Методические рекомендации для самостоятельной работы по Истории мировых цивилизаций по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
МЧС РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
Кафедра философии и гуманитарных наук
ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Методические рекомендации для самостоятельной работы
обучающихся по направлению подготовки
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
(уровень бакалавриата)
Екатеринбург
2017
История мировых цивилизаций: Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) / Составитель Т.Н. Петухова. – Екатеринбург: ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. – 47 с.
Автор - составитель:
Петухова Т.Н. - кандидат юридических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России.
Рецензент: Ефимов Иван Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры расследования пожаров ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России.
Методические рекомендации для самостоятельной работы подготовлены в помощь обучающимся на факультете платных образовательных услуг, по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата), для освоения учебного материала по учебной дисциплине История мировых цивилизаций.
Методические рекомендации для самостоятельной работы содержат: организационно-методические указания; темы и вопросы, рекомендуемые для рассмотрения, перечень основной, дополнительной литературы, электронных ресурсов.
Обсуждены и рекомендованы к изданию на заседании Методического совета института __ 201___ г., протокол № __.
© ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России, 2017.
Организационно-методические указания
Успех изучения дисциплины История мировых цивилизаций во многом зависит о умения правильно организовать самостоятельную работу. При этом обучающийся должен руководствоваться рабочей программой дисциплины История мировых цивилизаций по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата), методическими указаниями по выполнению контрольных работ, а также настоящими методическими рекомендациями.
Методические рекомендации для самостоятельной работы охватывают всю программу курса, в них определены основные понятия и категории для изучения, перечень тем и рекомендуемых вопросов дли их освоения, приведены и дополнительная литература, представлены тесты для самопроверки.
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).Самостоятельная работа является важным видом учебной и научной деятельности обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу обучающихся (далее СРО). В связи с этим, обучение включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРО должна стать эффективной и целенаправленной работой.
современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной исторической, политической, правовой, управленческой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие обучающихся в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа обучающихся играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.Формы самостоятельной работы СРО включают в себя:
- изучение учебного материала из перечня основной и дополнительной литературы, используя библиотечный фонд института и электронные ресурсы;
- изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
- подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
- участие в конкурсах, работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.
Самостоятельная работа приобщает обучающихся к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем, формирует умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.
Основными задачами СРО в процессе изучения курса История мировых цивилизаций являются:
- систематизация и закрепление полученных исторических знаний и практических , полученных в рамках курса;
- углубление и расширение теоретических знаний по отдельным темам;
- формирование умений использовать историческую, нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговому зачету.
Формы самостоятельной работы
В образовательном процессе выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
- формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной педагогом учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
- конспектирование учебной информации;
- написание рефератов;
- подготовка к семинарам и практическим работам, их оформление;
- составление презентаций по предложенным темам;
- подготовка рецензий на статью, пособие;
- выполнение микроисследований;
- выполнение домашних заданий в виде решения отдельных исторических задач, проведения сравнения, индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
- компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
- текущие консультации;
- контроль самостоятельной работы;
- прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
- работа с текстом учебника, картой, документами;
- анализ информации из СМИ и других источников;
- выполнение и защита рефератов в рамках дисциплины;
- выполнение учебно-исследовательской работы.
Деятельность обучающихся по формированию и развитию навыков учебной самостоятельной работы
процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя обучающийся должен:
- освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего образования по дисциплине История мировых цивилизаций.
- планировать самостоятельную работу в соответствии с Рабочей программой дисциплины;
- выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам;
- самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;
= использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;
- использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.
Основной формой самостоятельной работы является изучение конспекта лекций, их дополнение из рекомендованной литературы, активное участие на практических и семинарских занятиях. Но для успешной учебной деятельности, ее интенсификации, необходимо учитывать следующие субъективные факторы:
1. Знание школьного программного материала, понятийного аппарата, необходимого для усвоения дисциплины История мировых цивилизаций. Затратив силы на преодоление этих пробелов, обучающийся обеспечит эффективную успеваемость.
2. Наличие умений, навыков умственного труда:
а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой;
б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации.
Специфика познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление. Слабое развитие каждого из них становится серьезным препятствием в учебе.
Работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием. Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием у себя способности к дальнейшему самостоятельному образованию.
Соответствие избранной деятельности, профессии индивидуальным способностям. Необходимо выработать у себя умение саморегулировать свое эмоциональное состояние и устранять обстоятельства, нарушающие деловой настрой, мешающие намеченной работе.
Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности. Чередование труда и пауз в работе, периоды отдыха, индивидуально обоснованная норма продолжительности сна, предпочтение вечерних или утренних занятий, стрессоустойчивость на зачетах и особенности подготовки к ним,
Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой.
Следует взять за правило: учиться ежедневно, начиная с первого дня семестра.
Таким образом, первая задача организации внеаудиторной самостоятельной работы – это составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, графические работы, чтение), перерывы на обед, ужин, отдых, сон, проезд и т.д. Расписание не предопределяет содержания работы, ее содержание неизбежно будет изменяться в течение семестра
Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда, который необходимо не только правильно организовать, но и стимулировать. При этом очень важно уметь поддерживать устойчивое внимание к изучаемому материалу. Выработка внимания требует значительных волевых усилий. Существенным фактором, влияющим на повышение умственной работоспособности, являются здоровый образ жизни.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Одним из условий успешного обучения является умение обучающихся подобрать соответствующую литературу для выполнения учебных заданий и научной работы. Самостоятельный подбор литературы осуществляется при подготовке к семинарским,
Существует несколько способов определения списка необходимой литературы:
Во-первых, в рабочей программе учебной дисциплины История мировых цивилизаций приводится список основной и дополнительной литературы, перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной мети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.
Во-вторых, в большинстве учебников и книг делаются ссылки, сноски на другие литературные источники, приводится список литературы по раскрываемой в книге проблеме.
В-третьих, наиболее полный список литературы по соответствующей проблеме имеется в диссертациях. Сами диссертации хранятся в диссертационном зале библиотек.
Работа с текстом книги или статьи
процессе чтения текста важно понять, что каждое слово, словосочетание, фразеологический оборот несут определенную смысловую нагрузку. Встречающиеся в книге, статье, незнакомые или непонятные слова нуждаются в уточнении. К сожалению, как свидетельствует практика, значительная часть обучающихся не пытается установить значение новых слов ни при помощи словарей, ни каким-либо другим способом.
Равнодушное отношение к незнакомым словам, а в итоге к мысли автора, приводит к непониманию важнейших положений изучаемого материала. В результате формируется устойчивая привычка приблизительного усвоения смысла прочитанного.
После того, как материал учебника или статьи прочитан, более глубокому его осмыслению и пониманию способствует составление плана. В нем систематизируется все, что было получено в результате мыслительной обработки текста. План может быть устным или письменным. Главное, чтобы он раскрывал и развивал главную мысль прочитанного. Хорошим считается такой план, который четко выражает основное содержание текста, делает его компактным и удобным для хранения в памяти. Объем, форма и содержание плана сугубо индивидуальны и составляются обучающимся для самого себя.
Вместе с тем существует определенная общая методика, которая позволяет составить удобный план. Она заключается в том, что прочитанный текст (книга, статья, параграф) делится на части, каждая из которых содержит законченное сообщение по какой-либо проблеме, вопросу. Затем на основе выделенных ключевых слов, фраз формулируется главная мысль каждой части текста. Главная мысль всего текста может стать заголовком плана. Таким образом, план будет представлять собой перечисление логически связанных между собой главных мыслей прочитанного. К каждому пункту плана может даваться дополнительный краткий материал, обосновывающий то или иное положение плана.
Другой формой разработки плана является самостоятельное составление структурно-логических схем, рисунков, чертежей, опорных сигналов, раскрывающих содержание текста. Они позволяют отразить не только основные понятия, но и взаимосвязь структурных элементов, динамику изучаемого явления или процесса.
Осмыслению, пониманию и запоминанию учебного материала способствует составление конспекта — систематизированной, логически связанной записи прочитанного. Под конспектированием понимается такая мыслительная обработка текста, которая приводит к его сокращению, но не искажает основного смысла.
Существует несколько разновидностей конспектов, которые можно условно разделить на плановые (план-конспекты), текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект (план-конспект) составляется на основе созданного плана. Каждый вопрос плана раскрывается необходимой информацией в виде цитат, таблиц, схем или свободно изложенного текста. Если какой-то пункт плана не требует дополнений
разъяснений, то его можно не сопровождать дополнительной информацией. Это одна из особенностей короткого план-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения. Составление такого конспекта формирует умение последовательно и четко излагать свои мысли, обобщать содержание учебника или книги. Короткий план-конспект — незаменимое пособие в тех случаях, когда требуется подготовить доклад, выступление или ответ по какой-либо проблеме.
Текстуальный конспект представляет собой набор цитат, связанных друг с другом логическим переходом. Такой конспект является источником дословных высказываний автора. Он помогает выявить и проанализировать спорные моменты. Данный вид конспектирования целесообразно использовать для сравнительного анализа различных точек зрения, высказанных разными авторами по одной проблеме. Написание текстуального конспекта требует определенных умений быстро и правильно определить главную мысль текста, подобрать выражающую ее цитату. Если же конспект составлен из выписок, сделанных без глубокой проработки материала, без его осмысления, то в последующем по нему трудно восстановить основное содержание прочитанного.
Свободный конспект сочетает в себе выписки, цитаты, собственные формулировки. Часть текста может быть представлена в виде структурно-логических схем, рисунков, таблиц. Составление такого конспекта развивает способность кратко формулировать собственные мысли, обосновывать и аргументировать основные положения текста, способствует изучению учебного материала, расширению активного запаса слов. Считается, что свободный конспект является наиболее полезным при проработке гуманитарной литературы, самостоятельном изучении учебных дисциплин. Последовательность написания его такова: прочитать, понять, осмыслить, четко и кратко записать. Для составления свободного конспекта требуется достаточно много времени.
Тематический конспект разрабатывается для углубленного изучения и осмысления узкоспециализированного вопроса или темы. Особенность такого конспекта в том, что он не отображает всего содержания прочитанного материала одного или нескольких источников. Студент обычно делает записи только тех положений, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому им вопросу. Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумать интересующую проблему, проанализировать имеющиеся точки зрения на ее решение, активизировать собственные знания по данной теме.
На первый взгляд кажется, что предлагаемая методика работы с книгой, учебной литературой достаточно трудоемка и требует много времени. Но это ошибочная точка зрения. Осмысливание в уме текста, постановка вопросов и поиск ответов на них, проверка самого себя в ходе чтения позволяют гораздо быстрее и прочнее усвоить материал, чем только при его прочтении и пересказе. При этом расширяется багаж знаний, развивается мышление, память, что в значительной мере дает выигрыш и в качестве знаний, и в количестве времени и сил, затрачиваемых на подготовку к занятиям.
целях более быстрого освоения методики работы с книгой, учебной литературой предлагаем Вам краткие методические рекомендации:
До чтения. Начинайте работу с осмысливания заголовка. Проанализируйте оглавление, эпиграф, аннотацию к книге. Настройтесь для дальнейшей работы над текстом.
По ходу чтения. Старайтесь понять все слова и предложения в тексте, выделить важные и ключевые из них. Ведите мысленный диалог с текстом; задавайте вопросы самому себе по содержанию прочитанного, обоснованию изучаемых положений; стройте свои предположительные ответы и сверяйте их с текстом. По ходу чтения попытайтесь осознать, что Вам непонятно, в чем возникают сомнения. Выясните наиболее трудные для Вас вопросы. Делайте выписки, выделяйте главные мысли, составляйте схемы, чертежи, таблицы. Анализируйте конкретные примеры.
После прочтения текста. Сформулируйте главную мысль прочитанного. Прочитайте повторно наиболее сложные для Вас части текста. Продумайте план. Задайте вопросы себе по всему тексту. Составьте конспект прочитанного. Через некоторое время проверьте себя.
Выполнение указанных рекомендаций позволит полноценно и качественно усвоить курс История мировых цивилизаций.
Основные темы и вопросы курса
Раздел I. Введение в Историю мировых цивилизаций.
Тема 1. Начало формирования человеческого общества.
Перечень формируемых компетенций:
общекультурных:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
информационно-методическая деятельность:
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
коммуникативных:
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
исполнительно-распорядительных:
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Примерные вопросы для изучения
История мировых цивилизаций как наука. Цели и задачи истории
Стадо, социогенез.
3. Становление и разложение первобытной общины.
Основные понятия и категории
История мировых цивилизаций как наука, методология истории мировых цивилизаций, формация и цивилизации, социогенез, патриархат.
Литература:
Основная литература
1. Платонов О.А. Экономика русской цивилизации / О.А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2011.
2. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций, 2011.
3. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты /А.С. Филиппенко. М.: Экономика, 2010.
Дополнительная литература
1. Античная Греция. Т. 1, 2. М., 1983.
2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 2010.
3. Бриггс А., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. М., 2010.
4.Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 2012.
Электронные ресурсы
http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий
2. http://www.vostlit.info/ Сайт исторических источников
3. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека In Folio4. http://rsl.ru/ Российская государственная библиотека
Нормативные правовые акты и нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. – Екатеринбург: Издательский дом «Автограф»,2015. – 48 с.
Электронные ресурсы
http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий
2. http://www.vostlit.info/ Сайт исторических источников
3. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека In Folio4. http://www.mirknig.com/history/ Книги по истории
5. http://www.shpl.ru/ Государственная Публичная Историческая библиотека
6. http://rsl.ru/ Российская государственная библиотека
Руководство по самостоятельному изучению
Изучить рабочую программу курса, его основные цели и задачи.
Ознакомится со списком основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов.
Ориентируясь на список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов по теме 1 и примерные вопросы для освоения темы, изучить её содержание.
Пользуясь словарем, закрепить основные термины и категории.
Выполните проверочное задание.
Задание:
- конспектирование источников, учебной и научной литературы по теме лекции;
- поиск и обзор электронных источников информации;
- выделить этапы развития человечества;
- выделить особенности речных и морских цивилизаций.
1. Соотнесите термин и его определение.
ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А) матриархат
Б) полис
В) военная деспотия
Г) социогенезД) археология процесс возникновения социальных отношений между людьми и форм организации общественной жизни
специальная историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
самостоятельное государство, включавшее в се город и прилегающие земельные угодья, и обладавшее самоуправлением горожан
государственное образование, главной задачей которого было обеспечение защиты общинам, городам и торговцам от внешних врагов
строй, при котором господствующее положение занимали женщины (материнское право, материнский род)
2. Признаки неолитической революции а) возделывание злаков и выращивание животных б) отсутствие частной собственности в) преимущественно кочевой образ жизни г) существование соседской общины д) возникновение племенных богов е) преобладание собирательства
3. На рубеже IV—III тыс. до н. э. а) возникли первые цивилизации б) началась неолитическая революция в) появился человек современного вида г) зародилась религия
4. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился а) 40 тыс. лет назад б) в IX тыс. до н. э. в) во II тыс. до н. э. г) на рубеже IV—III тыс. до н. э.
5. Основной производственной ячейкой в древних обществах являлась:
а) патриархальная семья б) сельская община
в) корпорация торговцев г) соседская община
6. Соотнесите термин и его определение.
ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А) патриархат
Б) неолитическая революция
В) антропогенез
Г) племя
Д) рабство переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности
наука о происхождении и эволюции человека
общность людей, объединенных родственными связями, общим хозяйством, языком и традициями.
социально-экономический строй, при котором некоторые люди являлись собственностью власти, знати, храмов, ремесленников.
строй, при котором господствующее положение занимал мужчина (отцовское право, отцовский род)
Темы для докладов
Предмет и задачи дисциплины История мировых цивилизаций.
Исторические источники, их классификация.
Раздел II. Цивилизации древности.
Тема 2. Формирование цивилизаций Древнего Востока
Перечень формируемых компетенций:
общекультурных:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
информационно-методическая деятельность:
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
коммуникативных:
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
исполнительно-распорядительных:
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Примерные вопросы для изучения
1. Цивилизации Двуречья2. Цивилизация Древнего Египта.
3. Древний Китай.
3. Цивилизации Древней Индии
Основные понятия и категории
Аграрное общество, Древний Восток, речные и морские цивилизации, восточные деспотии, буддизм и конфуцианство.
Литература:
Основная литература
1. Платонов О.А. Экономика русской цивилизации / О.А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2011.
2. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций, 2011.
3. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты /А.С. Филиппенко. М.: Экономика, 2010.
Дополнительная литература
1. Античная Греция. Т. 1, 2. М., 1983.
2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 2010.
6. Бриггс А., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. М., 2010.
7.Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 2012.
8. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2014.
9. Васильев Л. С. Древний Китай. Т. I-II. М., 1996, 2012
Нормативные правовые акты и нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. – Екатеринбург: Издательский дом «Автограф»,2015. – 48 с.
Электронные ресурсы
http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий
2. http://www.vostlit.info/ Сайт исторических источников
3. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека In Folio4. http://rsl.ru/ Российская государственная библиотека
Руководство по самостоятельному изучению
Ориентируясь на список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов по теме 2 и примерные вопросы для освоения темы, изучить её содержание.
Пользуясь словарем, закрепить основные термины и категории.
Законспектировать учебный материал по темам «Государства Древнего Востока»
Заполнить сравнительную таблицу «Государства Древнего Востока»
Показатели Египет Китай Индия
Перечень государств Географические и климатические особенности Хозяйственная деятельность Отношение государства и общества Особенности менталитета Особенности мифологического (религиозного) сознания Вклад в мировую науку и культуру Проверочное задание
1. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи а) буддизма б) даосизма в) ведизма г) конфуцианства2. Древневосточный правитель а) имел неограниченную власть над подданными б) выбирался высшей знатью в) имел лишь религиозные функции г) не имел никакой собственности
3. Для древневосточной деспотии характерно а) участие народа в управлении государством б) всеохватывающее господство государства над подданными в) отсутствие налоговой системы г) отсутствие письменных законов
4. Факторы, способствующие созданию особой формы государства – деспотии:
а) иерархическая система
б) необходимость организации коллективного труда
в) разветвленная административная система
г) необходимость жесткой организации, сильной центральной власти
5. Религиозно-философское учение буддизм зародилось:
а) в Китае б) в Индии
в) в Вавилоне г) в Египте
6. Особенность древнеиндийского общества:
а) социальное неравенство б) кастовый строй
в) имущественное расслоение г) патриархальная семья
7. Самые привилегированные слои населения восточного общества:
а) родовая и военная аристократия
б) ремесленники и купцы
в) цари и жрецы
г) чиновники и солдаты
8. В древних восточных государствах сложилась особая форма государства:
а) деспотия б) монархия
в) тирания г) диктатура
Темы для докладов/презентаций
Особенности Древнего Китая.
Особенности Древней Индии.
Первая мировая религия - буддизм.
Конфуцианство и его особенности.
Тема 3. Античные цивилизации
Перечень формируемых компетенций:
общекультурных:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
информационно-методическая деятельность:
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
коммуникативных:
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
исполнительно-распорядительных:
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Примерные вопросы для изучения
1. Древнегреческая цивилизация
2. Древнеримская цивилизация
Основные понятия и категории
Античность, цивилизация, полисы, демократия.
Литература:
Основная литература
1. Платонов О.А. Экономика русской цивилизации / О.А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2011.
2. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций, 2011.
3. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты /А.С. Филиппенко. М.: Экономика, 2010.
Дополнительная литература
1. Античная Греция. Т. 1, 2. М., 1983.
2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 2010.
3. Блок М. Феодальное общество. М., 2013.
4. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3. М., 2012.
5. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций М., 2011
Нормативные правовые акты и нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. – Екатеринбург: Издательский дом «Автограф»,2015. – 48 с.
Электронные ресурсы
1.http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий
2. http://www.vostlit.info/ Сайт исторических источников
3. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека In Folio4. http://www.mirknig.com/history/ Книги по истории
5. http://www.shpl.ru/ Государственная Публичная Историческая библиотека
6. http://rsl.ru/ Российская государственная библиотека
Руководство по самостоятельному изучению
Ориентируясь на список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов по теме 3 и примерные вопросы для освоения темы, изучить её содержание.
Пользуясь словарем, закрепить основные термины и категории.
Разработать подробный план «Сравнение Греческой и Римской цивилизаций».
Создать презентации на тему «Роль античной цивилизации в истории человечества».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что понимается под термином «античность»?
2. Назовите основные особенности Древнегреческой цивилизации.
3. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы Древнегреческой цивилизации.
4. Назовите основные особенности Древнеримской цивилизации.
5. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы Древнеримской цивилизации.
Раздел III. От Средневековья к Новому времени
Тема 4. Развитие цивилизаций в Средние века
Перечень формируемых компетенций:
общекультурных:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
информационно-методическая деятельность:
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
коммуникативных:
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
исполнительно-распорядительных:
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Примерные вопросы для изучения
1. Становление и расцвет Западно-Европейской средневековой цивилизации.
2. Особенности средневековой европейской цивилизации.
3. Формирование национальных государств.
4. Особенности развития цивилизаций Востока в средние века.
5. Арабо-мусульманская цивилизация.
Основные понятия и категории:
средневековье, цивилизация, арабский халифат, крестоносцы.
Литература:
Основная литература
1. Платонов О.А. Экономика русской цивилизации / О.А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2011.
2. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций, 2011.
3. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты /А.С. Филиппенко. М.: Экономика, 2010.
Дополнительная литература
1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 2010.
2. Блок М. Феодальное общество. М., 2013.
3.Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 2012.
4. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2014.
5. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций М., 2011
Нормативные правовые акты и нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. – Екатеринбург: Издательский дом «Автограф»,2015. – 48 с.
Электронные ресурсы
http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий
2. http://www.vostlit.info/ Сайт исторических источников
3. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека In Folio4. http://www.mirknig.com/history/ Книги по истории
5. http://www.shpl.ru/ Государственная Публичная Историческая библиотека
6. http://rsl.ru/ Российская государственная библиотека
Руководство по самостоятельному изучению
Ориентируясь на список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов по теме 4 и примерные вопросы для освоения темы, изучить её содержание.
Пользуясь словарем, закрепить основные термины и категории.
Разработать подробный план «Сравнение Западной и Восточной средневековой цивилизаций».
Создать презентации на темы: Западная средневековая цивилизация, Восточная средневековая цивилизация, Арабский халифат.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что понимается под термином «средневековье»?
2. Назовите основные особенности Средневековой цивилизации.
3. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития Средневековой цивилизации.
4. Перечислите изобретения в эпоху Средневековья.
5. Выскажите свою позицию по следующим вопросам:
Относительно окончания Средних веков единого мнения нет. Наиболее распространены следующие версии:
- написание "Комедии« Данте Алигьери (1321) – если считать окончанием Средних веков светский характер культуры,
- падение Константинополя (1453). Византия – последнее Античное государство, пережившее Великое переселение народов. С ее гибелью уже не остается государств, сложившихся в Древний период.
- изобретение книгопечатания (сер. XV века) дало возможность производств большего количества книг, а следовательно повысило и уровень культуры.
- открытие Америки (1492) начинает эпоху Великих географических открытий, когда рамки привычного мира людей существенно расширяются, т.е. Новый мир – это, прежде всего новые территории.
- начало Реформации (1517) символизирует ослабление власти церкви.
- начало Английской революции (1640) обозначает складывание принципиально новой экономической формации, когда на смену феодальному строю приходит капиталистический.
6. Какие события отражены в картах:
4108450113030-262255172085
-404495-67310
32531052540007. Какие события отражены на картинках:
2750185111125
36093403810
Прокомментируйте оценку крестовых походов. Выскажите свою позицию.
«У франков, да покинет их Бог, нет ни одного достоинства из присущих людям, кроме храбрости»
из книги арабского философа
«И столько там было богато утвари из золота и серебра, и столько златотканых материй, и столько богатых сокровищ, что это было настоящим чудом»
о завоевании Константинополя, написано рыцарем
«О ужас! Святые образы бесстыдно потоптаны!... Когда им надо было вынести из храма священные сосуды, серебро и золото, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей с седлами»
Из сочинения византийского историка
Раздел IV. Мир в Новое время.
Тема 5. Преобразование традиционного общества и государства в XVII-XVIII вв. в странах Европы и Северной Америки
Перечень формируемых компетенций:
общекультурных:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
информационно-методическая деятельность:
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
коммуникативных:
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
исполнительно-распорядительных:
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Примерные вопросы для изучения
1. Технико-технологические перемены в обществе XVII-XVIII вв.
2. Начало экспансии европейской цивилизации, Великие географические открытия, их значение и последствия.
3. Генезис идей гуманизма и Реформации.
4. Тридцатилетняя война как первое общеевропейское вооруженное столкновение.
5. Переход от абсолютистских государств к национальным государствам с монархической и республиканской формами правления.
6. Культура европейского и американского Просвещения.
7. Содержание эпохи промышленного переворота.
Основные понятия и категории:
античность, цивилизация, полисы, демократия.
Литература:
Основная литература
1. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций, 2011.
2. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты /А.С. Филиппенко. М.: Экономика, 2010.
Дополнительная литература
1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 2010.
2. Блок М. Феодальное общество. М., 2013.
3. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3. М., 2012.
4. Бриггс А., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. М., 2010.
5.Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 2012.
6. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2014.
7. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций М., 2012.
Электронные ресурсы
1.http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий
2. http://www.vostlit.info/ Сайт исторических источников
3. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека In Folio4. http://www.mirknig.com/history/ Книги по истории
5. http://www.shpl.ru/ Государственная Публичная Историческая библиотека
6. http://rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Руководство по самостоятельному изучению
Ориентируясь на список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов по теме 4 и примерные вопросы для освоения темы, изучить её содержание.
Пользуясь словарем, закрепить основные термины и категории.
Разработать подробный конспект по теме «Преобразование традиционного общества и государства в XVII-XVIII вв. в странах Европы и Северной Америки».
Создать презентации на тему «Германия в XVII-XVIII», . «Франция в XVII-XVIII», . «Великобритания в XVII-XVIII», «Россия в XVII-XVIII», «США в XVII-XVIII».
Вопросы и задания для самоконтроля
Историческое место эпохи Нового времени и её особенности.
Кризис феодализма (понятия, причины, версии).
Европейские революции XVI-XVIII вв.
Развитие культуры нового времени в Европе: научная революция, распространение образования, эпоха Просвещения, секуляризация культуры, придворная и народная культура.
Россия в XVI - начале XVII вв. Сословно-представительная монархия и становление самодержавия.
Правление Ивана Грозного.
Смута (причины, сущность, последствия).
Становление династии Романовых.
Реформы Петра Великого и их значение.
Культура XVII-XVIII вв.: обмирщение, сословность.
Россия и европейские государства.
Традиционные общества Востока в XVI-XVIII вв.
Проверочный тест:
Абсолютизмом называют такой порядок правления, при котором:
а) Государством управляет избранный народом король
б) Ведутся разрушительные войны "всех против всех"
в) Верховная власть монарха никем не ограничена
г) монарх действует согласно конституции
Предприятие, основанное на ручном труде и разделении труда:
а) Мануфактура
б) Мастерская
в) Фабрика
г) Цех
В период Нового времени абсолютная монархия сохранилась в:
а) Великобритании
б) Голландии
в) Испании
д) США
4. В какой стане буржуазная революция произошла раньше:
а) Нидерланды
б) Франция
в) Германия
д) США
5. Сторонники Реформации выдвигали требование:
а) Изъять у церкви ее земельные владения
б) Увеличить число церковных праздников
в) Расширить монастырские владения
г) Подчинить все национальные церкви Риму
Начало Смутного времени было связано с правлением:
а) «семибоярщины»
б) В. Шуйского
в) Лжедмитрия I
г) Б. Годунова
К «Смутному времени» относится следующие события:
а) создание ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского
б) введение заповедных лет
в) венчание на царство Бориса Годунова
г) восстание под предводительством С. Разина
Свод законов Русского централизованного государства «Соборное уложение» был утвержден в ______ году:
а) 1551 б) 1682
в) 1649 г) 1497
Установите хронологическую последовательность событий эпохи Екатерины II:
а) начало крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева
б) секуляризация церковных имуществ
в) подписание «Жалованной грамоты городам»
Раздел IV. Мир в Новое время.
Тема 6. Промышленный переворот и процесс создания "индустриального общества" в Европе и Северной Америке (конец XVIII-70-е гг. XIX вв.)
Перечень формируемых компетенций:
общекультурных:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
информационно-методическая деятельность:
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
коммуникативных:
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
исполнительно-распорядительных:
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Примерные вопросы для изучения
1. Гражданская война в Соединенных штатах Америки.
2. Характеристика консервативного, либерального и радикального типов мышления.
3. Революция в сфере транспорта и коммуникаций.
4. Демографические изменения, миграции.
5. Изменение экономических и социальных функций государства.
6. Проблема "империализма" и ее интерпретации в общественных представлениях конца XIX-начала XX вв.
7. Основные тенденции развития духовной культуры в конце XIX-начале XX вв.
8. Научная революция на рубеже XIX-XX вв.
9. Развитие литературы и искусства.
10. Процессы глобализации в последней трети XIX-начала XX вв.
Основные понятия и категории:
империализм, гражданская война, взаимозависимость мира, реформизм, миграция, идейные течения, научная революция, реализм и неоромантизм, модерн, глобализация. Литература:
Основная литература
1. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций, 2011.
2. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты /А.С. Филиппенко. М.: Экономика, 2010.
Дополнительная литература
1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 2010.
2. Блок М. Феодальное общество. М., 2013.
3. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3. М., 2012.
4. Бриггс А., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. М., 2010.
5.Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 2012.
6. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2014.
7. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций М., 2012.
Электронные ресурсы
1. http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий
2. http://www.vostlit.info/ Сайт исторических источников
3. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека In Folio4. http://www.mirknig.com/history/ Книги по истории
5. http://www.shpl.ru/ Государственная Публичная Историческая библиотека
6. http://rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Руководство по самостоятельному изучению
Ориентируясь на список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов по теме 6 и примерные вопросы для освоения темы, изучить её содержание.
Пользуясь словарем, закрепить основные термины и категории.
3. Разработать подробный конспект по теме «Промышленный переворот и процесс создания "индустриального общества" в Европе и Северной Америке (конец XVIII-70-е гг. XIX в.)».
Создать презентации на тему «Германия в конце XVIII-70-е гг. XIX вв.», «Франция в конце XVIII-70-е гг. XIX вв», . «Великобритания в конце XVIII-70-е гг. XIX вв», «Россия в конце XVIII-70-е гг. XIX вв», «США в конце XVIII-70-е гг. XIX вв».
Вопросы и задания для самоконтроля
Европа и Северная Америка в XIX в.
2. Завершение колониального раздела мира.
3. Культура Европейских стран и Северной Америки в XIX в., её демократизация.
4. Россия в XIX в., характеристика эпохи.
5. "Великий спор о путях развития России": охранители, западники, славянофилы, сторонники общинного крестьянского социализма.
6. Власть, общество, личность.
7. Идейные и социальные движения в пореформенной России: консерваторы, либералы, радикалы начало массового рабочего движения.
8. Внешняя политика России на Западе и Востоке.
9. "Золотой век" российской культуры.
10. Страны Востока в период колониализма: традиционные общества и колониализм в странах Африки и Азии; сопротивление, приспособление, трансформация.
11. Проблемы модернизации. Реформы Мейдзи в Японии.
12. Реформация и её последствия.
Проверочный тест:
1. . Кто из названных мыслителей придерживался идей социализма в XIX в.?
а) Ж.Ж. Руссо; б) Вольтер; в) Ш.Л. де Монтескье; г) Р. Оуэн
2. Наполеон Бонапарт стал императором:
а) в 1802 г.; б) в 1803 г.; в) в 1804 г.; г) в 1805 г.
3. По решению Венского конгресса во Франции после правления Наполеона Бонапарта:
а) была восстановлена абсолютная монархия;
б) была восстановлена династия Бурбонов;
в) утвердился республиканский строй;
г) был установлен английский протекторат над Францией
4. Период правления Наполеона III во Франции получил название:
а) Второй империи; б) Второй республики; в) Первой империи; г) Третьей республики
10. В каком году завершилось объединение Италии?
а) в 1859 г.; б) в 1861 г.; в) в 1866 г.; г) в 1870 г.
5. В парламенте Великобритании в XIX в. были представлены партии:
а) либералов и консерваторов;
б) лейбористов и либералов;
в) лейбористов и консерваторов;
г) либералов, лейбористов и консерваторов
6. Австро-Венгрия образовалась:
а) в 1865 г.; б) в 1866 г.; в) в 1867 г.; г) в 1868 г.
7. В 1882 г. Австро-Венгрия присоединилась к:
а) Тройственному союзу; б) Священному союзу; в) Союзу трёх императоров; г) Антанте
8. Назовите хронологические рамки гражданской войны в США:
а) 1861-1865 гг.; б) 1846-1848 гг.; в) 1864-1866 гг.; г) 1870-1871 гг.
9. В конце XIX в. одно из немногих независимых африканских государств:
а) Ангола; б) Нигерия; в) Сомали; г) Эфиопия
10. До 1858 г. Индия - это:
а) независимое государство;
б) владение Великобритании;
в) владение Ост-Индской торговой компании;
г) колония Франции
11. «Жандармом Европы» называли императора Николая I, царствовавшего в России:
а) с 1796 по 1801 год; б) с 1825 по 1855 год; в) с 1801 по 1825 год; г) с 1855 по 1881 год12. В результате реформы системы народного просвещения, проведённой при Александре I:
а) университетам предоставлялась широкая автономия;
б) деятельность студенческих организаций запрещалась;
в) открылись земские школы для крестьянских детей;
г) вводилось всеобщее среднее образование
13. В каком году Россия подписала Тильзитский мир с Францией?
а) в 1801 г.; б) в 1807 г.; в) в 1803 г.; г) в 1812 г.
14. Кому из государственных деятелей императором Николаем I было поручено проведение реформы управления государственными крестьянами?
а) М.М. Сперанскому; б) Я.И. Ростовцеву; в) П.Д. Киселёву; г) А.Х. Бенкендорфу15. Крестьянам предоставлялась земля по реформе 1861 г.:
а) за выкуп при содействии государства; б) за выкуп при содействии земских управ
в) за счёт государственной казны; г) за счёт ссуды помещика
16. Что из названного относится к социально-экономическим процессам в России первой половины XIX в.?
а) формирование вотчинного землевладения; б) национализация промышленности
в) появление первых мануфактур; г) начало промышленного переворота
17. Одной из причин образования тайных обществ в России в 1816-1825 гг. было:
а) стремление их участников расширить дворянское землевладение;
б) влияние европейского образа жизни;
в) недовольство их участников намерением Александра I освободить крестьян от крепостной зависимости;
г) стремление их руководителей отменить временнообязанное состояние крестьян
18. Какая из перечисленных стран была первой, завершившей промышленный переворот?
а) Англия; б) Франция; в) Германия; г) Италия
19. «Революция Мэйдзи» в Японии произошла:
а) в 1866 г.; б) в 1867 г.; в) в 1868 г.; г) в 1869 г.
20. Модернизация – это переход:
а) от мануфактуры к фабрике;
б) от Античности к Средневековью;
в) от ручного труда к машинному;
г) от традиционного общества к индустриальному21. Гражданский кодекс Наполеона Бонапарта был издан:
а) в 1802 г.; б) в 1803 г.; в) в 1804 г.; г) в 1805 г.
22. Общественно-политическое учение XIX в., признававшее основными ценностями стабильность существующего общественного порядка, традиции и религию:а) либерализм; б) консерватизм; в) социализм; г) анархизм
23. В каком году завершился процесс объединения Германии?
а) в 1869 г.; б) в 1870 г.; в) в 1871 г.; г) в 1872 г.
24. Что из названного характеризует цель чартистского движения в Англии?
а) свержение монархии;
б) введение всеобщего избирательного права;
в) реставрация династии Стюартов;
г) установление республики
25. Год образования Северогерманского союза:
а) 1865 г.; б) 1868 г.; в) 1867 г.; г) 1866 г.
26. Что из названного являлось преобладающей формой монополии в США?
а) картель; б) трест; в) концерн; г) синдикат
27. В 1904 г. Япония начала войну против:
а) России; б) Кореи; в) Китая; г) Германии
28. Какому властному ведомству России передавались функции высшей судебной инстанции и надзорного органа согласно реформе 1802 г.?
а) Священному Синоду; б) Сенату; в) Верховному Тайному совету; г) Государственному совету
29. Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал:а) появлению первых мануфактур;
б) появлению первых общероссийских ярмарок;
в) уменьшению численности городского населения;
г) формированию фабричных центров
30. Представители русской общественной мысли 1830-1850-х гг. XIX в., считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путём, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались:а) западниками; б) славянофилами; в) социал-демократами; г) декабристами
31. Укажите изменения, преобразования, которые были проведены в России во время реформ 1860-1870-х гг. XIX в.:
а) отмена рекрутского набора в армию;
б) ограничение барщины тремя днями в неделю;
в) создание губернских и уездных земств;
г) запрещение продавать крестьян без земли;
д) введение института присяжных заседателей.
1) абг; 2) авд; 3) бвг; 4) вгдРаздел V. Мир в новейшее время
Тема 7. Первая мировая война как проявление кризиса цивилизации ХХ века
Перечень формируемых компетенций:
общекультурных:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
информационно-методическая деятельность:
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
коммуникативных:
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
исполнительно-распорядительных:
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Примерные вопросы для изучения
1. Кризисное развитие Индустриальной цивилизации.
2. Монополизм, сращивание промышленного и банковского капитала.
3. Два значительных кризиса: 1900-1901 годов и 1907 г..4. Предпосылки и причины Первой мировой войны (1914-1918 гг.).
5. Основные события и результат Первой мировой войны.
6. Последствия Первой мировой войны как проявление кризиса цивилизации ХХ века.
Основные понятия и категории:
индустриальная цивилизация, экономический кризис, кризис идеологий, монополизм, сращивание промышленного и банковского капитала, саморегуляция, международные институты власти.
Литература:
Основная литература
1. Платонов О.А. Экономика русской цивилизации / О.А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2011.
2. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций, 2011.
3. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты /А.С. Филиппенко. М.: Экономика, 2010.
Дополнительная литература
1. Блок М. Феодальное общество. М., 2013.
2. Бриггс А., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. М., 2010.
3.Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 2012.
4. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2014.
5. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций М., 2011.
Электронные ресурсы
http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий
2. http://www.vostlit.info/ Сайт исторических источников
3. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека In Folio4. http://www.mirknig.com/history/ Книги по истории
5. http://www.shpl.ru/ Государственная Публичная Историческая библиотека
6. http://rsl.ru/ Российская государственная библиотека
Руководство по самостоятельному изучению
Ориентируясь на список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов по теме 7 и примерные вопросы для освоения темы, изучить её содержание.
Пользуясь словарем, закрепить основные термины и категории.
3. Разработать подробную схему по теме «Первая мировая война: повод, причины, ход, результат, последствия».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Мир в 1900-1914 гг.: особенности цивилизационного развития человечества.
2. Российская империя в начале XX в.
3. Социальные движения в начале XX века.
4. Первая мировая война.
5. Российская империя между февральской и октябрьской революциями 1917 г.
6. Страны после Первой мировой войны.
7. Крушение империй.
Проверочный тест:
1. К периоду Первой российской революции относится:
а) назначение главой правительства А.Ф. Керенского
б) отречение Николая II от престола
в) указ об учреждении Государственной думы
г) установление двоевластия
О нарастании общенационального кризиса в России в годы I мировой войны свидетельствовал (-о, -и):
а) запрещение деятельности политических партий
б) «Ленский расстрел» на золотых приисках
в) роспуск IV Государственной думы
г) распутинщина, «министерская чехарда»
В период от февраля к октябрю 1917 г. в России относятся события:
а) отречение Николая II от престола
б) учреждение республики
в) Корниловский мятеж
г) образование СССР
Подписание Брестского мира означало:
а) окончание Первой мировой войны
б) выход России из войны
в) создание Версальско-Вашингтонской системы
5 января 1918 года в России открылось _____ собрание:
а) Государственное
б) Федеральное
в) Учредительное
г) Законосовещательное
Тема 8. Новые явления в развитии стран Запада после Первой мировой войны
Перечень формируемых компетенций:
общекультурных:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
информационно-методическая деятельность:
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
коммуникативных:
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
исполнительно-распорядительных:
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Примерные вопросы для изучения
Экономические подъемы и кризисы: возрастание амплитуды их циклов.
2. Рационализация производственного процесса как основа промышленного подъема 20-х гг.
3. Особенности мирового экономического кризиса конца 20-х-начала 30-х гг.
4. Кейнсианство, "Новый курс" Рузвельта в США и их значение для дальнейшего развития стран Запада.
5. Социал-демократия, коммунистическое движение, их роль в мировом развитии в 20-30-е гг.
6. Народный фронт во Франции.
7. Появление тоталитарных режимов.
8. Нацизм в Германии.
Основные понятия и категории:
империализм, столкновение идеологий, реформизм, миграция, сферы влияния, научная революция, глобализация.
Литература:
Основная литература
1. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций, 2011.
2. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты /А.С. Филиппенко. М.: Экономика, 2010.
Дополнительная литература
1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 2010.
2. Бриггс А., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. М., 2010.
3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2014.
4. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций М., 2012.
Электронные ресурсы
http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий
2. http://www.vostlit.info/ Сайт исторических источников
3. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека In Folio4. http://www.mirknig.com/history/ Книги по истории
5. http://www.shpl.ru/ Государственная Публичная Историческая библиотека
6. http://rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Руководство по самостоятельному изучению
Ориентируясь на список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов по теме 8 и примерные вопросы для освоения темы, изучить её содержание.
Пользуясь словарем, закрепить основные термины и категории.
Разработать подробный конспект по теме «Новые явления в развитии стран Запада после Первой мировой войны».
Составить таблицу «Сравнительная характеристика развития стран Запада после Первой мировой войны»
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Страны после Первой мировой войны.
2. Страны Западной Европы и США в 1918-1939 гг.
3. Экономическая политика большевиков в 20-30-е гг.
4.Утверждение однопартийной политической системы в Советском государстве.
5. Авторитарные режимы в странах Центральной и Восточной Европы.
6. СССР в 1930-1941 гг.
Проверочный тест:
Одной из черт политики «военного коммунизма» было:
а) создание совместных предприятий с иностранными инвесторами
б) установление 8-часового рабочего дня
в) стимулирование рыночных отношений
г) введение продразверстки
Двумя основными чертами НЭПа являлись:
а) всеобщая трудовая обязанность
б) введение твердой валюты
в) обязательное изъятие излишков продовольствия у крестьян
г) отмена продразверстки
Переход к НЭП вызван
а) стремлением модернизировать экономику
б) массовыми выступлениями крестьян
в) требованиями международной общественности
Образование СССР
а) 1918 г. б) 1922 г. в) 1924 г.
Международное признание СССР связано
а) с экономическими интересами стран
б) со стремлением к сотрудничеству и партнерству
в) с попыткой заключения военных союзов
Международная организация, созданная после Первой мировой войны:
а) Лига наций
б) Венский конгресс
в) Организация Объединенных наций
Тема 9. Продолжение кризиса современной цивилизации. Вторая мировая война
Перечень формируемых компетенций:
общекультурных:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
информационно-методическая деятельность:
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
коммуникативных:
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
исполнительно-распорядительных:
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Примерные вопросы для изучения
1. Угроза международной политической стабильности со стороны фашистско-милитаристских государств.
2. Тотальный характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.), новое в стратегии и тактике ведения войны.
3 Возрастание регулирующей роли государства в сфере производства и распределения.
4, Демократические цели и принципы войны стран антигитлеровской коалиции.
5. Создание организации Объединенных Наций, развитие международного права.
Основные понятия и категории:
мировая война, столкновение идеалогий, «холодная война», сферы влияния, репатриации, репарации, фашизм, нацизм, тоталитаризм. Литература:
Основная литература
1. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций, 2011.
2. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты /А.С. Филиппенко. М.: Экономика, 2012.
Дополнительная литература
1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 2010.
2. Бриггс А., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. М., 2010.
3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2014.
4. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций М., 2012.
Методические разработки кафедры
Скипский Г. А. Отечественная история. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. (2-е изд. доп. и перераб.). [Текст] / Ложкарев А. И. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России , 2010. 110 с.
2. Скипский Г. А. История России. Методические рекомендации для подготовки к экзамену для курсантов и студентов. Специальность 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) специалист). [Текст] –Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России», 2012 . – 29 с.
3. Скипский Г. А. История России. Организация самостоятельной подготовки. Методические рекомендации для курсантов и студентов по специальности 280705 Пожарная безопасность. [Текст] – Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России» , 2012 . – 51 с.4. Скипский Г. А. Учебное пособие. Фондовая лекция по теме № 1 «Территория России в эпоху «Великого переселения народов» . [Текст] –Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России» , 2013 . – 50 с.
Электронные ресурсы
http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий
2. http://www.vostlit.info/ Сайт исторических источников
3. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека In Folio4. http://www.mirknig.com/history/ Книги по истории
5. http://www.shpl.ru/ Государственная Публичная Историческая библиотека
6. http://rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Руководство по самостоятельному изучению
Ориентируясь на список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов по теме 9 и примерные вопросы для освоения темы, изучить её содержание.
Пользуясь словарем, закрепить основные термины и категории.
Разработать подробный конспект по теме «Кризис цивилизации накануне Второй мировой войны»
Составить таблицу «Основные события Второй мировой войны».
Опираясь на текст учебника, составить схему «Образование антигитлеровской коалиции».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Страны после Первой мировой войны.
2. Международная позиция стран Западной Европы и США накануне Второй мировой войны.
3. СССР: от коллективной безопасности к договору с Германией о ненападении.
4. Вторая мировая война: причины, участники, основные события, результат, последствия.
Социально-психологические, демографические, экономические и политические причины войны.
6. СССР во Второй мировой войне.
Проверочный тест:
Вторая мировая война началась:
а) 22 июня 1941 г.
б) 1 сентября 1939 г.
в) 22 июля 1941 г.
г) 1 августа 1939 г.
Конференция «большой тройки», на которой обсуждался вопрос об открытии второго фронта, состоялась в _____ году:
а) 1945 б) 1941
в) 1942 г) 1943
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны связан с
а) битвой под Москвой
б) сражением под Смоленском
в) Сталинградской битвой
Открытие второго фронта
а) 12 июня 1942 г. б) 6 июня 1943 г. в) 6 июня 1944 г.
Образование антигитлеровской коалиции предполагало
а) использовать все ресурсы для борьбы с фашизмом
б) договор ленд-лиза
в) исключение возможности «сепаратных договоров» с противником
Тема 10. Мир во второй половине ХХ века
Перечень формируемых компетенций:
общекультурных:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
информационно-методическая деятельность:
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
коммуникативных:
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
исполнительно-распорядительных:
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Примерные вопросы для изучения
1. Основные тенденции развития Постиндустриальной цивилизации.
2. Отличительные черты Постиндустриальной цивилизации.
3. Проявление тенденций постиндустриального развития в ведущих государствах мира.
Основные понятия и категории:
постиндустриальная цивилизация, окончание «холодной войны», кризис идеологий, транснациональные корпорации, международное право, международные институты власти.
Литература:
Основная литература
1. Платонов О.А. Экономика русской цивилизации / О.А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2011.
2. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций, 2011.
3. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты /А.С. Филиппенко. М.: Экономика, 2010.
Дополнительная литература
1. Бриггс А., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. М., 2010.
2.Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 2012.
3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2014.
4. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций М., 2011.
Методические разработки кафедры
Скипский Г. А. Отечественная история. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. (2-е изд. доп. и перераб.). [Текст] / Ложкарев А. И. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России , 2010. 110 с.
2. Скипский Г. А. История России. Методические рекомендации для подготовки к экзамену для курсантов и студентов. Специальность 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) специалист). [Текст] –Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России», 2012 . – 29 с.
3. Скипский Г. А. История России. Организация самостоятельной подготовки. Методические рекомендации для курсантов и студентов по специальности 280705 Пожарная безопасность. [Текст] – Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России» , 2012 . – 51 с.4. Скипский Г. А. Учебное пособие. Фондовая лекция по теме № 1 «Территория России в эпоху «Великого переселения народов» . [Текст] –Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России» , 2013 . – 50 с.
Электронные ресурсы
http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий
2. http://www.vostlit.info/ Сайт исторических источников
3. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека In Folio4. http://www.mirknig.com/history/ Книги по истории
5. http://www.shpl.ru/ Государственная Публичная Историческая библиотека
6. http://rsl.ru/ Российская государственная библиотека
Руководство по самостоятельному изучению
Ориентируясь на список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов по теме 10 и примерные вопросы для освоения темы, изучить её содержание.
Пользуясь словарем, закрепить основные термины и категории.
Составить сравнительную таблицу «Ведущие державы во второй половине ХХ века».
Опираясь на текст учебника, составить схему «Холодная война: причины, военное, экономическое, идеологическое противостояние, проявления».Вопросы и задания для самоконтроля
1. Образование капиталистической и социалистической систем: кризис цивилизаций или устойчивое равновесие.
2. Командно-административная система экономики как противовес рыночному развитию: плюсы и минусы.
3. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления социалистической системы в 50-60-е гг.
4. Государство всеобщего благоденствия. (Социальное общество.).
Крушение колониальной системы: новые государства на политической карте Азии, их проблемы.
Проверочный тест:
Двумя международными организациями, созданными в 1949 – 1955 гг. при доминирующей роли СССР, являлись:
а) Блок СЕАТО
б) Североатлантический союз (НАТО)
в) Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
г) Организация Варшавского Договора (ОВД)
К периоду «холодная война» относится:
а) карибский кризис 1962г.
б) переход России к «шоковой терапии»
в) приход А. Гитлера к власти в 1933г.
г) ялтинская конференция «большой тройки» в 1945г.
Развитие СССР в 1964 – 1985 гг. характеризовалось:
а) ставкой на омоложение кадров
б) началом освоения целинных и залежных земель
в) усилением бюрократизации в управлении
г) ускорением социально-экономического развития
В 1979 г. имел(-а) место:
а) «Пражская весна»
б) Хельсинское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
в) Карибский кризис
г) ввод советских войск в Афганистан
Укажите соответствие между экономическим преобразованием 1992 г. – начала XXI в. и фамилией главы правительства, его проводившего
а) либерализация цен М. Ю. Зурабов -
б) начало приватизации государственной Е.Т. Гайдара
собственности
в) поддержка топливно-
энергетического комплекса В.С. Черномырдин
деноминация рубля
г) монетизация льгот
Тема 11. Альтернативы и модели мирового развития цивилизаций в постиндустриальную эпоху
Перечень формируемых компетенций:
общекультурных:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
информационно-методическая деятельность:
владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
коммуникативных:
способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
исполнительно-распорядительных:
способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
Примерные вопросы для изучения
Характеристика Постиндустриальной цивилизации.
Альтернативы мирового развития цивилизаций в постиндустриальную эпоху.
Модели мирового развития цивилизаций.
Основные понятия и категории:
постиндустриальная цивилизация, альтернативы развития, кризис идеологий, международное право, глобализация, международные институты власти, международное право, международный терроризм.
Литература:
Основная литература
1. Платонов О.А. Экономика русской цивилизации / О.А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2011.
2. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций, 2011.
3. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты /А.С. Филиппенко. М.: Экономика, 2012.
Дополнительная литература
1. Бриггс А., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. М., 2010.
2.Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 2012.
3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2014.
4. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций М., 2011.
Нормативные правовые акты и нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. – Екатеринбург: Издательский дом «Автограф»,2015. – 48 с.
Методические разработки кафедры
Скипский Г. А. Отечественная история. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. (2-е изд. доп. и перераб.). [Текст] / Ложкарев А. И. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России , 2010. 110 с.
2. Скипский Г. А. История России. Методические рекомендации для подготовки к экзамену для курсантов и студентов. Специальность 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) специалист). [Текст] –Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России», 2012 . – 29 с.
3. Скипский Г. А. История России. Организация самостоятельной подготовки. Методические рекомендации для курсантов и студентов по специальности 280705 Пожарная безопасность. [Текст] – Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России» , 2012 . – 51 с.
4. Скипский Г. А. Учебное пособие. Фондовая лекция по теме № 1 «Территория России в эпоху «Великого переселения народов» . [Текст] –Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Уральский институт ГПС МЧС России» , 2013 . – 50 с.
Электронные ресурсы
1. http://www.encyclopedia.ru/ Мир энциклопедий
2. http://www.vostlit.info/ Сайт исторических источников
3. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека In Folio4. http://www.mirknig.com/history/ Книги по истории
5. http://www.shpl.ru/ Государственная Публичная Историческая библиотека
6. http://rsl.ru/ Российская государственная библиотека
Руководство по самостоятельному изучению
Ориентируясь на список основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов по теме 11 и примерные вопросы для освоения темы, изучить её содержание.
Пользуясь словарем, закрепить основные термины и категории.
Подобрать материал, используя Интернет-рессурсы и возможности СМИ «Альтернативы и модели мирового развития цивилизаций в постиндустриальную эпоху».
Опираясь на текст учебника, составить сравнительную таблицу «Традиционная, индустриальная, постиндустриальная цивилизация».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Международные отношения в начале XXI веков: интеграция и противостояние.
2. Мировое сообщество в XXI веке.
3. США в конце XX – начале XXI вв.
4. Россия в системе мировой экономики и международных связей.
5. Мир в конце XX - начале XXI вв.: новые тенденции развития
6. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.
7. Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества.
8. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы.
9. Особенности духовной жизни современного общества.
10. Религия и церковь в современной общественной жизни. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Проверочные задания:
Возможно ли вступление России в Европейский союз? Какое место Россия занимает в объединениях Европы и других регионов мира?
Возможно ли вступление России в НАТО?
Как вы думаете, почему после второй мировой войны расширились экономические связи между странами Западной Европы и Северной Америки?
Охарактеризуйте основные направления развития европейской интеграции и итоги сближения стран Западной Европы. К каким последствиям привело создание рынка без границ в развитых странах с различными моделями социальной политики?
Обрисуйте перспективы дальнейшего развития интеграции между странами Запада.
Что дает членство страны в составе ВТО? Почему современные страны стремятся попасть в него?
Маастрихтские соглашения 1992 г., по которым предусматривалось создание Единой системы европейских банков и введение единой европейской валюты евро, положили основание созданию
а) Всемирной торговой ассоциации
б) Организации стран-экспортеров нефти
в) Совета Европы
г) Европейского Союза
Верны ли следующие утверждения?
Образование единой Европы
а) привело к созданию нового центра силы в мире.
б) способствовало развитию экономических и политических интеграционных процессов.
1) верно только а)
2) верно только б)
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
Критерии оценки уровня сформированности компетенций у студентов:
от 51 до 70 % правильных ответов – отметка «3»,
от 71 до 90 % - отметка «4»,
от 91 до 100 % - отметка «5».