Атмосфера: строение, значение, изучение.


Атмосфера: строение, значение, изучение.
Цели:
Образовательные – углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоёв, значение атмосферы для природы Земли.
Развивающие – развивать умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать
Воспитательные – продолжить формирование экологического мышления, развивать умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, раздаточный материал – таблицы для самостоятельного заполнения.
I стадия - Вызов.
На доске фото или видеофрагмент «Земля с космоса».
Учитель: Что изображено? Напишите мини-легенду «Почему Земля из космоса кажется голубой? (Индивидуальная работа 2-3 минуты). По желанию учащиеся озвучивают свои легенды-предположения.
Учитель: Кто-нибудь догадался, какая сегодня тема урока? Если не будет ответа, то учащимся предлагается загадка: «Мы живём на дне океана. Он, словно невидимое одеяло, окружает Землю и создаёт оболочку, которая называется… (атмосферой).
И так, тема урока: «Атмосфера».
Предположите свои варианты целей и задач урока.
Примерные предположения учащихся
-Что такое атмосфера?
-Состав атмосферы.
-Строение атмосферы.
-Значение атмосферы.
-Изучение атмосферы.
II стадия- Осмысление содержания.
Понятие атмосферы.
По первому вопросу «тонкие и толстые вопросы»:
- Что называют атмосферой?
- Какие ещё оболочки Земли Вы знаете?
-Литосфера это…
- Гидросфера – это…
- Какова толщина атмосферы?
- Объясните, почему атмосфера не улетает от нашей планеты? (сам. работа с текстом учебника на стр. 105).
Состав атмосферы. Что нового вы узнали…
Состав атмосферы Знаю Хочу знать Узнал
Строение атмосферы.
Сам. работа учащихся в малых группах: чтение с остановкой на стр. 105-106 и рис. 67 с ответами на предложенные учителем вопросы. После 5-минутной подготовки переходим к обсуждению с последующей самопроверкой.
Учащиеся выходят к столу и берут понравившиеся фигуры и по цвету учитель определяет их в 3 группы.
Строение атмосферы.
Слои атмосферы Верхняя граница (км.) Особенности воздуха Наличие влаги и облаков Особенности температуры
Тропосфера 8-10 км.
или 16-18 км. Содержит 4/5 всего воздуха (80%) Содержится почти вся влага и много облаков С высотой понижается, достигая 550С
Стратосфера 50-55 км. Содержит разрежённый воздух Очень мало влаги, почти нет облаков С высотой повышается, достигая 00С
Верхние слои атмосферы ≈ 1000 км. воздуха почти нет Влаги и облаков нет Температура с высотой понижается до -2700С
Учитель дополняет, что на высоте 22-25 км. в стратосфере находится озоновый экран, защищающий всё живое на Земле от ультрафиолетовых лучей, его толщина 2,5-4мм.
Закрепление:
«Толстый вопрос»:
- Предположите, какой слой атмосферы называют «фабрикой погоды»? (Это тропосфера – нижний слой атмосферы, поэтому он отвечает за погоду на поверхности Земли. Здесь происходит постоянное движение воздуха и образуется ветер, приносящий холодный или тёплый воздух).Значение атмосферы. Составление кластера. Учащимся раздаются заготовки, на которых необходимо записать значение атмосферы. Учащиеся выходят к доске и составляют синквейн.

Изучение атмосферы.
Класс делится на мини-группы, каждая готовит мини-проект «Мы исследователи атмосферы». …..( Можно на домашнее задание)
III стадия - Рефлексия.
Алгоритм написания синквейна:
Существительное: тема, главная мысль.
Прилагательные: два: качества этого слова.
Глаголы: три: действия этого слова.
Суждение из четырёх слов по первому слову, мысль.
Существительное: синоним первому слову, вывод, заключение.