РАЗРАБОТКА УРОКА В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Румыния и Болгария после Первой мировой войны»


Донецкая общеобразовательная школа № 90
I – III ступеней
РАЗРАБОТКА УРОКА В 10 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «Румыния и Болгария после Первой мировой войны»
ПОЛДГОТОВИЛ УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
Клёсова В.М.
Донецк - 2015
ТЕМА. Румыния и Болгария после Первой мировой войны.
Цель: проанализировать послевоенное положение Румынии и Болгарии; охарактеризовать особенности социально – политического развития государств в период стабилизации 1924-1929 гг. продолжить формирование умения работы с различными историческими источниками, содействовать развитию критического мышления и навыков самостоятельной работы учащихся; воспитывать уважение к историческому прошлому.
Тип урока. Комбинированный.
Основные термины: Антанта, Тройственный союз, Парламентская монархия, Народное собрание.
Основные даты: 1924 г. – Татарбунарское восстание; 1924 г. Сентябрьское восстание; 1921-1922 гг. – аграрная реформа.
Оборудование: учебник, стенная карта «Западная Европа в первой пол. ХХ века», сообщения учащихся на тему: «Уастие в Первой мировой войне», «Социально –экономические последствия Первой мировой войны», «Революционные движения в 1918- 1919 гг.»
Ожидаемые результаты: учащиеся смогут: сравнивать экономическое положение Румынии и Болгарии с другими странами; давать оценку деятельности политиков.
Ход урока
I.Организационный моментII.Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Беседа на повторение.
1.Вспомните, имела ли независимость Болгария и Румыния накануне Первой мировой войны?
2.Когда и на чьей стороне вступили государства в Первой мировой войне?
Проблемный вопрос урока: Применяя правила выполнения логичных операций, подумайте, почему после небольшого периода демократизации после окончания Первой мировой войны в Румынии и Болгарии установились авторитарные режимы?
III.Изучение нового материала
1.Болгария и Румыния после Первой мировой войны
Задания учащимся
Учащиеся, получившие опережающее задание зачитывают сообщения, после класс составляет конспект.
Образец сообщения
В Первую мировую войну Румыния вступила в августе 1916 г. на стороне стран Антанты, которые обещали ей Трансильванию, Буковину, Банат. Воевала не удачно. Уже в декабре 1917 г. румынская армия была разбита.Потерпев поражение на западе, румынские войска воспользовались на востоке ослаблением России и захватили Бессарабию. В мае 1918 г. Румыния заключила сепаратный мир с странами Четверного союза, нов октябре 1918 г. в связи с поражением немецкого блока король отказался ратифицировать этот договор. Румынская армия снова начала боевые действия на стороне Антанты. Оккупировала Трансильванию, Буковину, а в 1919 г. принимала участие в подавлении Венгерской Советской республики, за что Антанта yа Парижской конференции передала указанные земли и Восточный Банат, Южный Добрудж .Территория Румынии увеличилась в 2,1 раза, населения в 2,2 раза
Большие потери в войне, послевоенный экономический кризис, слабость власти стали причиной нарастания социального напряжения в стране, забастовочное движение, восстания крестьян. Восстания жестоко подавлялись особенно на «новых» землях.Но вместе с тем правительство проводило ряд реформ: принятие закона о 8 –часовом рабочем дне, введено всеобщее избирательное право для мужчин, а в 1921- 1922 гг.- аграрная реформа, но за большой выкуп.
Из Первой мировой войны Болгария вышла из числа побежденных государств. Материальные и человеческие потери были истощены, ведь государство принимало участие в двух Балканских воинах 1912-1913 гг.Всё привело к революционному движению в 1918-1919 гг.В сентябре 1918 г. вспыхнуло восстание в Болгарской армии в селе Владай вблизи Софии. Было подавлено благодаря немецкой армии, но это ускорило выход страны из войны и отречение от власти царя Фердинанда в пользу своего сына Бориса. Образованное после этого коалиционное правительство провозгласило амнистию политическим заключенным и установлен 8 – часовой рабочий день.
2.Внутреполитическое развитие стран
Задание учащимся проработать соответствующий параграф учебника заполнить таблицу
Образец таблицы
Внутриполитическое развитие Румынии и Болгарии в начале 20-х гг. ХХ века
Страна Форма государственного правления Законодательная власть Исполнительная власть Демократические права и свободы
Румыния Парламентская монархия ? ? Равенство всех перед законом
?
Болгария ? Народное собрание ? Введение прогрессивного прибыльного налога
Работа со схемой
Учащиеся методом «мозгового штурма» комментируют схему. Учитель комментирует ответы учащихся, предоставляя необходимую информацию о восстании.Особое внимание уделяет социальной базе восстаний.После учащиеся отвечают на вопросы:
-что общего было в восстаниях?
-могли ли восставшие победить?
Татарбунарское восстание
1924 г. Сентябрьское восстание
1923 г.
IV.Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Историческое лото
Учащимся предлагается набор исторических понятий, исторический событий. Они должны их сгруппировать определённым образом, создав «наборы»,которые касаются только развития определённых стран.
Учащиеся объединяются в группы.
1.Первая мировая война.2.Анексия Бессарабии,Буковины.3.Четверной союз.4.Малая Антанта.5. «просперити».6.София.7.Правиельство Фердинанда.8.Видовданская конституция.9. НЭП.10.Сентябрьское восстание.11. «Картель левых».12.Трансильвания.13.План Дауэса.14. «Поход на Рим».15.Бухарестский мир(Ответы: Румыния – 1.2.4.7.12.15.Болгария – 1.3.6.)Метод «Пресс»
Решение проблемного вопроса
V.Подвидение итогов урока. Учащиеся возвращаются к ожидаемым результатам урока и выясняют удалось ли их развязать.
Учитель анализирует и оценивает работу учащихся.
VI.Домашнее задание.
1.проработать соответствующий § учебника.