Развивая пальчики — развиваем мозг


Презентацию подготовила учитель– логопед : Гурова Инна Николаевна Развивая пальчики - развиваем мозг В настоящее время мы всё чаще сталкиваемся с проблемой развития речи детей дошкольного возраста. Отставание в речевом развитии осложняет жизнь ребёнка в социуме, ведь у малыша с недостаточно развитой речью, ограничены коммуникативные возможности. Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, челюсти, рта. Упражнения, направленные на развитие движений языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук.Развитие мелкой моторики, как одно из средств развития речи, предлагается давно. Мудрой народной педагогикой созданы игры «Ладушки», «Коза Рогатая», «Сорока-Белобока» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие. В своей работе я использую: игры с пальчиками, игры с мелкими предметами, игры с речевым сопровождением.Развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию внимания, памяти, пространственного восприятия, связной речи, готовности руки к письму, умению логически рассуждать.Чтобы разнообразить занятия, можно предложить дошкольникам сказку из знакомых детям упражнений. А кто живёт в этом домике? Давайте постучим в дверь.(стучат сжатыми кулачками друг об друга).А в домике живёт зайка(«заячьи уши»-указательный и средний пальцы слегка согнуты, остальные прижаты к ладони).- Ты один живёшь здесь, Зайка?- Нет!-В нём живёт вся семья:Дедушка, бабушка,Папа, мама и я!( указательным пальцем правой руки поочередно загибать пальцы левой руки) На поляне дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев),Ну а путь к нему закрыт.(плотно прижать руки друг к другу до локтя),Мы ворота открываем(большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе: кончики средних пальцев соприкасаются)В этот домик приглашаем(пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются кончики одноимённых пальцев). -Зайка, мы хотим погулять по лесу, но боимся заблудиться! Покажи нам, пожалуйста, свой лес!-Хорошо, идёмте со мной!Пошли мы по дорожке и пришли в лес. Смотрим, на опушке леса красуется белоствольная берёза, рядом с ней стоит осинка, а ещё дальше могучие дубы.Вот деревья, вот кусты,Покачай ветвями ты.(локти на столе, пальцы выпрямлены и разведены, покачать кистями рук влево-вправо, вперёд-назад). Цветы на полянке растут.Динь – динь – динь – диньКолокольчик поскорей,Динь – динь – динь – динь,Ты зови моих друзей.( «Колокольчики»- пальцы поочерёдно ударяют по большому пальцу). Солнышко поднимается – цветочек раскрывается.Солнышко садится – цветочек спать ложится.(кисти обеих рук подняты вверх, основания кистей прижаты друг к другу, пальцы по очереди друг за другом расходятся в стороны, потом в том же порядке возвращаются в исходное положение). Пчелы собирают пыльцу с цветов.Жу –жу – жу, жу – жу- жу –Над ромашкой я жужжу.Жу – жу – жу, жу – жу – жу – Над полянкой я кружу.(круговые движения указательных пальцев). Ой! Посмотрите! Под берёзой растёт подберёзовик, под осинкой растёт подосиновик, под дубом – белый гриб.(на кулачок положить открытую ладошку). Вдруг пошел дождь.Капля – раз, капля – два.Капли медленно сперва.Стали капли поспевать,Капля каплю догонять:Кап, кап, кап, кап. (поочередно прижимать пальцы к столу, как при игре на пианино)Зонтик поскорей раскроем,От дождя себя укроем!(руки «домиком» над головой). Дождь скоро прошёл и мы пошли домой. Вдруг услышали: «Ку –ку! Ку – ку!» Кто так пел? А в луже сидела лягушка и радостно урчала: «Ква, ква, ква, завтра дождь с утра!»-Ква – ква –ква, -урчит квакушка.-Ку – ку – ку,- кричит кукушка.(к большому пальцу прижимать остальные плотно сжатые пальцы, имитируя открывание и закрывание рта). Тут же «птичка пьёт водичку»Наклонилась, захватила,Подняла и проглотила.(указательный и большой пальцы образуют «клюв»: «клювом» коснуться стола, имитируя движения птицы: захватила воду; подняла голову; пощёлкав клювом, проглотила). По лесной дорожке шагали наши ножки.Шли мы, шли, шагали, много увидали.Устали, сядем, отдохнём!(указательным и средним пальцами- «шагают» по столу