Презентация по литературе на тему Стихотворение Н.Заболоцкого Душа обязана трудиться…. Подготовка к сочинению.
Определите тему и жанр стихотворения «Не позволяй душе лениться..», написанного в 1958 году Тема – совет молодым (моралите)Жанр – философская лирика Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) Что такое душа? ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДУША? А) « Душа – поле борьбы добра и зла.» ( Л.Н. Толстой)Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)В) Душа – это человек. ( Христианство) Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души. + -Веселится ГневаетсяУспокаивает ЗавидуетПомогает Подталкивает, провоцируетЗащищает ГубитВозрождает УбиваетМирит Ссорит, обижаетРадуется ЗлитсяЛикует ТешитсяУмиротворяет Не заботитсяТрудится Ленится Форма, композиция стихотворения Шесть катренов, кольцевое обрамление, рассуждение Каким вы увидели лирического героя стихотворения? Человек неравнодушный, чувствующий свою ответственность за происходящее вокруг Особенность структуры произведения Лексика стихотворения Бурелом - поваленный бурею лес.Ухаб – выбоина, яма на дороге.Коль - если.Узда – сдерживающее приспособлениеПоблажка - нестрогое, излишне снисходительное отношение Использование фразеологизмов Толочь воду в ступе;И день и ночь!Держать в черном теле;Не снимать узды;Дать поблажку;Последняя рубашка; Использование художественно-изобразительных средств Какие тропы использует автор? Отсутствие эпитетов;Скрытое сравнение «Жить по-человечьи»;Метафоричность;Градация во второй строфе;Ключевые слова: душа, дом, работа, человек, труд Определите роль глагольной лексики Не позволяй лениться!Гони, тащи, не разрешай спать, держи, не снимай, хватай, учи и мучай.Обязана трудиться!(риторическое восклицание) Использование художественно-изобразительных средств Использование анафоры и антитезы Она, она, онаРабыня и царица;Работница и дочь;И день и ночь… Определите размер, рифму, звукопись Четырехстопный ямбРифма точная, перекрестнаяАллитерация: от дома к дому, спать в постелиАссонанс: пустырь, бурелом, сугроб, ухаб Использование художественно-изобразительных средств Какова идея стихотворения? Душа обязана трудиться…(идея выражена в кольцевом обрамлении стихотворения) Однокоренные слова, определяющие позицию человека Душа – душевный- равнодушный- бездушный -духовный- бездуховный- простодушный- воодушевление- душеспасительный… Актуальность послания Заболоцкого Проблема жизненной цели Главное – каждому необходимо постоянно работать над собой, каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, нельзя расслабляться, нельзя поддаваться лени. Поддавшись один раз лени, ты становишься её заложником («она последнюю рубашку…») Микротемы Лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться» Что же для этого необходимо? Как заставить ее это делать? Что произойдет, если она обленится? Что делать, если она испытала на себе прелести лени? Образы, в которые душа перевоплощается. И вновь лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться» Проблема освоения новых жизненных рубежей только в труде ты растешь, развиваешься, ты постоянно что-то узнаешь новое, осваиваешь. Нельзя проводить время в бездействии. Человек достигнет цели в труде, когда сам будет трудиться не покладая рук. Жизнь – это вечное движение вперед. Если ты остановишься на достигнутом и смиришься с тем, что у тебя есть – ты окажешься в двух шагах от деградации. Чему учит стихотворение Заболоцкого? Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу. Домашнее задание: Задание №1Составьте синквейн «Душа» Задание №2Напишите сочинения- миниатюры (по выбору): 1.Что такое истинные человеческие ценности?2.Что делать, если душа сопротивляется?3.Душа – это…4.Какой должна быть душа?5.Моя душа. Милинская Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№22» г. Ульяновск