Разработка урока по русской литературе на тему Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский. «Телеграмма» (в сокращении).


Дата: _________________
Класс: ________________
Урок № 51
Тема урока: Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский. «Телеграмма» (в сокращении).
Цель: Воспитание нравственных качеств сострадания и понимания к родным и близким людям.
Метапредметные:
формирование представлений о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.
раскрытие духовно-нравственных ценностей, по которым живут герои.
Обучающая:
Формировать:
навыки самостоятельного анализа текста;
умение высказывать свое отношение к прочитанному;
умение выделять наиболее важные качества в человеке;
способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.
Развивающая: развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать.
Воспитательная:
воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям;
учить заботиться о тех, кто дорог;
формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.
Диагностические цели:
учащиеся смогут дать характеристику героям произведения, дать оценку их поступкам;
более глубоко почувствовать, как необходимы их любовь и забота родителям, что нужно бережнее относиться к ним, что они должны помнить о тех, кто дал им жизнь;
составить монологическое высказывание об ответственности детей перед родителями.
Тип урока: изучение нового материала. 
Методы: беседа, работа с текстом, выразительное чтение, прием «Ассоциация», составление синквейна.
Оборудование:
«Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.
Методическое обоснование:
Рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма» изучается в разделе II. «Славянская мифология и литература» после знакомства с «Притчей о блудном сыне» и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Все эти произведения объединены общим смыслом: в них рассматривается тема взаимоотношений родителей и детей. Главная цель данных литературных произведений – воспитание ответственности родителей и детей друг перед другом. «За добро плати добром» - такой совет дает автор рассказа своим читателям.
Чти отца своего и мать свою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле.
Пятая заповедь Божия
«За добро плати добром, не будь пустельгой».
К.Г.Паустовский
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Стадия «Вызов».
– Добрый день, ребята! Сегодняшний урок хочется начать с притчи о матери (чтение).
Старая женщина, еле передвигая уставшие ноги, шла по дороге. Еще бы, мало того, что дорога была раскисшей, так еще и ноша, которая висела у нее за спиной, была ощутимо тяжелой.
Выйдя из города, женщина увидела, что навстречу ей движется кибитка. Кибитка остановилась, видимо, для того, чтобы старая женщина уступила ей дорогу. Молодой, усталый возница сидел в кибитке.
Обрадовалась старуха. Теперь-то есть, кому подвезти, теперь ноги будут не так сильно вечером болеть.
- Сынок, довези меня до дома, я в долгу не останусь – бери себе половину мешка риса. Этот рис мне дали добрые люди, однако он слишком тяжел, чтобы я смогла его донести сама.
- Мать, я бы с радостью. Но вот уже дня два я без отдыха тружусь, вожу людей. Я очень устал, прости, да и конь мой вот-вот упадет от усталости.
И сказав эти слова, возница тронул лошадь. Кибитка уже исчезла из вида, когда старуха, наконец, смогла опять поднять мешок и побрести знакомой дорогой.
Вдруг сзади раздался звук приближающейся кибитки. Старуха обернулась, а тот самый молодой возница сказал:
- Давай, мать, помогу тебе забраться. Я тебя подвезу.
Возница помог старушке устроиться в кибитке, затем поднял к ней мешок. Дорога до дома старой женщины заняла около двух часов. Стараясь не заснуть, возница принялся рассказывать о себе. О том, как он перебрался сюда с конем из далекого горного селения, о том, что он – единственный сын у матери и ему надо ей помогать. Старушка грустно улыбалась.
- Мой любимый сын тоже на чужбине, - горько вздохнула она. – Давно я уже ничего о нем не слышала!
Когда показался ее дом, старушка попыталась было отсыпать молодому юноше рис из своего мешка, однако возница отказался:
- Увидев Вас, я как - будто побывал дома, пообщался с матерью. Мне от Вас ничего не надо, будьте здоровы. Мать – это начало всех начал, это чистый горный родник, который лечит одним глотком. Может, когда-то и другой юноша подвезет уже мою усталую мать.
Какова мораль в этой притчи? (работа в группах)
А что для вас значит слово «мама»? Подберите самое яркое определение.
(- Мама – это …)
– Послушаем Стихотворение «Заболела мать»
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли
Вот попробуй всех вас собери!
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте – заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь ….
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
- У вас на партах лежит конверт, в ней телеграмма для каждого из вас. Прочтите, пожалуйста, вслух текст телеграммы.
«Нет. Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца».
- От кого эта телеграмма? (К.Г. Паустовского) Слова К.Г. Паустовского мы возьмем в качестве эпиграфа к нашему уроку.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (запись в тетрадь)
- Константин Георгиевич Паустовский тема «Зарубки на сердце» по рассказу «Телеграмма»
3. Словарная работа.
- Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»? (обсуждение в группе и ответ)
Зарубка – отметка рубящим орудием на чём – нибудь, например, на дереве.
III. Стадия осмысления. Просмотр фильма.
1 задание
- Почему же рассказ назван «Телеграмма»? (обсуждение в группе и ответ)
 - В этом есть какая-то загадка.
 - Заглавие звучит интригующе.
- Возможно, название символично, оно как предостережение.
- Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду.
2 задание
1 группа
Сколько было телеграмм послано в рассказе?
2 группа
Куда, кому были они отправлены?
3 группа
Кем были отправлены телеграммы?
4 группа
Какую телеграмму имел в виду автор, первую или вторую? Почему?
 5 группа
Определите тему рассказа.   Какова основная мысль произведения?
(осуждение в группах и ответ)
3 задание
В приведенных ниже пейзаже и интерьере из рассказа отметьте слова, создающие унылое настроение увядания, умирания и одиночества.
1 группа
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
2 группа
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
3 группа
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать и пастухи перестали гонять в луга стадо.
4 группа
Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно нечищеный самовар и картины на стенах.
5 группа
Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать.
Вывод:  Увядание природы и интерьера, даже омертвение их. Эти картины соответствуют внутреннему состоянию Катерины Петровны.
4 задание
Рассмотрим образы в рассказе по ромашке Блума.
- Кто является главным героем рассказа? Поговорим о Екатерине Петровне (выбирают вопросы)
Найдите описание и характеристики: 1 вопрос
1. Что мы о ней знаем? Расскажите о ней.
2 вопрос
1. А как живется Катерине Петровне сейчас?
2. Какое чувство по отношению к героине испытываем мы, читатели?
3 вопрос
1. Какой эпизод доказывает беззаветную любовь к дочери, тоску по ней?
2. Найдите эпитеты, которые относятся к образу Катерины Петровны
3. Сочетаются ли эти эпитеты со словом МАМА?
4 вопрос
1. Почему Катерина Петровна вышла впервые за год из дому?
2. Что роднит Катерину Петровну со звездами и кленом в саду?
5 вопрос
1. Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для нее прогулки?
Письмо Катерины Петровны наизусть
2. Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
Вывод: Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому-то равнодушное ожидание смерти.
Кроме Екатерины Петровны в произведении есть и другие образы, рассмотрим их.
5 задание
1 группа – Настя
2 группа – Тихон
3 группа – Манюшка
4 группа – Учительница
5 группа – Тимофеев, Першин
6 задание
Художественная деталь в рассказе.  К. Г. Паустовского считают мастером детали.
   Подумайте, какой многоязычный смысл заключен в данных выражениях?
 
1. «Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно - одна жестяная пустота».
2. «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».
3. «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой - хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
4. «Настя с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: – «Эх, ты!»»
5. «Художники звали Настю Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».
Вывод:  Мастерство К.Г. Паустовского в использовании детали поразительно. С ее помощью автор создает определенное настроение и передает психологическое состояние героев, выражает свое отношение  к изображаемому.
- Как же так могло случиться, что Настя забыла о матери, а Катерина Петровна не дождалась своей дочери? Какую заповедь нарушила Настя? Осознала ли она это? (обсуждение и ответ)
Пятая заповедь Божья: «Чти отца своего и матерь свою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле»).IV. Стадия «Рефлексии».
Прочитайте эпиграф к уроку и ответьте на один из предложенных вопросов на чистых бланках телеграммы.
1 задание
Творческая работа (индивидуальная работа) (под звуки песни «Мама» Таисия Повалий)
1. Какие «зарубки на сердце» остались после прочтения рассказа?
2. Какого отношения заслуживает Настя?3. О чем заставил меня задуматься рассказ «Телеграмма»?4. К чему призывает автор читателя?
(Чтение письменных работ учащихся по выбору и желанию самих учащихся)
2 задание
Составление синквейнов.
Настя
К.П.
Тихон
МанюшкаТелеграмма
Настя.
Занятая, тщеславная.
Работает, помогает, вертится.
Совсем забыла о матери.
Раскаяние.
Катерина Петровна.
Пожилая, беззащитная.
Доживает, скучает, страдает.
Мечтает о приезде дочери.
Одиночество.
Тихон.
Рыжий, невзрачный.
Заботился, переживал, обманул во благо.
Желает скрасить чужое одиночество.
Доброта.
Манюша.
Шустрая, заботливая
Бегает, помогает, караулит
Не отходила от умирающей
Жалость
Телеграмма.
Краткая, неожиданная.
Летит, волнует, сообщает.
Тревожная весть о матери.
Поздно…
На доске прикреплены три сердца, под ними подписи:
1. Настя. 2. Катерина Петровна. 3. Другой герой.
– Человек не может жить без сердца. Но порой в сердцах людей уживаются любовь и ненависть, дружба и предательство, добро и зло. Главным критерием человечности считается обладание такими качествами, как великодушие, сердечность, душевность. Литературный герой воспринимается нами как живой человек. Значит, и их сердца наполнены различными чувствами. Сейчас вам предстоит трудное задание, которое позволит нам узнать, насколько глубоко вы поняли героев рассказа К. Г. Паустовского. Прошу каждого из вас вырезать символический образ героя в виде геометрической фигуры и высказать свое отношение к герою.
3 задание
- Что объединяет притчу и рассказ «Телеграмма» К.Г. Паустовского?
- Ребята, вы скоро станете взрослыми, получите образование, уедете далеко от родителей, возможно, не сможете их часто навещать – будут у вас свои интересы, неотложные дела, поэтому наш урок хочется закончить поэтическим напутствием вам.
V. Домашнее задание.Написать сочинение.
“Что значит для меня отчий дом?”
“Какой я сын (дочь)?”
«Мама – самый родной человек!»
“Поступок, за который я себя осуждаю”.


3 задание
В приведенных ниже пейзаже и интерьере из рассказа отметьте слова, создающие унылое настроение увядания, умирания и одиночества.
1 группа
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

3 задание
В приведенных ниже пейзаже и интерьере из рассказа отметьте слова, создающие унылое настроение увядания, умирания и одиночества.
2 группа
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

3 задание
В приведенных ниже пейзаже и интерьере из рассказа отметьте слова, создающие унылое настроение увядания, умирания и одиночества.
3 группа
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать и пастухи перестали гонять в луга стадо.

3 задание
В приведенных ниже пейзаже и интерьере из рассказа отметьте слова, создающие унылое настроение увядания, умирания и одиночества.
4 группа
Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный 
«Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно нечищеный самовар и картины на стенах.

3 задание
В приведенных ниже пейзаже и интерьере из рассказа отметьте слова, создающие унылое настроение увядания, умирания и одиночества.
5 группа
Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать.
596901905

812165126365

212090154305