Дидактические игры Развиваем память,мышление,внимание.

Приложение 9
Игротека дидактических игр


Игра № 1 Шарик и кубик
Цель: учить детей воспринимать пространственные отношения по вертикали, по горизонтали
Оборудование: шарики и кубики для каждого ребенка, и демонстрационные карточки с различными изображениями геометрических фигур относительно друг друга, таблички
Ход игры: педагог раздает детям кубики и шарики. Предлагает назвать их: «Что это? Кубик, шарик?» Затем дети соотносят объемные фигуры с их изображением на плоскости. Педагог предъявляет одну из карточек с изображением квадрата и круга и предлагает расположить кубик и шарик самостоятельно. «Делайте так».



Игра № 2 Узнай предмет
Цель: развитие тактильной памяти.
Ход игры: Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.



Игра № 3 Найди такую же форму
Цели: закрепление знания геометрических форм, развитие внимания
Игровые материалы: предметы разных форм.
Ход игры: Ребенку показывают образец определенной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Предлагают найти в комнате предметы такой же формы.



Игра № 4 Помоги художнику
Цель: Учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Материал: Большой лист бумаги, прикрепленный к доске или фланелеграфу с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски (или фломастеры).
Ход игры: Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Педагог показывает детям схематическое изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе помогут художнику. Ребята будут придумывать, как эту картину можно закончить, а воспитатель нарисует все, что ребята придумают. Педагог последовательно задает детям вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? И т.д. Дети по-разному отвечают, взрослый обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Самые интересные ответы воспитатель использует при дорисовке картины, постепенно превращая схему в рисунок.
Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человечка. Если дети затрудняются, следует помочь им наводящими вопросами.
Игра может неоднократно повторяться на различном материале (дорисовывания схематического изображения дома, собаки, дерева и т.д.).



Игра № 5 Колпак мой треугольный
Цель: развивает концентрацию внимания, способствует осознанию ребенка своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.
Ход игры: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, поглаживание ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно движение больше.



Игра № 6 Подбери такое же по цвету
Назвать цвета предполагаемых объектов и найти данный цвет в предметах окружающего мира.
Составление описательных загадок, которые подходят под разные объекты. Например: белый, как снег, как простыня, как молоко, как халат доктора...
Трава зеленая, как... (изумруд)
Лепестки ромашки белые, как...
Лютик желтый, как...
Ягода алая, как...
Небо голубое, как...
Ель темно-зеленая, как...
Листочки березы нежно-салатовые, как...
Ствол дерева темно-коричневый, как...
Василек ярко-синий, как...
Песок желтый, как...
Белочка рыжая, как...



Игра № 7 Пуговица
Цель: развитие произвольной зрительной памяти, пространственного восприятия и мышления.
Материалы: два одинаковых набора пуговиц, в которых ни одна пуговица не повторяется, игровое поле – квадрат, разделенный на клетки.
Ход игры. Начинающий игру выставляет на свое игровое поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становиться сложнее.



Игра № 8 Какого цвета не стало?
Цели: закрепление знания шести основных цветов и их оттенков, развитие внимания, зрительной памяти.
Материалы: цветные карандаши (6 штук).
Ход игры: Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры (шесть основных цветов и их оттенки), его просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый убрав один из предметов, просит малыша открыть глаза и сказать, карандаша какого цвета не стало.



Игра № 9 Разрезанные картинки
Цели: развитие образного мышления, соотношений формы и цвета, мелкой моторики рук.
Материалы: покупные пазлы или самостоятельно разрезанные картинки.
Ход игры: Берется любая открытка (лучше использовать изображение неживого мира) и разрезается на части (количество частей зависит от возраста ребенка, так в 4-5 лет картинка режется до 6 частей, а в более старшем до 40 фрагментов). Ребенка просят составить ее. Выполняя задание, ребенок ориентируется на рисунок, изображенный на открытке. Покупные мозаики и пазлы помогают детям соотносить форму и цвет, целостность изображения.



Игра № 10 Разноцветные очки
Цели: закрепление знания шести основных цветов и их оттенков, развитие внимания
Ход игры: Ребенку предлагают надеть «волшебные» (невидимые) очки, например, красные, и найти в комнате предметы данного цвета. После того как малыш выполнит задание, его просят «сменить» очки на другие (цвет может выбрать и сам ребенок). В конце игры можно определить, предметов какого цвета найдено больше.



Игра № 11 Кто наблюдательнее
Цель: развитие восприятия формы.
Ход игры: просим ребенка за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.
Групповая форма игры: каждый ребенок должен по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребенка. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.



Игра № 12 Круг, треугольник, квадрат
Цель: развитие восприятия цвета, формы и величины
Ход игры: ребенку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно подготовьте карточки с изображением геометрических фигур.
Задания ребенку:
а) Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.
б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленые круги, желтые круги, красные круги.
в) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.
г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.
д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).
е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).
ж) Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.



Игра № 13 Волшебный мешочек
Цель: развитие тактильных ощущений, памяти и воображения
Материалы: мешочек из плотной ткани, различные предметы, повязка на глаза
Ход игры: Положите в небольшой мешочек несколько хорошо знакомых ребенку предметов (расческу, шнурок, игрушку, карандаш)
Завяжите ребенку глаза и попросите его вытащить из мешочка один предмет на ощупь. Ребенок должен угадать что именно он вытащил из мешочка.



Игра № 14 Найди игрушку
Цель: направлена на развитие восприятия, а также внимания.
Материалы: несколько разных игрушек (до 10).
Ход игры: Несколько игрушек может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.
Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.



Игра № 15 Кто самый внимательный?
Цель: прекрасно развивает внимание и память.
Ход игры: участвовать могут сколько угодно человек.
Выберите ведущего. На столе разложите от 5 и больше (в зависимости от возраста играющих детей) разнообразных предметов. Предложите ребятишкам рассматривать лежащие предметы в течение 12 минут. После этого все должны выйти из комнаты или отвернуться от стола. В это время ведущий изменит расположение предметов или уберет один (несколько) из них. Вернувшись к столу, дети должны постараться определить, что изменилось в расположении и количестве предметов. Побеждает в игре тот, кто первым отметит больше изменений.
Чем старше дети, играющие в эту игру, тем больше предметов вы можете раскладывать и тем больше изменений в их расположении и количестве производить. Маленьким детям легче запоминать крупные и сильно отличающиеся друг от друга предметы, поэтому вы можете использовать геометрические фигуры, как объемные, так и вырезанные из плотной бумаги. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, раскладывая больше некрупных и даже похожих друг на друга предметов.





·ђ Заголовок 1·ђ Заголовок 2·ђ Заголовок 3·ђ Заголовок 4·ђ Заголовок 5·ђ Заголовок 6·ђ Заголовок 7·ђ Заголовок 8·ђ Заголовок 915