Конспект крока по окружающему миру Африка 
МОУ «Вейделевская СОШ »
Конспект урока
по окружающему миру на тему «Африка»
                                                    
                                         Подготовила учитель начальных классов
Шевякова Ольга Анатольевна
Вейделевка
 
 ТЕМА: АФРИКА
 ЦЕЛИ: познакомить с растительным и животным миром Африки; познакомить с климатом, природными зонами Африки; понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в дополнительной литературе; воспитывать бережное отношение к природе;
Задачи: содействовать формированию УУД
1.Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формировать первоначальные представления о нравственных понятиях, развивать основы для творческого воображения, положительное отношение к школе и учебной деятельности; воспитывать аккуратность.2.Регулятивных:  учить детей принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; дать возможность научиться в сотрудничестве с учителем,  классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
3.Познавательных:  формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка с выделением их отличительных признаков,  осуществлять синтез, проводить  сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку; учить пользоваться алфавитом.
4.Коммуникативных: учить работать парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.
Х О Д      У Р О К А
I Орг. момент
II Фенологические наблюдения
-Посмотрите вокруг, вы видите карточки с изображениями вам нужно выбрать те карточки, которые соответствуют осени.
III АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ  И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.                                                                   
Ребята, мы с вами уже много узнали о  разных странах и сегодня мы продолжим наше путешествие по странам мира. А куда отправимся,  давайте узнаем  и поиграем в игру «Четвертый лишний»
- На доске в ряд записаны слова,  из слов выберите лишнее и объясните, почему оно лишнее.
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (об Африке)
-Вы предположили абсолютно правильно. Сегодня мы отправимся в путешествие в Африку. ( слайд №1)
 -Что вы уже знаете об Африке? (ответы детей)
IV Совместное «открытие» знаний
-Ребята, давайте пожелаем себе доброго пути.
Итак, мы разделились на группы по интересам и будем собирать информацию из текста учебника и карт. Каждую группу будет сопровождать учёный-путешественник. Представьтесь, пожалуйста, расскажите что вы и ваша группа будете изучать?
Встают ученики, которые готовили сообщения об Африке: 1 группа: я учёный-географ. Моя группа хочет больше узнать о географических объектах Африки, её климате и природных зонах
 2 группа: я учёный-зоолог. Моя группа хочет больше узнать о животных Африки.
  3 группа: я учёный-ботаник. Моя группа хочет  узнать, какие растения произрастают в Африке.
  4 группа: я учёный-политолог. Моя команда хочет узнать о странах и народах Африки.
-У вас на столе лежат  энциклопедии, откройте учебники на  нужной странице  и подготовьте сообщения по группам.
Теперь послушаем нашего учёного-географа(СЛАЙД)
(Ученик читает своё сообщение.)
- Африка - второй по величине материк Земли и часть света. Её омывают два океана и два моря. В Африке можно встретить много плоскогорий. Здесь располагается огромная пустыня- Сахара. По этому материку текут реки: Нил, Конго. Есть несколько озёр Чад, Виктория, Ньяса, Танганьика. К Африке относятся остров Мадагаскар и полуостров Сомали.
-В Африке есть гора и вулкан Килиманджаро.
(  В Африке очень жарко, особенно в пустыне Сахара. Весь север Африки занят этой пустыней. Жаркий климат Африки объясняется её близостью к экватору, который как бы делит материк пополам. Также Африка располагается между северным и южным тропиком. Африка делится на 3 природные зоны: -зона пустынь, -зона тропических степей(саванна); -зона непроходимых(тропических) лесов.
- Спасибо нашему учёному. Что могут добавить наши путешественники?
- Послушаем  доклад учёного-зоолога
(Ученик читает сообщение)
В Африке очень богатый и разнообразный животный мир. Здесь водятся такие животные как верблюд, африканский слон, лев, жираф, крокодил и многие другие. Основная масса животных проживает в зоне тропических степей- саванне.
V Физ.минутка 
VI Послушаем  доклад учёного-зоолога
        (ученик читает сообщение)
     В Африке произрастает огромное количество растений. Основная их часть находится в зоне тропических лесов. Самыми известными растениями считаются баобаб, финиковая и банановая пальмы, кофейное дерево, хлебное дерево, акация.
-Послушаем сообщение учёного-политолога.
-(ученик читает сообщение) Люди в Африке живут издавна. Самое древнее государство- Египет. Оно образовалось ещё до новой эры. Здесь с давних пор люди занимались земледелием. Коренные жители Египта- египтяне. На севере материка живут арабы, на юге- негры.
     В африканских лесах встречаются племена людей, которые очень далеки от цивилизации, т.е. от нашего образа жизни. Это такие племена, как  масаи, пегмеи. 
-Итак, мы прослушали сообщения всех учёных, а также добыли полезную информацию. Можем ли мы теперь сказать что мы многое узнали об Африке?
-А сейчас послушайте загадки:
Под ногами лежат,Зашагаешь — шуршат,Яркие, цветные,Краешки резные.(листья)
Летом вырастают,А осенью опадают.(листья)
Растут — зеленеют,Упадут — пожелтеют,Полежат — почернеют.(листья)
Вырос он под солнцем жгучимТолстым, сочным и колючим. (кактус)   
Кактус - символ долголетия
Первая коллекция кактусов, слава о которой сохранилась до наших времён, была собрана английским аптекарем Морганом уже в 1570 году. А врач Жакобус Теодорус внес кактусы в книгу лекарственных растений, выпущенную в свет в 1588 году. Действительно ли кактусы имеют особые лечебные свойства? До сих пор это доподлинно не известно. Но замечено, что многие кактусисты обладали завидным здоровьем и дожили до преклонных годов. Взять хотя бы одного из самых известных коллекционеров и классификаторов XIX века - князя Сальм Дика, который прожил 87 лет. И это при средней продолжительности жизни европейца того времени в 37 лет!
VII Исследовательская работа
Рассмотрите кактус, что вы о нем можете рассказать? (ответы детей) Сравните листья у вас на парте с кактусом
VIII Рефлексия
(песня Бармалея)
IX Итог урока  Д.з  Подготовить сообщения о животных Африки