Разработка занятия кружка на тему Рождественский сувенир
Муниципальное образовательное учреждение
Минеевская основная общеобразовательная школа
Уренского муниципального района Нижегородской области
Разработка занятия кружка «Искусница»
Сувенир «Рождественский ангел»
Выполнила: Иванова
Ольга Витальевна
Педагог дополнительного
образования
МОУ Минеевской ООШ
2011
Сувенир «Рождественский ангел»
Занятие 1. История создания сувенира и его назначение. Выполнение сувенира «Рождественский ангел».
Оборудование и материалы:
образцы различных сувениров, картинки с изображениями ангелов, таблица графического изображения игрушки, готовый образец, комплект выкроек – лекал, инструкционная карта, ножницы, ткань (шелк), тесьма, капроновая лента, иголки, наполнитель, наперсток, игольницы, бусины для глаз, катушечные нитки, мулине, шерстяные нитки.
Цели:
Учить детей умениям последовательно выполнять игрушку – сувенир «Рождественский ангел».
Развивать творческие способности учащихся, словарный запас, логическое мышление. Воспитывать любовь ко всему прекрасному.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с историей создания сувенира и его назначением;
научить детей выполнять игрушку – сувенир «Рождественский ангел»;
Соблюдать технику безопасности.
Развивающие:
развивать художественно – образное мышление;
развивать интеллект, мелкую моторику пальцев, творческие способности;
Воспитывающие:
воспитывать любовь к прекрасному, эстетику и культуру труда.
План занятия:
Беседа об истории сувенира и его назначении.
Практическая работа:
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Давайте проверим, всё ли приготовили к работе. Сегодня вам понадобятся ножницы, ткань (атлас), тесьма, капроновая лента, иголки, наполнитель, наперсток, игольницы, бусины для глаз, катушечные нитки, мулине, шерстяные нитки.
2. Подготовка рабочего места.
Давайте вспомним, как правильно организовать своё рабочее место.
Рабочее место для шитья должно быть хорошо освещено с левой стороны.
Расстояние от глаз до работы должно составлять не менее 35 -40 см, чтобы не развивалась близорукость.
Руки во время шитья держат на вису.
Каждый инструмент должен находиться на своём месте: игла – в игольнице и с вдетой ниткой, ножницы и нитки – в коробке.
После окончания работы инструменты нужно убрать в рабочую коробку.
3. Постановка цели.
Сегодня вы научитесь выполнять игрушку-сувенир «Рождественский ангел».
4. Беседа об истории сувенира и его назначении.
Скажите, кто знает, что такое сувенир, какие сувениры бывают и для чего они предназначены.
Посмотрите сюда – здесь расставлены различные сувениры. Пока вы их рассматриваете, я познакомлю вас с историей сувенира.
Сувенир – это вещь, связанная с воспоминаниями о каких-то событиях или о каком-то человеке. Сувениры мы можем встретить в любом доме, на рабочем месте, в машине и др.
Сувенирами могут быть разные изделия, имеющие декоративное или декоративно-утилитарное значение. Декоративные изделия, служащие украшением, - это различные панно, глиняные, фарфоровые, деревянные расписные и резные игрушки, ним можно отнести и самодельные игрушки из ткани. Сувениры декоративно-утилитарного характера находят применение в быту, например, диванные подушки или кухонные прихватки.
Французское слово «сувенир», означающее «подарок на память», пришло в русский язык в петровские времена. Раньше сувениром считался любой подарок, который прежде всего напоминал о человеке, сделавшем его.
История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Человек, приписывая силам природы сверхъестественный характер, старался задобрить их. Отсюда почитание идолов, вера в волшебную силу талисманов и амулетов. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах.
Со временем изображения утрачивают магический смысл, в результате чего идол переходит в разряд игрушки, а талисман или амулет в разряд украшений. Эти изображения, сохраняющие художественные традиции, стали дарить как сувениры.
Считается, что в производстве сувениров преимущественное право принадлежит, прежде всего, изделиям народных художественных промыслов. Такие изделия, как знаменитые на весь мир красочные матрёшки, дымковские игрушки, лаковая миниатюра Палеха, Мстеры, расписные шали, кружево, золотая Хохлома, стали своего рода эталонами сувениров. Они являются выразителями художественной культуры народа, её неповторимого своеобразия, а кроме того, в них воплощается единство ремесла и искусства.
Сувениры могут быть личными и общезначимыми. Личным, индивидуальным сувениром может быть любой предмет природного происхождения или сделанный руками человека, напоминающий о каком-то событии, месте, человеке. Такой предмет может быть подарен, куплен или найден где-то и взят на память о чём-то личном. Например, им может быть рисунок, платок, автограф, фотография, интересный камень и др.
Общезначимый сувенир связан с важными событиями, датами, с историей и жизнью страны, города, с традиционными художественными промыслами, т. е. связан с какой-либо значительной темой, событием. Это – различные значки, памятные медали, изделия народных мастеров и художественных промыслов, работающих в традициях своего края, местности. Создать новый сувенир не просто. Художник, работающий над сувениром, должен учитывать, что сувенир – это изделие, несущее в своём художественном решении определённую информацию. Что же это за информация? О чём может рассказать сувенир?
Прежде всего, о красоте народного искусства, мастерстве, изобретательности и тонком юморе, умении обрабатывать материал, не нарушая его красоты. В народной игрушке проявляется высокий художественный вкус народа, труд и талант многих поколений.
Таким образом, сувенир даёт представление о стране, её истории, о художественной культуре народа, его традициях и эстетических идеалах.
Сувениры приобретают чаще всего во время туристической поездки, путешествия, во время посещения выставок, музеев и т. д. поэтому при разработке сувениров следует думать не только об их высоком художественном уровне, качестве исполнения и отделке, но и о размере. Не следует увлекаться большими размерами, сувенир должен быть лёгким, малогабаритным, портативным.
Сегодня мы будем выполнять вот такой сувенир «Рождественский ангел». А кто из вас знает, кто такие ангелы? Ангелы в переводе с греческого языка – вестники – это сверхъестественные существа, сотворённые Богом прежде видимого мира, назначение которых заключается в служении Богу, борьбе с его врагами, воздавании ему почестей и посредничестве между Богом и человеком, передача людям Божественной воли. У каждого человека есть ангел-хранитель, который ведёт его путём добра, помогает ему советами, утешает его в печалях, поддерживает его волю в жизненных испытаниях.
5. Повторение пройденного.
При изготовлении поделок мы часто пользуемся разными швами. Давайте вспомним, как выполняется шов «назад иголку». С помощью этого шва мы будем прикреплять тесьму.
Шов «назад иголку»
6. Практическая работа: выполнение сувенира с помощью инструкционной карты.
Перед каждым из вас лежит инструкционная карта. Внимательно прочитайте её, отберите те материалы, которые вам понадобятся, и приступаем к поэтапному выполнению сувенира.
Инструкционная карта: «Рождественский ангел»
Инструменты и материалы: белый атлас, широкая белая капроновая лента, тесьма, наполнитель (синтепон), две голубые бусины, мулине красного цвета, катушечные и шерстяные нитки (для волос), ножницы, напёрсток, игольница, игла.
Вырежьте из атласа круг диаметром около 30 см и обработайте край круга тесьмой.
Сделайте из наполнителя небольшой шарик, положите его в центр круга, заверните и, обернув несколько раз ткань ниже шарика ниткой, сделайте шею. Получится ангел без крыльев.
Возьмите кусок капроновой ленты длиной 30 см, завяжите её красивым бантом – это крылья ангела. Прикрепите их к спинке белой нитью.
Сделайте лицо: пришейте голубые бусинки-глаза, вышейте мулине рот.
Отрежьте 25 – 30 кусочков шерстяной нитки (лучше жёлтого цвета) длиной 15 см. Прикрепите волосы ниткой к голове.
Ваш ангел готов!
6. Подведение итогов.
Теперь давайте устроим маленькую выставку ваших сувениров. Вот они какие красивые!
Скажите, для кому вы их подарите? А какие слова при этом скажете?
Что нового узнали сегодня? Какими умениями и навыками овладели?
Как вы оцените свою сегодняшнюю работу? Получилось ли то, что вы задумали или нет?
Спасибо за работу!
Литература
Зайцева А.А. Оригинальные куклы своими руками/ Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2009.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учреждений. – М.: Просвещение, 1990.
Тряпичные куклы/ авт.-сот. Т.М. Ткачук. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.
Приложения
Сувенир «Рождественский ангел» (образец)
Сувениры
Ангелы