Конспект урока по технологии на тему Обработка накладного кармана (5 класс)
Допущен______________/_____Ф.И.О._учителя___/
Подробный план-конспект урока технологии
Дата проведения урока:
Направление технологической подготовки: Обслуживающий труд (Технологии ведения дома)
Класс-литер: 5
УМ / подраздел:
Тема урока: Обработка накладного кармана
Тип урока: комбинированный
Цели урока
Дидактические
Воспитательные:
Развивающие:
Учащиеся должны знать:
-Историю появление кармана;
-виды карманов;
-формы накладных карманов;
- ПТБ
Продолжить воспитание:
-аккуратности;
-внимательности;
-дисциплинированности
Продолжить развитие:
- памяти;
- творческого воображения;
-моторики рук
Дидактическое средства: презентация, технологическая карта «обработка накладного кармана»; эталон изделия (накладной карман)
Материально-техническое оснащение (МТО): ткань, ножницы, игла, нитки, утюг, швейная машина.
Объект труда: накладной карман
Межпредметные связи: история
План урока.
№
п/п
Этап урока
Время, мин.
МОТ
ФОПДУ
Примечания
1.
Организационный момент
4
-
Фронтальная
Назначение дежурных
2.
Изучение нового материала
25
Учебная беседа
Объяснение
Демонстрация слайдов
Фронтальная
4.
Вводный инструктаж
10
Демонстрация
Устное инструктирование
Фронтальная
5.
Самостоятельная практическая работа учащихся / Текущий инструктаж
35
Самостоятельное наблюдение учащихся
Фронтальная
6.
Заключительный инструктаж
8
Учебная беседа
Фронтальная
7.
Выдача домашнего задания
4
-
Фронтальная
Запись в дневник
8.
Уборка помещения
4
-
Индивидуальная
Фронтальная
План конспект
1 Организационный момент
Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.
(Рассказ)«По одежке встречают, по уму провожают». Как давно это замечено! Мода всегда чутко откликается на те условия, в которых ей приходилось выступать. Ей хватало идей на самые разные случаи жизни. Много лет тому назад в мужском костюме не малую роль играли пояса, которыми подвязывали рубахи, кафтаны, а к ним прикрепляли небольшую сумку – кошелек. Уже тогда возник вопрос – куда девать мелкие вещицы, деньги, носовые платки и т.д.
А что придумали люди, вы узнаете, отгадав загадку:
Один пришит для красоты,
Другой для дела нужен
В него платок положишь ты,
Когда зимой простужен. (Карман)
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с историей появления и видами карманов, с технологией обработки накладного кармана и самостоятельно обработаем карман.
2 Изучение нового материала
Все что человек наблюдает в природе, он старается извлекать полезное для себя. Изобретение многих вещей которыми люди окружили себя, которые используют в процессе жизнедеятельности, было подсказано природой. Все мы видим, что самолет похож на птицу, форма лодки напоминает рыбу. Некоторые детали одежды напоминают оперение птиц, форму цветов. Как вы думаете, почему на плакате изображено кенгуру?
На какое изобретение могло натолкнуть это животное? (ответы учащихся). Верно это карман. Карман в переводе с тюркского, где оно звучит как «карма», означает буквально мешок для денег.
В одежде, которую носили наши предки, отсутствовали карманы, все необходимые вещи затыкали за пояс, прятали за пазуху, клали в шапку, либо вешали на шею. На поясе у славян практически всегда висела сумочка - калита или мошна. Нередко можно было увидеть на поясе нож в ножнах, гребень или даже ложку.
В XV-XVI веках карманы были самостоятельным аксессуаром женского костюма. Их обычно шили из белого льна, как и все остальное белье. Но в отличие от нижних юбок и рубашек, они гораздо чаще украшались вышивкой разноцветным шелком или декоративной стежкой. Иногда для карманов использовали не только лен или хлопок, но и более дорогие ткани - бархат, атлас. Правда, карманы редко шились из них целиком - как и в случае с вышивкой, шелковыми тканями украшалась обычно только внешняя сторона. После появления карманов женщины принялись развивать сумочную линию. Они носили небольшие сумочки-мешочки, предназначенные для хранения мелких предметов. Уже тогда эти сумки-ридикюли изготавливались из различных материалов, имели разные формы и богато украшались бисером и стеклярусом. В XVIII веке появились дамские сумочки из бархата и кружева, в которых лежали платочки, косметика и другие мелочи. Их называли "помпадур" в память о фаворитке французского короля Людовика XV.В начале XIX века карманы повсеместно начали вшивать в одежду. Навесные карманы сохранились в обиходе как деталь детского или рабочего платья. Также навесными карманами продолжили пользоваться дамы почтенного возраста, предпочитающие не менять свои привычки
Двадцатый век: Век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде.
Карманы украшают не только нашу одежду, но даже обувь и сумки (показ иллюстраций). Карманы могут располагаться где угодно - на рукаве, на плече, на колене, на концах длинного шарфа, на кожаном поясе и даже на летней кепке или на перчатках (показ иллюстраций).
Карманы имеют как утилитарное, так и декоративное назначение. Карманы бывают прорезными и накладными. Сегодня мы познакомимся с накладным карманом.
Накладные карманы могут быть различной формы: простой карман, прямой с листочкой, с фигурной листочкой, с клапаном и тд (с разрезом и клапаном, с разрезом, отделанным обтачкой, со встречной складкой, с фигурной верхней линией и рельефным швом и др. клапаны у накладных карманов делают с петлями и без петель, прямоугольные и фигурные. Отделывают накладные карманы складочками, защипами, рельефными швами, а также вышивкой, аппликацией.)
При раскрое накладных карманов следует обратить внимание на рисунок ткани и выкраивать их так, чтобы подогнать рисунок. Для этого долевая нить ткани на кармане должна соответствовать долевой нити ткани изделия.
3 Вводный инструктаж
Сегодня на уроке мы будем шить накладной карман для нашего фартука. Но прежде чем приступить к работе давайте вспомнить технику безопасности
(Техника безопасности при выполнении ручных и машинных работ, при выполнении работ на электрических машинах, ВТО)
Правила техники безопасности при работе на швейной машине
перед работой убрать волосы под косынку.
сидеть на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд, перед иглой.
Расстояние от работающего до машинки должно быть 10-15 см
перед работой удалить из изделия иглы и булавки
на платформе машины не должно находиться посторонних предметов
По окончанию работы убрать рабочее место
Правила техники безопасности при работе с иглой
1. хранить иглу в игольнице
2. не оставляйте иглу на рабочем месте без нитки
3.передовать иглу в игольнице с ниткой
4. во время работы с иглой пользуйтесь наперстком
Правила техники безопасности при работе с ножницами
передавать кольцами вперед
Не класть на край стола
в нерабочем положении концы должны быть сомкнуты
Мы вспомнили с вам правила техники безопасности, а сейчас приступим к работе.
4 Самостоятельная практическая работа учащихся / Текущий инструктаж
Учащимся раздаются технологические карты
Технологическая карта «Обработка накладного кармана»
№ п/п
Технологическая операция
Изображение
Материалы, инструменты, оборудование, приспособление
1
Заметать боковые и срезы кармана по намеченным линиям
Карман, иголка с ниткой
2
Заметать нижний срез кармана по намеченным линиям
Карман, иголка с ниткой
2
Подвернуть верхний срез припуска на 1см и заутюжить
Карман, утюг
3
Заметать верхний срез кармана по намеченным линиям
Карман, иголка с ниткой
5.Заключительный инструктаж
Подведение итогов занятия:
-всё ли запланированное успели выполнить на уроке;
-какие ошибки были допущены;
-выставление оценок
6.Выдача домашнего задания
Составить 1 ребус на тему «Обработка прорезного кармана»
7. Уборка помещения
Ученики приводят свои рабочие места в порядок. Дежурный проверяет порядок в классе