Моя педагогическая концепция Душа обязана трудиться


Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь.
Сутью моей концепции является постоянная работа над собой, постоянное совершенствование, поиск, вдохновение, творчество. Стараюсь убедить и даю понять, делаю и творю, чтобы получали не готовые рецепты и решения, а чтобы дети сами открывали этот мир – интересный, сложный, трудный, таинственный.
Мой арсенал- это мой предмет, произведения классики, произведения писателей и поэтов республики, земляков из нашего района. Это язык матери, духовное наследие предков на родном языке.
Выпускники школы должны быть готовыми (а мы должны направлять) начать жизнь вне школы. В работе, особенно со старшеклассниками, предъявляю ВУЗовские требования. Зная и видя, обучаясь в филфаке, слабые места абитуриентов, стараюсь ликвидировать эти пробелы до поступления в ВУЗы.
Чуть опережать время, не ждать милости. Мы с классом и родителями добились того, чтобы уже до окончания школы получили дополнительное образование на различных курсах по профилю.
Каждое литературное произведение стараемся приложить в современности, делать из него выводы.
Сегодня особенно важно не потеряться в суматошном мире, реализовать себя. Запад хочет заполнить – и добивается даже этого – наши души развратом, дешевыми трюками, рекламой и прочим. Нашей задачей считаю не слепое подражание всему яркому и обещающему сиюминутный успех. У нас есть Мы, наше прошлое и настоящее. Уже понемногу стали понимать, что не все у нас было плохо. Есть от чего отталкиваться, есть на что опереться. Это наши люди, наши народы, это наша самобытность, это наша культура.
Моя задача – не дать опустошить души, заложить иммунитет против бездуховности. Ибо человек безнравственный, если даже образован, - неполноценен.
Этому служат конкретно уроки, составление родословной, экскурсии в кладбище и уход за могилами, посещение семей обучающихся и тесное общение с ними, поездки на встречу с писателями – юбилярами, культпоходы, раскрытие семейных архивов, узнавание историй созданий семей родителями обучающихся, встречи с ветеранами труда и войны, воинами – интернационалистами, с односельчанами, добившихся больших успехов на производстве, в спорте, на сцене и т.д. весь духовный капитал – вокруг нас, рядом с нами. Необходимо только научить это видеть.
Перечислю остальные моменты своей деятельности в виде кратких положений и выводов. На чём я стою? Первое – это моё прошлое. Восьмилетка с отличием, педучилище, служба в рядах СА, пединститут с отличием, двенадцать лет непрерывной педагогической деятельности в качестве организатора, учителя татарского языка и литературы, русского языка и литературы. Второе – это опыт прошлых поколений плюс достижения современности. Не забывая при этом, что новое – это часто хорошо забытое старое. Близка мне система А.С.Макаренко, особенно в воспитательной работе и вообще в образовательной деятельности. Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему.
Воспитанники, обучающиеся – это дети. Игру любят все. Дети в особенности, независимо, сколько им лет – 6 или 16. Так и стараюсь играть с ними в разные игры. Игры во взрослого, в журналиста, в ученого, в следователя и др.
Игра в социальные отношения в коллективе. Главное – зажечь искорки в глазах у детей. Потом «процесс пошел». Заражаю и заражаюсь.
Учим друг друга и учимся друг у друга.
Если мои отношения с воспитанниками – медаль, то у медали 2 стороны: свобода и ответственность. «Хочешь жить свободно, подчиняйся законам». (Цицерон.)
Тесная связь с родителями. Архимед искал точку опоры, чтобы поднять Землю. Я её нашел в родителях воспитанников.
Непосредственно в учебном процессе использую систему работы во опорным конспектам, блочный метод, забегание вперед, погружение в предмет. Или в проблему. Практикую исследовательскую деятельность. Не превозношу ни одну систему, ни одного автора. «Не создавай себе кумира». Сегодня, конечно, актуальны ИКТ.
Акцент на три С: самовоспитание, самообразование, самоконтроль.
Не угнетать инструкциями, правилами, угнетающей и скучной моралью и нотациями. Больше дела, меньше слов. Лучше меньше, да лучше. Больше деятельности и упражнений, - естественных и специально организованных, которые и дают, которые и приводят через ощущения, переживания к необходимым моральным и нравственным установкам.
Позитивное мышление. Убеждаюсь все сильнее, что этому тоже следует учить специально. Отрицательный результат – тоже результат.
Приемлю все человечное. В приемах, методах, стилях, направлениях.
Призма, через которую смотрю мир: вывод появляется тогда, когда нет развития мысли. Никогда не говори «никогда». Вывод – значит остановка, что для меня недопустима. Остановка – смерти подобно.
Конечная желанная цель – научиться самому и научить других жить с богом в душе или хотя бы приблизиться к этому.
Общение. – разное. Естественное. Непринудительное. Доверительное. Общение душ. Слишком много отрицательных последствий видим мы вокруг из-за дефицита общения. Общение душ – вот блаженство.
Учить управлять, учиться подчиняться. Стиль руководства: « Мы делаем это вместе». Направлять, а не управлять.
Культ здорового образа жизни – через личный пример. Придерживаюсь цепочки: благополучие физическое – благополучие психическое – благополучие социальное. Любовь к своему телу и забота о нем – вовсе не барский пережиток, а ежедневная необходимость. Красивая фигура и походка, гибкий позвоночник, ухоженные зубы и кожа – не следствия, а причина успеха и благополучия, хорошего настроения и голливудской улыбки. В здравом теле – здоровый дух. Главный объект моих физминуток на уроках – позвоночник и глаза. Не всякие, с специально подобранные упражнения, йоготерапии в том числе.
Учить факты действительности, заучивать формулы, давать готовые знания – путь к потере личности. Потомки будут благодарны нам больше, если мы научим не ЧЕМУ, а КАК. То есть, не умению находить конкретный ответ, а способам решения проблем и задач. Не сами знания, мысли (информация) – материальны. Имеет тот, кто владеет информацией КАК, а не тот кто владеет просто чем –то пусть даже баснословно дорогим.
Делай как я, делай лучше, чем я.
Не имей сто рублей, а имей хорошую книгу или хорошего Учителя. Моя библиотека состоит из книг по педагогике; практической, прикладной психологии, по оздоровительным системам Малахова, Бутейко, Гогулан, Стрельниковой и др., из энциклопедий, словарей и справочников, спецлитературы и очень редких книг, недоступных массовому читателю и очень дорогих. Если что я имею и умею на сегодня, это большей частью из книг и от хороших учителей, что встречались на моем пути.
Некоторые изречения – готовые и свои.
Не считаю, что все методы хороши, был бы результат.
Говорят: «Счастье не в деньгах, а в их количестве». Я бы сказал: «В их качестве».
«Если судьба дает в руки лимон, старайся сделать из него лимонад».
( Карнеги).
Не можешь сделать хорошее, приятное и полезное, хотя бы не навреди, - это тоже хорошо.
Не стреляй в прошлое из пистолета, оно ответит тебе пушечным залпом. «Когда борьба зарождается внутри нас, мы движемся к совершенству» (Роберт Браунинг.)