Использование развивающих игр на занятиях по математике


Доклад
«Использование развивающих игр на занятиях по математике»
(из опыта работы)
Воспитатель: Зубова Нина Александровна
План:
1.Значение развивающих игр в дошкольном образовании. Анализ авторских технологий.
2.Как я использую развивающие игры на занятиях.
3.Планы на  будущее
«Воображение важнее, чем знание»
А. Энштейн.
До пяти лет, пока у ребенка не произошло становление произвольных процессов в психике ,он не должен в чистом виде принимать учебную задачу, т. е .чему-то учиться. Обучение и воспитание должно строиться в игре. В игре, осуществляется формирование детской личности. «Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его происходит становление самооценки и самосознания» (А.А. Венгер).
Многие педагоги и психологи работают над использованием игры при обучении и воспитании детей дошкольного возраста. З.А. Михайлова разработала «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М «Просвещение» 1985г., где предложен занимательный материал математического содержания в игровой форме. В книге «Давайте поиграем» 1996 г. А.А. Столяра - обучение дошкольников основано на использовании специальных развивающих, обучающих игр, которые моделируют важные понятия не только математики, но и информатики (алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, формирование основных логических операций («не», «и», «или»).Известный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Также много внимания уделяет играм З.М Богуславская «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» М. «Просвещение» 1991г., где игры представлены увлекательно по форме и содержанию, и представляют собой хорошо продуманную систему, основанную на психических закономерностях развития ребенка. О проведении занятий в детском саду в игровой форме рекомендовала О М. Дьяченко. В своей книге «Чего на свете не бывает», она использует игры, способствующие развитию у дошкольников внимания, памяти, мышления, воображения. В книге «Информатика в играх и задачах» Т.О. Волковой. М «Экспресс» 1996г., помимо занимательных заданий в игровой форме для детей, еще содержатся пояснения, необходимые советы и рекомендации родителям по выполнению заданий и ответы. Также «Развивающие упражнения для детей дошкольного возраста» рекомендует Минаева В.М.1994г. В этом пособии предлагается серия графических упражнения способствующие развитию познавательных процессов.
Для развития абстрактного мышления дошкольников ведущее место принадлежит образному мышлению и воображению. Образная подача материала обеспечивает большую эффективность его запоминания и возможность самостоятельного мышления ребенка. С младшей группы я даю детям представление, что существует особый мир чисел и фигур, который называется «математика».
Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь, как источник интересной и достоверной информации. Мнение сверстников становится тоже значимым. Поэтому я стараюсь организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Мышление носит наглядно-образный характер. Занятия показывают, что самым эффективным способом сделать информацию интересной для ребенка этого возраста, является – одушевление. В этом возрасте дети с удовольствием слушают волшебные сказки, проявляют большой интерес к ним и представления легче воспринимают и запоминают новый материал. Главной задачей моей работы с детьми среднего возраста является формирование представления о числах первого десятка, как о существенных признаках явлений окружающего мира. Для знакомства с числом основой выбирается не количественная характеристика, а вытекающая из нее качественная, поэтому предполагается сконцентрировать внимание детей на тех явлениях, в которых качество точно определено. Например, с числом один, связывается представление о том, что бывает только одно единственное на свете. И дети называют, что это наша планета Земля, Солнце - ближайшая к нам звезда. На каждом занятии я использую прием соединения материала с интересным, познавательным содержанием. Так дети узнают, что лев - царь зверей - это символ храбрости и стойкости, а дуб - король леса - это символ силы и единственности. С числом два связывается представление о том, что встречается парами. Многие дети называли, что это две руки, пара перчаток, вилка и нож, два ботинка, чашка с блюдцем одна девочка назвала маму и папу, которых связала числом два. Число три я связала с иллюстрациями знакомых и любимых всеми сказок: 3 медведя, 3 поросенка, трехглавый дракон. Ребята с удовольствием играли в эти сказки. Также дети сумели сами доказать, почему треугольник связан с числом три.
Можно на каждого ребенка завести тетради, где проводить работу в занимательной форме для более быстрого запоминания чисел и цифр. За правильную и аккуратно выполненную работу ребенок может получать солнышко. В тетрадях можно также в конце каждого занятия писать, на что надо уделить внимание конкретному ребенку, родители это закрепляют дома со своими детьми.
Когда знакомлю с новым числом, я рассказываю о проявлении этого числа в жизни природы и окружающем мире  использую прием эстетической подачи знака, т.е. показываю цифру разного размера, разного цвета, разного шрифта. На занятиях конструирования, дети с удовольствием лепят изученные цифры, выкладывают их из счетных палочек, из мелкого конструктора, на улице лепят их из снега. На закрепление изученных цифр я провожу различные развивающие игры. Например, на закрепление цифры два проводила игры «Найди такой-же», «Какая картинка лишняя», «Найди себе пару», и др. На закрепление цифры три проводила игры «Назови номер автобуса», «Отгадай-ка», «Найди игрушку» и др. Такие игры формируют навыки выражения качества через число. На итоговом занятии мы рисуем число. Это будет страница числового ряда, который потом поместим на магнитную доску в группе и он будет находиться там до конца учебного года.
Большое значение я придаю развитию образного мышления и абстрактного воображения детей, воспитанию интереса к математике. С этой целью провожу игры: «Чем это может быть», «Заколдованные предметы». В игре «Дорисуй» показываю карточку с изображением какой-нибудь геометрической фигуры, например квадрат и дети  придумывают свои рисунки (окно, телевизор, носовой платок). С целью развития мышления детей использую логические игры. Назначение этих игр состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения. В логических играх важна последовательность выполнения, например в игре «Найди отличие» дети на основе зрительного сопоставления находят несколько, одинаковых по цвету, форме предметов. В игре «Что лишнее» на основе зрительного анализа, сопоставления, находят предмет, который не должен быть на картине и доказывают свой выбор. Дети уже имеют представление о таких геометрических телах, как, куб, шар. С помощью подвижной игры «Прокати в ворота», дети нашли отличительные признаки куба и шара. С помощью развивающих игр дети могут различать куб от квадрата, шар от круга и правильно их называть, не путать. Детям нравится играть в игру «Угадай-ка», где я говорю определение, а ребята поднимают геометрические фигуры, например «У него четыре угла и все стороны равны». Дети учатся узнавать предметы по описанию. Также знакомлю детей, как нужно ориентироваться в пространстве. Для этого провожу такие игры, как «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь» и др. На каждом занятии стараюсь задавать детям вопрос «Какой», тем самым побуждая их описывать предметы, которые они видят.
Таким образом, стараюсь систематически продумывать педагогическую работу, используя разнообразные развивающие игры.
Планы на будущее:
1.Дополнять игровую зону, зоной костюмирования.
2.В качестве итогового занятия, показать сказку « Три медведя».