, влияющие на здоровье курящих подростков и взрослых; узнали, сколько учеников нашей гимназии пробовали курить (из 173 человек пробовали курить 56 учеников), постарались уменьшить процент курящих школьников и их родителей путем проведения классного часа и акции «Мы против курения!». «Самый лучший способ бросить курить — не начинать курить с детства».
( В. Борисов)


Приложение
Акция от 5 «в» направленная на борьбу с курением «Мы против курения!»