Урок в 6 классе Атмосфера: строение, состав, значение

Тема урока: « Атмосфера: состав, строение, значение».

Цели урока:
- сформировать представление о значении атмосферы, ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев;
- развивать навыки самостоятельного овладения знаниями;
- воспитать устойчивый интерес к географии;
Оборудование: учебник, атлас, видеоролик« Строение атмосферы», презентация, мультимедийный проектор, компьютер.
Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Орг. момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. (СЛАЙДЫ 1)
- Сегодня я хочу начать урок с загадок. (СЛАЙДЫ 2,3,4)
1. Она нас кормит, а мы ее топчем (Земля)
2. Очень добродушная,
Я Мягкая, послушная
Но кода я захочу
Даже камень источу. (Вода)
3. Ты без него не сможешь жить Ни есть, ни пить, ни говорить. И даже, честно говоря, Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)

(СЛАЙДЫ 5) эпиграф..
-Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы
- Ребята, а как по-другому можно назвать эти основы?(Оболочки, литосфера, гидросфера, атмосфера)
-А что такое литосфера?
-Что называют гидросферой?
- А как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? (СЛАЙДЫ 6 - тема, цели)
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО
На доске вывешены термины, а на карточках определения, вам необходимо найти соответствие и составить картинку.
( Река – постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле.
Подземные воды – это, воды, находящиеся в горных породах земной коры.
Многолетняя мерзлота – это горные породы, замерзшей в них влагой.
Исток – начало реки.
Озеро – это заполненное водой природное углубление на поверхности суши.
Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем воды в реке.)

РАБОТА В ПАРАХ
- У вас на партах лежат листочки с вопросами, обсудите их в паре и приготовьте ответ.
- Проверяем.
(1. Какие озера называют сточные, а какие бессточными? Почему в одних озерах вода пресная, а в других – соленая? – Если из озера вытекает хоть 1 река, то оно называется сточным, озера из которых реки не вытекают, - бессточные. Соленой вода становится в бессточных озерах в жарком в засушливом климате.
2. Чем горные реки отличаются от равнинных?- В горах речные долины узкие и глубокие, на равнинах – широкие с плоским дном, разная скорость течения.
3. Где возникают ледники? Чем покровные ледники отличаются от горных? Каких ледников на Земле больше? – Ледники возникают в полярных областях и в горах, там где весь год температура воздуха низкая. Покровные ледники полностью скрывают участки суши с горами и равнинами. А горные ледники только на вершинах и склонах гор. На планете больше покровных ледников.
4. Чистая ли вода в водоемах вашей местности? Как эти водоемы охраняются от загрязнений?
5. Как взаимодействует гидросфера с другими оболочками Земли? – За счет испарения гидросфера, в атмосфере скапливаются тучи, которые выпадают в виде осадков и орошают землю, пополняют поля.

ВЫВЕШИВАЮТСЯ СЛОВА: ИСПАРЕНИЯ, КОНДЕНСАЦИЯ, ДОЖДЬ – рисунок ОБЛАКА (ЛОТО) (СЛАЙД 7)
Ребята, в какой оболочке находятся облака?

Изучение нового материала

-Приступаем к изучению темы «Атмосфера: состав, строение, значение». Запишите тему урока в тетрадях. (На доске)

- Из чего состоит атмосфера, как она устроена? (Посмотрим видеоурок, ответим на наш вопрос)

ВИДЕОУРОК (7 минут)

Атмосфера покрывает всю поверхность планеты. Ее толщина равна 3000 км. Нижней ее границей считают поверхность Земли, а верхней границы у этой оболочки нет – она постепенно переходит в космическое пространство.
Из чего же состоит воздух?  Воздух – это смесь различных газов, твердых частиц, пыли, сажи. Он состоит из азота – 78% и кислорода 21%, остальную же долю занимают другие газы: аргон –  0,93%, углекислый газ-  0, 03%, а также гелий, водород, озон. Из-за того, что в атмосфере с высотой изменяется состав воздуха, его температура и плотность, в ней выделяют несколько слоев.
Первый слой, который мы с вами пролетаем, называется тропосферой. Он простирается до высоты в 8-18 км. В этом слое содержится до 80% воздуха, расположен весь водяной пар, образуются дожди, летают самолеты, дует ветер, а температура воздуха понижается на 1 км подъема на 6 °С.
Летим дальше! Выше тропосферы расположена стратосфера.  Здесь температура воздуха на высоте 20-30 км постепенно увеличивается. Происходит это потому, что именно здесь расположен озоновый слой. Он играет очень важную роль для всего живого на Земле: благодаря ему губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи не доходят до поверхности Земли.
И вот мы подлетаем к верхним слоям атмосферы. К ним относятся мезосфера, термосфера и экзосфера. Мезосфера простирается до высоты 80 км. Температура доходит до – 90 °С. В термосфере она снова увеличивается и достигает 1500 °С!
А вот посмотрите, ребята, какая красота! Это полярные сияния. Они наблюдаются и в следующем слое атмосферы-  в
·экзосфере. Он расположен на высоте свыше  400 км и постепенно переходит в космическое пространство. Вот наш полет и завершен!
ФИЗМИНУТКА
Выбирается ведущий. Остальные учащиеся встают из за парт. Ведущий говорит слова на тему « Гидросфера », надо прыгнуть. Когда говорит «Литосфера », надо присесть. Н а тему «Атмосфера» - потянуться и хлопнуть в ладошке.
Закрепление
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ВИДЕОРОЛИКА.
- Из чего состоит атмосфера? (СЛАЙД 8)
(Атмосфера состоит из газов. Кислород – 21%, углекислый газ и др. – 1%, азот - 78% - ЗАПИШЕМ В ТЕТРАДЬ
Азот – играет важную роль в обмене веществ в растительном и животном мире.
Кислород – газ, используемый для дыхания.
Углекислый газ – изменение его содержания может коренным образом изменить погоду и климат Земли.
- Кроме газов в воздухе атмосферы имеются и твердые примеси. Эти мелкие частицы образуются в результате разрушения горных пород, , пыльных бурь, сжигания топлива, извержения вулканов
(СЛАЙД 9)
Это самый крупный вулкан Евразии, находится на территории РФ, 4. 01 2015 года выбросила столб пепла на высоту 6 км, а пепловый шельф от извержения протягивался почти до 200 км.
- По географическим координатам определите о каком вулкане идет речь?
Геогр. Корд. – 56 с.ш, 160 в.д.

-Из каких слоев состоит воздушная оболочка Земли? (Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и экзосфера.)

РАБОТА на карточках (ИНДИВИДУАЛЬНО) (СЛАЙД 10)
- На партах листочки с заданиями. В 1 столбике записаны названия слоев, а во втором - характеристика. Вам надо найти соответствие и соединить стрелочками.
Тропосфера В этом слое 80 % воздуха
Стратосфера Здесь расположен озоновый слой.
Мезосфера Температура доходит до -90 градусов С
Термосфера Температура достигает 1500 градусов С
Экзосфера Здесь можно увидеть полярное сияние, переходит в космическое пространство

- ВЗАИМОПРОВЕРКА
- Как изменяется температура воздуха с подъемом в тропосфере?(СЛАЙД 11,12)
(Температура понижается каждый км высоты примерно на 6 градусов)
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

- Чтобы это доказать, решим задачи. (СЛАЙД 13)
- Проверим (СЛАЙД №14)
ЗНАЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ (СЛАЙД 15)
-Что вы знаете об озоновых дырах?
(Озоновые дыры образуются в результате загрязнения атмосферы химическими веществами (фреон и др.), разрушающими тонкий озоновый слой. Это очень опасное явление для всего живого на Земле.).
В списке основных озоновых вредителей в настоящее время фигурируют 25 стран: Япония, США, Великобритания, в том числе Россия.
Медицина установила, что преждевременное старение начинается в значительной мере из-за недостатка кислорода в организме. А между тем, воздух многих городов мира содержит большое количество вредных газов
Загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, ТЭЦ, предприятия чёрной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающей, химической и лесной промышленности.
Международный день охраны озонового слоя (Слайд № 20)
В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Международным днем охраны озонового слоя. День установлен в память о подписании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по веществам, разрушающим озоновый слой. Девизом Международного дня охраны озонового слоя стали слова: «Сохрани небо: защити себя - защити озоновый слой».16 сентября 1987 года 36 стран, в том числе и Россия, подписали документ, согласно которому страны-участники должны ограничить и полностью прекратить производство озоноразрушающих веществ.
Рефлексия!
Закройте глаза . Представьте, что вы в лесу. Звуки леса. Откройте глаза. Ребята, что вы представили? (И чистый воздух)
- Ребята мы живем в городе, что влияет на загрязнение воздуха?

Подведение итогов
- Что нового узнали на уроке?
Оценки за урок
Домашнее задание
П.23,24.
Провести опыт и записать в тетрадь результаты измерения температуры в течение дня, начиная с 8.00 до 20.00, через каждые 2 часа
«Гора познания»
- Ребята, на доске вы видите рисунок. Это «Гора познания». Сейчас, я вам предлагаю, чтобы вы оценили свои знания по новой теме. Кто понял тему на отлично – выбираете зеленый смайлик и прикрепляете на самую вершину горы, кто понял тему на 4 – желтый смайлик - по середине, а кого остались вопросы по теме - красный смайлик, на подошве горы.
- Спасибо за урок! До свидания!

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615








15