КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА ЛЕПКИ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА ПО ТЕМЕ: ОСЕННИЙ СУВЕНИР
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА ЛЕПКИ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА
ПО ТЕМЕ:
«ОСЕННИЙ СУВЕНИР»
Ребенок Татьяна Алексеевна,
воспитатель класса для детей с лёгкой умственной отсталостью
ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вид п. Ильского Краснодарского края
Цель: продолжать обучение учащихся приёмам работы с тестом; развивать ручную умелость, тактильные ощущения, зрительное восприятие; корригировать двигательно – моторную память, произвольное внимание, воображение; способствовать привитию аккуратности, усидчивости.
Оборудование: звукозапись «Времена года» П.И Чайковского, магнитофон, мультимедийный проектор
Материалы и инструменты: солёное тесто, доски для лепки, стеки, скалки, шаблоны листьев, пластиковые трубочки, салфетки для рук, стаканы для воды, кисточки, краски, клей, карточки с правилами по ТБ.ХОД ЗАНЯТИЯ
Во время прихода гостей звучит песня «Осень» в исполнении учащихся.
I.Организационный момент.Воспитатель: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть Вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II.Актуализация внимания.Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Мы очень рады приветствовать вас, в стенах нашей школы. Сегодня вы присутствуете на занятии кружка лепки из солёного теста, и мы с удовольствием покажем и научим вас тому, что мы умеем. Для начала давайте познакомимся и представимся друг другу /представление гостей и детей/
Воспитатель: А теперь, я хотела бы спросить: «Знаете ли вы, что такое тестопластика?»
Тестопластика – это лепка из солёного теста.
В последние годы солёное тесто стало очень популярным материалом для лепки. Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас особенно ценится всё экологически чистое и сделанное своими руками.
Солёное тесто имеет древнюю историю. С давних пор люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. Первоначально изделия из него имели культовое значение: из него делали фигурки божеств, изображения животных, обереги.
У славян считалось, что фигурки животных, вылепленные из теста, принесут в дом богатство и изобилие, их лепили в надежде на увеличение поголовья скота. Из теста делали кукол для детей, которые также исполняли роль оберегов.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проёме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благосостояние.
Фигурки из теста лепят в Польше и Чехии, Словакии, Греции и Испании, даже в далёком Эквадоре мастера художественных промыслов делают поделки из яркоокрашенного теста. Как мы видим с вами, география использования солёного теста широка и разнообразна. В наши дни поделки из теста носят чисто декоративный характер, но от этого они не менее популярны.
Воспитатель: Сегодня мы с ребятами, научим вас работать с солёным тестом и очень надеемся, что вы получите удовольствие от этого занятия.
Неслучайно, в начале нашей встречи звучала замечательная песня об осени. Потому что осень, одно из самых красивых времён года. Каких только оттенков ни увидишь в природе. Отправляясь в лес, для своей работы осень берет самые яркие краски. Берёзы и клёны покрывает лимонной желтизной, листья осинок напоминают спелые яблоки, а могучие дубы надевает в медную бронзу.
Праздник осени в лесу,
И светло и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
Каждый листик золотой –
Маленькое солнышко,
Соберу в корзину я,
Положу на донышко.
Берегу я листики,
Осень продолжается.
Долго дома у меня
Праздник не кончается.
Воспитатель: Дорогие гости! Сегодня мы предлагаем вам изготовить осенние сувениры, чтобы как можно дольше сохранить для себя красоту и очарование этого неповторимого времени года. /Показ образца изделия/
Воспитатель:
- Какие инструменты мы будем использовать для работы с тестом? /дети отвечают, используя прошлый опыт/
СТЕКА – инструмент для лепки из мягких материалов /глина, пластилин, тесто/.
СКАЛКА – инструмент для раскатывания теста.
Выполнять нашу работу мы начнём с изготовления листочка. Для этого вам необходимо использовать шаблон.
- Что такое шаблон?
Шаблон – это заготовка из картона, необходимой формы.
- Кто расскажет нам, как использовать шаблон в работе?.Я предлагаю вам выбрать шаблон, который вам нравиться больше всего, с помощью него вы придадите форму своему изделию, /участники мастер – класса выбирают шаблоны листьев по желанию/
Повторение правил работы с тестом и ТБ
/работа по карточкам/
– Ребята, мы с вами учимся работать в парах, поэтому сейчас я назову, кто с кем будет работать.
Определение пар для работы.
- Прежде, чем приступить к работе, мы должны выполнить массаж для рук.
Выполнение массажа для пальцев рук. /приложение 1/
А теперь, посмотрите все внимательно, я покажу вам, как лепить листок.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Показ презентации о последовательности выполнения работы.
Слайд №1. Из кусочка теста скатать шар.
Слайд №2. Раскатать шар в лепёшку толщиной 5 мм.
Слайд №3. Положить на раскатанное тесто шаблоны в виде листа.
Слайд №4. Обрезать изделие по контуру шаблона стекой.
Слайд №5. Стекой изобразить прожилки.
Слайд №6. Положить готовое изделие для просушки.
Воспитатель: Теперь вы готовы к самостоятельному выполнению работы.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛИСТКА.
/Воспитатель помогает участникам МК в процессе изготовления сувенира/
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём и выполним физминутку.
ФИЗМИНУТКА /приложение №2/
Продолжение работы.
Показ презентации «Лепка божьей коровки».
Слайд №1. Из небольшого кусочка теста скатать шар.
Слайд №2. С помощью большого и указательного пальца сформировать голову божьей коровки.
Слайд №3. Стекой наметить крылья и голову божьей коровки.
Слайд №4. Используя трубочку для сока, выдавить точки на крыльях божьей коровки.
Слайд №5. Положить готовое изделие для просушки.
Воспитатель: На этом этапе наше занятие могло бы подойти к концу, так как по правилам работы с солёным тестом изделие необходимо сначала просушить, а потом раскрашивать. Но мы не могли лишить вас возможности проявить свои художественные способности и поэтому заранее приготовили высушенные изделия.
/Далее предлагается раскрасить заранее высушенные изделия./
По окончании работы: уборка рабочего места.
Итоги занятия:
- Что мы сегодня выполняли на занятии кружка?
- Дорогие гости и ребята, вам понравилось наше занятие?
- Что вам особенно понравилось?
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша встреча, я буду очень рада, если работа с солёным тестом доставила вам удовольствие, и вы захотите заниматься этим дальше. Желаю вам удачи!
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь.
Говорю вам «До свиданья!»
Вновь у нас, до новых встреч!
Приложение №1
Массаж для рук.
Круговыми движениями правой руки помассировать тыльную сторону левой руки. То же самое выполнить на правой руке.
Скучивающими движениями от основания пальца до ногтевой фаланги помассировать каждый палец.
Зажав лучезапястный сустав левой руки, правой рукой растереть его /2-3 скручивающих движения - «крапивка»/.
Выполнить круговые движения в лучезапястном, локтевом суставах обеих рук.
Встряхивающими движениями расслабить руки.
Потереть ладони друг об друга, дать почувствовать тепло рук.
Приложение №2
ФИЗМИНУТКА /релаксация для рук/
Руки требуют заботы,
Ведь у них полно работы
Трудно целый день писать,
И лепить и рисовать.
/РЫВКИ РУКАМИ ПЕРЕД ГРУДЬЮ/
Встанем прямо и сейчас,
Мы присядем восемь раз.
Пять раз медленно, а три
Быстро мы присесть должны.
/ПРИСЕДАНИЯ, РУКИ ПЕРЕД ГРУДЬЮ/
Потянулись вверх, потом
Руки шире разведём
/ПОТЯГИВАНИЯ, РУКИ ВВЕРХ И В СТРОНЫ/
Вот и всё. Конец зарядки.
Вновь за партами ребятки.
/ХОДЬБА НА МЕСТЕ/