Конспект образовательной деятельности «Развитие речиТема: «Использование продуктов питания в приготовлении пищи». Закрепление использования предлогов для, в, из, с в самостоятельной речи. Дифференциация звука «З» — «ЗЬ»


Конспект образовательной деятельности «Развитие речи»
Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи»
Образовательная область: «Речевое развитие».
Лексическая тема: «Продукты питания»
Тема: «Использование продуктов питания в приготовлении пищи». Закрепление использования предлогов для, в, из, с в самостоятельной речи. Дифференциация звука «З» - «ЗЬ»
Программные задачи:
1. Вспомнить названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи, и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.
2. Учить проговаривать слова сложной слоговой структуры: холодильник, мясорубка, соковыжималка, овощерезка, хлеборезка, кофейник.
3. Усвоить названия продуктов питания, что из них можно приготовить.
4. Продолжать учить составлять описательные рассказы с использованием предлогов в, из, с в самостоятельной речи.
5. Учить различать звуки «З» и «ЗЬ». Закрепить умение давать характеристики звукам.
6. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
7. Воспитывать умение действовать в подгруппе слаженно, уважать и слушать товарищей, педагогов, учить осуществлять самооценку своей деятельности.
Предварительная работа: повторение сказки «Золушка»
Оборудование: макет сказки со съемными персонажами, дидактическая игра «Веселые поварята» с демонстрационным материалом и раздаточным, модели предлогов: для, в, на, с, звуковые сигналы, карточки на дифференциацию твердых и мягких звуков, буква [З], тетради.
Ход ООД:
I. Организационный момент
1. «Солнышко»
- Дети, хотели бы вы попасть в сказку? Но сначала попробуйте отгадать, что это за сказка? В ней говориться о несчастной девушки, у которой была злобная мачеха, напустившая ее на бал?
Догадались в гости, к какой сказки мы сегодня отправимся в путешествие?
Психогимнастика - Вспомните и покажите, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразите злобную мачеху и ее дочерей, покажите какое доброе лицо было у Волшебницы.
II. Определение темы образовательной деятельности
Логопед подводит детей к макету сказки, выставляя главных персонажей: Золушку и мачеху.
- Бедной Золушке так хочется на бал, но злая мачеха ее не пускает, говорит: «Слишком много у тебя дел на кухне? Посмотри, какой беспорядок. Тебе нужно к моему приезду приготовить из всего этого как можно больше угощений для моих дочек. Если конечно ты успеешь?!!! /На макете прикреплены продукты питания, которые готовы к употреблению и продукты, нуждающиеся в приготовлении/.
- Давайте поможем Золушке навести порядок на кухне, и может быть она успеет еще побывать на баллу, и встреть там принца.
1. «Готово – не готово»
- Давайте поможем Золушке навести порядок на кухне, и может быть она успеет еще побывать на баллу, и встреть там принца.
Посмотрите на эти продукты «Что готово к употреблению, а что нуждается в приготовлении?» /Конфеты, торт, бублики, пряники, морковка, капуста, свекла, лук и кусок мяса/. - Какие продукты можно уже подавать к столу? /Конфеты, торт, бублики, пряники/.
- У нас остаются какие продукты? /Морковка, лук, свекла, мясо, капуста/.
- Какое блюдо можно приготовить из этих продуктов? /Борщ, суп мясной с овощами/.
- Золушка будет готовить что? /Золушка будет готовить борщ/
2. «Для чего нужен предмет?» Употребление предлога для.
- У Золушки времени так мало, она не успевает, а огонь слабо горит в очаге. Что бы ей помогло приготовить быстрее? / Бытовая техника используемая на кухне и посуда/.
- Но Золушка еще не знает, для чего она нужна.
- Для чего нужны следующие предметы: холодильник, мясорубка, соковыжималка, самовар, овощерезка, хлеборезка, чайник, кофейник, миксер, плита. - Какое маленькое слово предлог помогла нам объяснить Золушке. /ДЛЯ/
- Золушка получила плиту и теперь быстро все приготовит.
3. «Мы помогаем Золушке варить борщ »Составление предложений с использованием предлогов из, на, в, с.
а) -Золушка будет готовить борщ, из каких продуктов? / Золушка будет готовит Борщ из овощей и из мяса/. Какое маленькое слово предлог нам помогает /ИЗ/ Найдите его в кассах.
Б). - На чем будет готовить Золушка борщ?/Золушка будет готовить борщ на плите/
- Какая посуда ей понадобится? /Ей понадобится кастрюля/
- Куда Золушка поставит кастрюлю? / Золушка поставит кастрюлю на плиту/ Какое маленькое слово предлог помогает /НА/ Найдите его в кассах.
в). - Какие продукты мы положим в кастрюлю?/ Положим в кастрюлю капусту.... / Какое маленькое слово предлог помог /В/. Найдите его в кассах.
г). – Какое блюдо у нас получилось? С чем наш суп, борщ? /Суп с овощами и с мясом/ Какое маленькое слово предлог нам помог /С/. Найдите его в кассах.
- Из какой посуды его можно есть. /Из столовой/.
- Вы помогли Золушке сварить суп с помощью, каких предлогов/ ИЗ, НА, В, С/.
Золушка получила в подарок красивое платье.
Физкультминутка - логоритмика «Продукты».
Жили-были сыр, котлеты,
Мармелад, зефир, конфеты,
Соки, овощи и фрукты,
Называем их — продукты,
Называем их — еда,
Очень любим их всегда!
4. «Что приготовим?» составление описательного рассказа самостоятельно с использование предлогов из, на, в, с, по таблице.
- Вряд ли Золушка сможет, накормить Злобную мачеху и ее дочерей одним супом. Нужно приготовить еще что-то.
- Посмотрите, на столах у каждого из вас конверт, на котором изображена посуда с помощью, которой можно приготовить блюдо и из чего его, потом можно будет съесть. А внутри конверта набор продуктов, из которых вы сейчас будете готовить, каждый свое блюдо.
1. Кастрюля, стакан: сахар, фрукты --- Компот
2. Кастрюля, тарелка: овощи, мясо --- Суп
3. Кастрюля тарелка: молоко, масло --- Каша
4. Чайник, стакан: сахар, молоко, кофе --- Кофе с молоком
5. Чайник, стакан, тарелка: сахар, заварка, хлеб, масло, колбаса, сыр – Чай с бутербродами.6. Сковорода, тарелка: вермишель, мясо, масло - лапша с мясом.
7. Кастрюля, тарелка: мясо, вермишель – Суп с вермишелью.
8. Сковорода, тарелка: овощи, мясо, масло --- Тушенные овощи с мясом.
9. Сковорода, тарелка: яйца, масло – Яичница.
10. Кастрюля, тарелка: молоко, лапша – Молочная лапша.
11. Сковорода, тарелка: мука, молоко, масло – Блины.
- Дети достаньте продукты и определите, какое блюдо можно приготовить. /Педагог подходит к каждому и спрашивает, что он будет готовить./ Затем выборочно 2-3 ребенка рассказывают с опорой на таблицу:
- что они приготовили,
- из чего,
- в какой посуде варили, жарили, кипятили,
- в какой посуде можно есть .Каждый рассказывает, что он приготовил, а что его сосед. / Я приготовил суп, а Даша, кашу/.
Упражнение на снятие мышечного напряжения
Имитационное упражнение – снимают напряжение мышц, улучшают эмоциональное состояние ребенка. Дети выходят из-за столов и под слова воспитателя, заданный ритм выполняют движения, имитирующие подними опускающийся потолок, отодвинь надвигающуюся стену.
III. Дифференциация Звуков «З – ЗЬ»
- Вы помогли Золушке, справится с заданиями злой мачехи. И посмотрите, произошло волшебство: у нее не только красивое платье но и карета, на которой она сможет добраться до замка принца. Она отправляться на бал. Путь не близкий, опасный. Расставила Злая мачеха по дороге ловушки. И только вы можете помочь Золушке, продвигаться вперед.
1. Характеристика звуков
- Какой первый звук в имени Золушка / «З»/.
- Какой звук будут нам помогать выполнять задания по дороге на бал? Звук - [З ]. Дайте характеристику этого звука по таблице: /согласный, звонкий, твердый/.
- А есть ли у него младший брат? / «ЗЬ»/ Дайте характеристику этого звука по таблице: /согласный, звонкий, мягкий/.
2. «Твердый - мягкий».
- Я вам называю слог с твердым звуком «З», а вы мне возвращаете с мягким «ЗЬ»: за- зя, зо –зё, зы- зи, зу- зю.
3. «Зажги фонарик в домиках»:
- Я вам назову слова, а вы должны будете зажечь фонарик, если в слове твердый звук «З» - синий фонарик, если мягкий - зеленый: зебра, зонт, заяц, зима, корзина, земляника, козел, знак, роза, обезьяна. /Так же определяется место звука в слове: начало, середина/
4. Индивидуальная работа: «Зажги нужный фонарик в своих картинках». /дети раскладывают картинки в соответствии с позицией звука в этом слове, твердый – синий фонарик, мягкий – зеленный фонарик/
Пальчиковая гимнастика
«Кулак, ребро, ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с логопедом, затем в памяти в течении 8 – 10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, затем двумя руками вместе.
5. Работа в рабочих листах
Нам осталось выполнить последнее задание. Откройте тетради.
- Какие звуки помогают Золушке продвигать карету вперед к замку ? /Звуки З –ЗЬ/. Звуки мы слышим, а что мы видим? /Буквы/ Звуки «З – ЗЬ» на письме обозначают одной буквой – буквой З. Что нужно сделать, чтобы Золушка встретилась с принцем? Обвести все буквы З. Посмотрите, из каких элементов она состоит? /Из двух полуовалов, верхнего и нижнего. Верхний меньше, чем нижний. Буква смотрит влево. Возьмите ручки и обведите букву З в воздухе. А теперь найдите дрогу на рабочих листах, обведя только буквы «З».
Глазодвигательная гимнастика.
«Рисуем глазами» - упражнения для глаз снимает утомляемость.
И.п.: сидя (стоя), желательно повернуться к нечем не заполненной стене. Ребенок медленно рисует спиральки, зигзаги, заборчик, квадрат, круги и т.д. Справа налево и слева направо. Осваивая упражнение, можно рисовать фигуры пальцев в воздухе, следя за ними глазами.
IV. Итог образовательной деятельности.