Программа дополнительного образования, деятельность дружины юных пожарных
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направленность: военно – патриотическое воспитание
Срок реализации: 1год
Возраст детей: 11-15 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 7-х классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
ОРГАНИЗАЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Время реализации программы – 1 год.
Количество воспитанников в дружине – 15 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Места проведения занятий:
- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;
- спортивный зал;
- стадион;
- пожарная часть;
- кабинеты физики, химии, учебная мастерская школы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3 Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
УМЕТЬ:
Пользоваться спичками.
Эвакуироваться из здания школы.
Пользоваться всеми видами огнетушителей.
Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.
Выполнять команды по строевой подготовке.
ЦЕЛЬ:
формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 час в неделю на протяжении учебного года, всего 34 часа)
Вводное занятие.
Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.
Цели и задачи пожарной охраны.
Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение
пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.
Причины пожаров в жилом доме.
Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.
Спички - детям не игрушка.
Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек.
Действия при возникновении пожара.
Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.
Противопожарная безопасность в школе.
Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках.
Эвакуация при пожаре из здания школы.
План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути эвакуации школьников при пожаре.
Участие в месячниках по пожарной безопасности.
Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.
Первичные средства пожаротушения.
Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды
и назначение. Подсобные средства тушения пожара.
Правила пользования первичными средствами пожаротушения.
Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.
Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.
Виды и назначение огнетушителей.
Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.
Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.
Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.
Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных
сооружениях, в парках культуры и отдыха.
Травмы, полученные при пожарах.
Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.
Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних
праздников.
Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.
Экскурсия в пожарную часть.
Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.
Пожары на территории Владимирской области.
Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами во Владимирской области. ЧС в городе Владимире.
Знаки пожарной безопасности.
Знаки для использования на путях эвакуации.
Пожарно-прикладной вид спорта.
Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.
Строевая подготовка.
Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение строевым шагом в составе отделения.
Противопожарная профилактика.
Участие в оформлении стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.
Соревновательная деятельность.
Участие в школьных соревнованиях по противопожарной тематике.
Контрольные зачеты.
Противопожарная профилактика в летнее время.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕзанятий кружка «Дружина юных пожарных»
№
п/п Темы занятий Всего
часов Кол-во часов теория практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22. Вводное занятие.
Цели и задачи пожарной охраны.
Причины пожаров в жилом доме.
Спички - детям не игрушка.
Действия при возникновении пожара.
Противопожарная безопасность в школе.
Эвакуация при пожаре из здания школы.
Участие в месячнике по противопожарной безопасности.
Первичные средства пожаротушения.
Правила пользования первичными средствами пожаротушения.
Виды и назначение огнетушителей.
Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.
Травмы, полученные при пожаре.
Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.
Экскурсия в пожарную часть.
Пожары на территории Волгоградской области.
Знаки пожарной безопасности.
Пожарно-прикладной вид спорта.
Строевая подготовка.
Противопожарная профилактика.
Соревновательная деятельность.
Контрольные зачеты.
ВСЕГО ЧАСОВ: 1
1
1
2
1
1
2
2
1
2
1
1
1
2
5
1
1
2
2
1
2
1
34 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17 1
1
1
1
1
1
4
1
2
2
2
17
ЛИТЕРАТУРА:
Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005 г.
Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,
1998 г.
Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г.
Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,
Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.
Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,
Москва, 1970 г.
Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 кл.
Москва, «Просвещение», 2011 г.
«Основы безопасности жизни», научно-методический и
информационный журнал, № 2, 2007 г.