Конспект урока технологии Обработка накладного кармана

Конспект открытого урока – театрализации по технологии в 5 классе
Дресвянникова Анжелика Юрьевна,
учитель технологии высшей категории
МОКУ VIII вида школы интерната № 4 г. Ижевска
Тема: Вышивка салфетки
Цель: Создать благоприятные условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления приемов выполнения стежка «вперед иголку».
Задачи:
Ознакомление учащихся с историей возникновения вышивки.
Формирование у учащихся знаний в процессе работы с технологической картой и изучение основных приемов выполнения ручной вышивки.
Развитие моторики рук во время выполнения практической работы и на этапе проведения физкультминутки.
Обучение учащихся выполнению задания по образцу и технологической карте.
Развитие навыков самооценки путем сравнения своей работы с образцом и требованиями, предъявляемыми к работе.
Создание положительного эмоционального настроя на восприятие образов культуры и искусства.
Формирование навыков культуры труда, точности и аккуратности через вышивание по предварительной разметке и без нее.
Воспитание уважения к труду и людям труда, на основе знакомства с национальными традициями.
Теория: изучение техники выполнения вышивки швом «вперед иголку». Технологические приемы вышивки.
Практика: Выполнение упражнений вышивки на ткани, подбор цвета.
Тип урока: урок-театрализация.
Методы ведения урока: рассказ, беседа, индивидуальная практическая работа, демонстрация, презентация.
Виды контроля: устные вопросы, самоанализ, анализ практической работы.
Учебное задание: выполнить (дифференцированно) один элемент ручного отделочного стежка «вперед иголку».
Уровень целей и упражнений: правильность, точность.
Самостоятельно-целенаправленные наблюдения: анализ продемонстрированных приемов выполнения практического задания, адаптация рекомендуемых действий к собственной работе.
Межпредметные связи: история, русский язык.
Наглядные пособия: готовые изделия в различных техниках, образцы практической работы, костюмы.
Материально-техническое обеспечение урока: бязь суровая, ножницы, игла, карандаш, нитки мулине, игольница.
Дидактические средства: мультимедийная презентация, инструкционные карты, сундучок.
Ход урока
Организационный момент. Задача: организация класса для работы.
- Доброго вам здоровья, гости дорогие! Спасибо, что зашли на огонек. Урок мы проведем не в совсем обычной форме. Представьте себе избу, в которой проходили крестьянские посиделки. На них шли неторопливые беседы о деревенских новостях, о домашних делах. Собравшиеся занимались каким-либо рукоделием, и о нем говорили, советовались, делились приемами любимого ремесла.
Перед вами работы-вышивки, которые выполняли ваши бабушки и прабабушки, когда были молодыми. Сегодня вы в костюмах разных национальностей. Вы будете в роли крестьянских девушек и примете участие в посиделках. Располагайтесь поудобнее.
2. Сообщение темы урока, формулирование целей урока, их практической значимости.
Задача: дать представление об отделке, поэтапном выполнении отделки мешочка.
Вышивка – это украшение ткани и готовых изделий орнаментом или сюжетными рисунками при помощи нитей. (Слайд 1). Вышивка известна с давних времен. (Слайд 2, 3) Раньше вышивка была основным занятием обеспеченных людей (девочек учили вышивке с 5 лет). (Слайд 4) Изделия расшивались цветными, золотыми нитями и драгоценными камнями. (Слайд 5).
Позже вышивка стала доступной и бедным людям. В конце осени, когда заканчивались уборочные работы, девушки снимали избу, в которой пели песни, вели беседы, занимались рукоделием. Приходили на посиделки и парни, которые выбирали себе невесту. Каждому парню хотелось, чтобы его суженная была не только красивой, но и работящей. В народе были такие поговорки:
- «Возьмешь дурру-пряху, не сошьешь и рубаху»;
- «Девка красива – да вышивать ленива». (Слайд 6)
Уже к 10-12 годам девушка начинала готовить себе приданое. (Слайд 7)
Расшивали праздничную и повседневную одежду. (Слайд 8)
Вышивкой украшали предметы быта. В удмуртских избах отводилась отдельная комната (кенес), куда складывались изделия. Когда приходил жених, все свои работы невеста вывешивала перед домом на веревку. Первой смотрела работы мама жениха. По количеству узелков судили о характере невесты. Своими изделиями невеста одаривала родственников жениха. (Слайд 9)
Секреты вышивки передаются из поколения в поколение.
Тема наших посиделок «Вышивка салфетки»
Задачи наших посиделок: узнать историю вышивки, научиться оформлять салфетку, выполнять стежок «вперед иголку»
- На нашей салфетке мы выполним ручные отделочные стежки;
- Что такое ручные стежки?
- Что такое отделочные стежки?
- Каким ручным отделочным стежком вышита салфетка?
- Давайте попробуем рассказать порядок выполнения этого стежка.
- Какие требования можно предъявить к стежку?
3. Техника безопасности
На столе стоит сундучок
Нынче к нам на наш урок,
Поутру невесть откуда,
Гляньте, прислан сундучок,
Чудо, цвета изумруда.
Гляньте, грамота на нем,
Мы сейчас ее прочтем.
Здесь, дружок, таится клад,
И сокровища лежат.
А какие, угадай,
А потом и открывай!
- Какие инструменты понадобятся для работы?
Вспомните технику безопасности при работе с этими инструментами.
Открываем свои сундучки.
4. Физминутка. Задача: снять напряжение, «подготовить» пальчики к работе.
Повторяйте все движения за мной.
- В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и греет. Давайте сотворим наше маленькое солнышко сами.
- возьмем большую чашу
- добавим туда добра, любви, счастья, терпения, усидчивости, ласки и мастерства
- начнем перемешивать наши положенные «продукты»
- сначала мешаем ложкой
- потом начинаем работать пальчиками и мять наше «тесто»
- скатаем из теста «колобок» в виде маленького солнышка
- а теперь подарим его соседу.
5. Выполнение практической работы. Задача: применение полученных знаний на практике, развитие самостоятельности при выполнении практической работы
Выдаются инструкционные карты и крой салфеток.
Работа ведется дифференцированно.
Целевые обходы:
Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
Оказание помощи слабоподготовленным учащимся.
Контроль за бережным отношением к средствам обучения.
Рациональное использование учебного времени учащимися.
Итог. Задача: развитие умения обобщать, самостоятельно принимать решения, делать выводы
7. Рефлексия.
Учащимся предлагается дополнить предложение, выбрав из предложенных вариантов
- Было интересно
- Было трудно
- Теперь я могу
- Я научилась
- Меня удивило
- Мне захотелось
- Я обязательно
Подводится общий итог, опираясь на задачи.
Учитель оценивает работы и ответы учащихся
Могут руки людей сделать чудо любое,
И по белому полю могут выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце золотое,
Чтобы стало побольше на Земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и мастерства,
И сошью я такое, что вам и не снится,
Только чтобы жила на Земле красота!
На посиделки приходят с подарками. В память о нашем уроке хочется и мне сделать вам подарок.





15