Урок по окружающему миру для 3 класса Эта удивительная природа
Муниципальное казенное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10 г. Нижнеудинск
Эта удивительная природа
конспект урока по окружающему миру
3 класс
Автор: Горовикова Т.А.
учитель начальных классов,
I категория
Нижнеудинск
2014г.
Урок окружающего мира (3 класс)
Тема: Эта удивительная природа (урок-обобщение)
Цель: актуализировать полученные знания по разделу «Эта удивительная природа»; отрабатывать умение определять учебную задачу урока, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; с помощью дополнительной литературы готовить сообщение об удивительных объектах природы, моделировать пищевые цепочки.
Оборудование: листы самооценки, карточки с четверостишиями стихов русских поэтов о природе, презентация к уроку, карточки с деформированным текстом, песни о животных, листы – схемы пищеварительных цепочек, у каждого ребенка цветные карандаши, интерактивная доска, интерактивная игра «Футбол», проектор, ноутбук.
Ход урока:
Орг. момент Прозвенел уже школьный звонок
Он позвал нас всех на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение, и скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Посмотри мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы звери и леса, гром, туманы и роса,
Человек и время года – это всё вокруг (Природа)
- Да, сегодня мы будем говорить о природе. Посмотрите, с чем пришла к нам Мудрая черепаха? Что она хочет узнать сегодня?
( Черепаха держит словосочетание «Природа (?) .ая»)
- Как бы вы ответили на вопрос Черепахи? (живая, неживая, красивая, очаровательная, удивительная)
Но Муравьишка выбрал только одно слово, из всех подходящих к этому словосочетанию, догадайтесь какое (Интерактивная игра «Футбол»).
– Скажите, о чем хочет рассказать Муравьишка Мудрой Черепахе.
- Сформулируйте учебную задачу урока, выбрав нужные слова: узнаем, закрепим, обобщим, ответим на вопрос. (Обобщим знания о природе и ответим на вопрос «Чем удивительна природа?») Работа в листах самооценки -дети с помощью цветового индикатора оценивают свое умение по определению учебной задачи урока.
3. Работа по теме урока.
1. У вас на столах лежат стихотворения русских поэтов (карточка №1). Прочитайте их и назовите объект природы, который удивил поэта (река, ветер-туман-поле, заря, времена года, морская волна, дождь, снежные горы, туман- лужи, ручей дождевой, небо-звёзды, горные вершины, месяц, снег на крышах изб, первый снег.) Самопроверка
Сделаем 1 вывод: Чем может удивить природа?(красотой). Работа в листах самооценки.
Посмотрите презентацию и скажите, почему эти объекты природы объединили в одну группу (они необычны)- сообщения учащихся о необычных растениях и животных
Сделаем 2 вывод: Чем может удивить природа? (необычным строением, размерами). Работа в листах самооценки.
Теперь поработаем в группах. У вас на столах лежат карточки №2. Прочитайте текст и выполните к нему задание.
К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц – перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.
Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нем много воздуха. Благодаря воздуху, холодный снег становится для растений теплым «одеялом».
Эти факты объясняются тем, что воздух __________________________________________________________________________
2.) При дыхании растение поглощает ________________________________________,
а выделяет _______________________________________________________________.
При питании растение поглощает ____________________________________________,
а выделяет ________________________________________________________________.
3). На месте цветков после опыления образуются _______________________________.
Они распространяются с помощью ___________________, _______________________,
________________________. Из семян развиваются _____________________________.
4). У насекомых из яиц появляются ____________________________________________,
у птиц - __________________. У рыб из икринок выводятся _______________________,
а у жаб и лягушек - _________________________. Звери рождают ____________________________ и выкармливают их ____________________________.
Вода встречается в природе в ____________ состояниях. Вода замерзает при температуре ________________. Лёд и снег – это вода в _____________ состоянии. Водяной пар – это вода в _____________________ состоянии. При охлаждении вода _______________________, а при нагревании ___________________________.
Из-за хозяйственной деятельности человека многие дикие растения и животные становятся _______________. И охраняют в _____________________, заказниках, национальных _______________. Исчезающие астения выращивают в __________________садах, животных – в ____________________. Каждый человек должен ______________ относиться к природе.
Сделаем 3 вывод: Чем может удивить природа? (свойствами). Работа в листах самооценки.
Продолжаем работать в группах. Ваша задача сейчас прослушать музыку и назвать животного, о ком поется в песне. (кузнечик и жаба, львенок и черепаха, чибис, ворона, рыбы-пила, осьминог, белый медведь).
Выберите любое животные и составьте с ним пищевую цепочку на карточке №3. О чем нужно помнить, выполняя это задание.(Первое звено –растение)
- Дети зачитывают пищевые цепочки.
Сделаем 4 вывод: Чем может удивить природа? (В природе всё связано со всем). Работа в листах самооценки.
4. Рефлексия. Ну, а теперь сделаем вывод по уроку: Чем удивительна природа?
(Природа удивляет нас своей красотой и неповторимостью, свойствами неживой природы и особенностями жизнедеятельности и развития живой природы. В природе всё связано со всем. Природу необходимо беречь и охранять, чтобы она могла удивлять наших потомков).
- Кому удалось сделать вывод? Работа в листах самооценки.
- Чем полезен этот урок для каждого из вас?
5.Итог урока:
О том, как хороша природа (Самуил Маршак)
О том, как хороша природа,
Не часто говорит народ
Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.
Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке,-
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.
Но, глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово - "Благодать!".
- Берегите ПРИРОДУ!
Приложение 1
Стихи о природе
1. Кипит, шумит. Она - все та же,
Ее не изменился дух!
Гранитам, дремлющим на страже,
Она ревет проклятья вслух.
И, глыбы вод своих бросая
Во глубь, бела и вспенена,
От края камней и до края,
Одно стремление она.
2. Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
3. Я встал и трижды поднял руки.
Ко мне по воздуху неслись
Зари торжественные звуки,
Багрянцем одевая высь.
Казалось, женщина вставала,
Молилась, отходя во храм,
И розовой рукой бросала
Зерно послушным голубям.
4. Мы шли на перевал. С рассвета
менялись года времена:
в долинах утром было лето,
в горах прозрачная весна.
Альпийской нежностью дышали
зеленоватые луга,
а в полдень мы на перевале
настигли зимние снега,
а вечером, когда спуститься
пришлось к рионским берегам,
как шамаханская царица,
навстречу осень вышла к нам.
5. Вздымаются волны как горы
И к тверди возносятся звездной,
И с ужасом падают взоры
В мгновенно разрытые бездны.
6. Не торопись, не спеши, подождем.
Забудем на миг неотложное дело.
Смотри: ожила трава под дождем
И старое дерево помолодело.
7. Я люблю эти снежные горы
На краю мировой пустоты.
Я люблю эти синие взоры,
Где, как свет, отражаешься ты.
8. На осеннем рассвете в туман ковыляет дорога,
Оловянные лужи мерцают у дачных оград,
Над опавшей осиной мигает звезда-недотрога,
И на темных кустах полотенца тумана висят.
9. По теплой воде, по ручью дождевому
Топочет мальчонка, такой озорной!
Все дальше и дальше топочет от дому...
А горы сверкают своей белизной.
10. На небо взглянешь
Звезд весенних тыщи!
Что юности в блескучей высоте?!
Но яростнее, чем потребность в пище,
Была у нас потребность в красоте.
11. Люблю я горные вершины.
Среди небесной пустоты
Горят их странные руины,
Как недоконченны мечты
И думы Зодчего природы.
Там недосозданные своды,
Там великана голова
И неизваянное тело,
Там пасть разинутая льва
12. На небе месяц - и ночная
Еше не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день
13. Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит
14. Я по первому снегу бреду.
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Приложение 2.
Лист самооценки
Объект самооценки
Самооценка
Умею определять учебную задачу урока
Сформулирован вывод 1
Умею воспринимать информацию на слух (сообщать сообщению классу )
Сформулирован вывод 2
Умею работать в группе
Умею работать с деформированным текстом
Сформулирован вывод 3
Умею моделировать
Сформулирован вывод 4
Сформулирован вывод по уроку
15