Программа по учебному курсу «География. Начальный курс»


«Согласовано»
Руководитель ШМО
_____________.
Протокол № ___ от
«____»____________2011 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УР МОУ
_____________
«____»____________2011 г.
«Согласовано»
Директор МОУ
_____________.Морозова .Н.Ф.
Приказ № ___ от «___»____2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ухорской Светланы Юрьевны
I квалификационная категория
по учебному курсу «География. Начальный курс»
6 класс
Базовый уровень
2015 - 2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г.
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008 г.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
 заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Используемый УМК:
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
И.В.Колесник.География.6 класс.Рабочая тетрадь.,Издательство «Лицей»,2010г.
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.
Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. В связи с тем ,что программа рассчитана на два класса выделяю отдельно 6 и 7 класс.6 класс : I раздел- « Источники географической информации»- 10 часов, раздел II – «Природа Земли и человека»-25.Итого 35 ч.
Учебно-тематическое планирование по географии

КОЛ-ВО ЧАСОВ
№ УРОКА ТИП УРОКА ТЕМА УРОКА ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИДЫ КОНТРОЛЯ Д.З.
Пар.§. Д
А
Т
А
РАБОТА С ТСО,учеб. нагл.пособ.. ПРАКТИКА Раздел : I. Источники географической информации. (10 ч. )10
1 1
Урок формирования новых знаний Введение.Что изучает география,развитие географических знаний.Виды геогр.изображ. Знать :источники географической информации.Уметь работать с глобусам . Определять географические координаты, определять способы изображения земной поверхности Просмотр видеофильм:.Имена на карте.(Никитин,Хабаров) написание конспектов,работа с текстом. Анализ конт.картИндивидуальный опрос 1,2. 1 неделя сентября.2-5.
2 2 Урок формирования новых знаний Нанесение на конт.карту географических объектов и явлений,их описание маршрутов исследования. Уметь работать с глобусам, познакомиться с географическими координатами, научиться использовать условные знауиПрактика № 1 Нанесение на конт.карту маршрутов исследования Работа с картой.,атласом К.к9-12 сентября.
3 3 Комбинированный урок От плана местности к геог.карте.План местности.Чтение топографических карт. Знать:ориентирование, план, азимут,компас.Определение высоты точки на местности, горизонтали,условные знаки, топография. Показывать:
Условные топографичес-кие знаки, виды масштаба.
Практика №2 Чтение карт ,планов.,определить месторасположение географических объектов 4 20-16 сентября.
4 4 Урок формирования новых знаний Географическая карта-особый источник информации. Легенда.Масштаб,стороны горизонта Знать: виды масштаба, уметь применять в практике ,научить решать задачи,используя масштаб. Стороны горизонта, азимут, измерять расстояния.
Пр.№3 Определение направлений на местности и плане, в
масштабе. Анализ карт,планов. 6 27-22
сентября.
5 5 Комбинированный Составление простейших планов.Условные знаки. Определять стороны горизонта, азимут, измерять расстояния.
Виды съемок
:маршрутная.полярная,
глазомерная Пр.№ 4 Решение пр.задач. Составление простейшего плана местности Анализ карт,
планов. 5 1 октября
6 6 Комбинированный Методы изучения Земли.Значение .Работа географов.Использование географической карты,геог.источников. Познакомить с особыми источниками информации.
Научить писать конспекты по уроку. Просмотр «Русские картографы»,написание конспектов Пр.р. 5. Составление харак.карт. Самост.работа.Фронтальный опрос 10 8-6
октября
7 7 Комбинированный Глобус. Градусная сеть на глобусе и карте,широта,долгота. Научить определять географические координаты Пр.№6. Определение географических координат Самостоятельная работа 11. 12. 15-13
октября
8 8 Комбинированный Географическая широта. Научить определять географические координаты Пр.№7 Определение элементов гр.сети и географических координат Контрольная работа №1 12 22-20
октября
Итого за 1 четв. 8 7 1 9 9
Комбинированный Геграфическая долгота.
Научить определять географические координаты Пр.№8 Определение
географических координат 13 29-27.0ктяб.
10 10 Урок систематизации знаний Обобщение знаний по теме «Карта.»Знать,что такое космическая.Картографическая и стат.методы.
Закрепить знания и научиться применять в практике Работа с карточками Работа с географическими координатами тестирование 12-10
ноября

Раздел II . При рода Земли и человек. (24) ЛИТОСФЕРА (7 )
7
11 1 Урок формирования новых знаний Земля –планета Солнечной системы.Солнце источник жизни на Земле. Форма.Размеры Земли.Влияние космоса. Литосфера. Знать:форму и размеры Земли ,строение Земли,планеты Солнечной системы.
Формировать знания о оболочках Земли. Просмотр:
« Строение Земли». Физическая карта полушарий, коллекция горных пород Пр.р. 1 Составление и объяснения схем: «Положение Земли» Самостоятельная работа,инд опрос 16,3 19-17
ноября
12 2 Урок формирования новых знаний Положение Земли в Солнечной системе,движение вокруг своей оси,солнца.Развитие геогр.знаний о Земле. Знать положение Земли в солнечной системе,дни равноденствия и солнцестояния,уметь монологически высказываться о мире в древности. Физическая карта полушарий, Пр. №2.
Объяснение схем: движение вокруг своей оси,солнца. Работа с картой,
фронт. опрос 3 26-27
ноября
13 3 Комбинированный Земная кора .Строение. Горные породы. Основные географические понятия и термины географические явления и процессы. Физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры». Пр .раб. №3 «Изучение свойств минералов.Различие гор по высоте ». К.карта,фронт.опрос. 17.
18. 1
декабря
14 4 Урок формирования новых знаний Вулканы,землетрясения.Основные зоны землетрясения. Геология, археология.
Шкала землетрясений. Физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры». Работа с тетрадью,пр.р.№4, «Нанесение на карту осн.зон землетрясение и вулканизма»! К.карта.
Самост.раб. 18. 19 10-8
декабря
15 5 Комбинированный Рельеф Земли,основные формы рельефа суши и дна мирового океана .Типы гор по высоте Знать термины и влияние рельефа на жизнь и деятельность людей Физическая карта полушарий. Пр.р.№5 «Различие гор и равнин по высоте» К.карта.
тестиование20. 17-15
декабря
16 6 Комбинированный Равнины. Типы равнин по высоте Описывать равнины по плану.
Уметь работать с контурной картой Работа с тетрадью Контрольная работа №2 П.21 24-22
декабря
2 четверть
Полуг18 уроков
16 5
Итого 13 1
Итого 2 17 7 Комбинированный Минеральные ресурсы Земли Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов, явлений,знать меры по сохранению и рац.исп.рес. Физическая карта полушарий. Работа с тетрадью Фронтальный опрос П.22 12
января
Гидросфера ( 6 )
18 1 Комбинированный Гидросфера водная оболочка Земли .Чости гидросферы:Мировой океан,воды,суши. Знать строение,состав гидросферы: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океане, течения. Физическая карта полушарий, Объснять схемы мирового океана.Выявить наибольшие части гидросферы Самостоятельная работа с картой 23 19
января
19 2 Комбинированный Части мирового океана, свойства вод. Методы изучения.Мировой круговорот. Уметь определять ФГП частей мирового океана
Называть и показывать физическую номеклатуру. Знать ;Соотношение в % суши и водной поверхности. Уметь;описывать по плану учебника Пр.р.№1 нанесение на к/к. Частей мирового океанаПерешейки, острова, полуострова согласно программе. К.карта. 24 23
января
20 3 Комбинированный Источники пресной воды на Земле. Проблемы ,связанные с пресной водой.Реки ,озера,подземные воды. Знать ; состав вод суши ,особенностирек,озер,под.вод.Уметь;описывать по плану учебника Физическая карта полушарий. Океаны и их составные части согласно программе, нанесение на к/к. К.карта26 31 января
21 4 Урок обобщения знаний Значение рек для природы и человека. Наводнения, правила безопасности.
Хозяйственное значение. Знать прородное и хозяйственное значение рек,примеры наводнений в мире,Рациональное использование водных ресурсов.Природные памятники гидросферы. Карта Мирового океана. Работа с таблицами,рисунками,видеоуроком.Пр.р. 2. «Описание реки» фронт.опрос. 27 7
февраля
22 5 Урок систематизации знаний Ледники. Искусствен-ные водоемы.Гидроресурсы своей местности. Уметь ориентироваться по карте и свободно показывать ФН. Работа по карте Уметь показывать физическую номенклатуру тестирование Термины,сообщения15февраля
23 6 Урок систематизации знаний Коррекция, обобщение знаний по теме Гидросфера выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений Карта Мирового океана. Работа с тетрадью Контрольная работа
№3 22февраля
Атмосфера (7 )24 1 Урок формирования новых знаний Атмосфера –воздушная оболочка Земли. Из чего состоит атмосфера. Человек и атмосфера Знать и понимать основные географические понятия и термины по теме « «Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода» .Работа с рабочей тетрадью Наблюдения за погодой Самост.работаСхемы по п.35 1 марта
25 2 Урок формирования новых знаний Изменение состава атмосферы во времени.Нагревание воздуха и его температура.Типы ветров.Давление. Географические явления и процессы в атмосфере использоватьнаблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности Пр.р.
Наблюдения за погодой Самост.работаП.36-38 15марта
26 3 Урок формирования новых знаний Влага в атмосфере.Атмосферные осадки. Знать распределение тепла и влаги на поверхности Земли Физическая карта полушарий. Работа с тетрадью .фронт.опросП.40 21
марта
3 четверть. 10 2 1 27 4 Урок формирования новых знаний Элементы погоды,способы их измерения,Роза ветров,суточные и годовые колебания температуры. Знать причины образования ветра Наблюдения за погодой П.39 5апреля
28 5 Комбинированный Погода ,климат.Пути адаптации человека к климатическим условиям. Использовать учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий Работа с рабочей тетрадью Наблюдения за погодой П.42-43 12
апрель
29 6 Комбинированный Построение графика хода температуры ,диаграммы облачности, розы ветров Уметь читать диограммы.графики. Работа с рабочей тетрадью Работа с тетрадью фронтальный Зад.по тетр. 19апреля
30 7 Урок обобщения Итоговое тестирование Моделировать базовые общеучебные навыки и умения. Использовать полученные знания тестирование 26
апреля
БИОСФЕРА (4)
31 1 Урок формирования новых знаний Биосфера. Устройство.Разнообразие растительного и живого мира. Знать ;распространение растений и животных на земле. Природные ландшафты приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды Работа с тетрадью Индив. П.46 апрель
32 2 Урок формирования новых знаний Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы ПК. Природные зоны мира. Понимать географические процессы и явления в биосфере приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
Практическая работа:Описание природных зон.
К.картыРабота с картами П.47 май
33 3 Урок систематизации знаний Присобление организмов к среде обитания. Организмы в мировом океане Моделировать базовые общеучебные навыки и умения. Работа с карточками Работа с тетрадью Контрольная работа. П.48 май
34 4 Урок систематизации знаний Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.Взаимосвязи компонентов природы. Природные комплексы. Моделировать базовые общеучебные навыки и умения. Работа с карточками Работа с тетрадью Самостоятельная работа П.50 май
34 урока+ 1ч. резерв=35 Итого. 13 4+4 май
Календарно-тематический план
№ п\п№ урока Тема урока Домашнее задание Практические работы Дата изучения Дата проведения урока
РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ. 1 1 Что изучает география? Вращение Земли и ее следствие. §1, §2, 44 Практическая работаРТ с.4-6, Зд:1-3 1-5 сент. Изображение Земли на глобусе и карте. 2 1 План местности. Условные знаки. Масштаб. §4, 5, РТ с.18-21,Зд:1,2 8-12 сент. 3 2 Ориентирование на местности. Компас. Азимут §6, 15-19 сент. 4 3 Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы. §10
§11, К/К с.42-43, Зд:1 22-26 сент. 5 4 Географические координаты (широта, долгота) §12, 13; К/К с.44-45, Зд:1, с.48-49, Зд:1,3,4,5 29 снт.-3 окт. 6 5 Работа с картой (урок-практикум.) Определение расстояний, направлений, географических координат точек на карте 6-10 окт.
ПРИРОДА ЗЕМЛИ. Как устроена наша планета. 7 1 Облик земного шара. Материки и океаны. Части мирового Океана.
Практическая работа §3,9,23,24
РТ с.25-27,Зд:1,2
К/К с 52-53, Зд:1,2,4,6 «Работа с контурной картой» 13-17 окт. 8 2 Свойство вод мирового океана. Температура и соленость вод. § 25 20-24 окт. 9 3 Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы, течения. §26,§27 К/К с 52-53, Зд:3 27-31 окт. Внутренние строение Земли. 10 1 Горные породы, слагающие земную кору. §17 10-14 ноя. 11 2 Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера. §16 17-21 ноя. 12 3 Движение литосферных плит. §18 24-28 ноя. 13 4 Землетрясения. §18 1-5 дек. 14 5 Вулканы, горячие источники, гейзеры. §19 8-12 дек. Рельеф Земли. 15-19 дек. 15 1 Рельеф, его назначение для человека. Изображение рельефа на планах и картах. §14, 15 РТ с.16-17,Зд:1,2; с.23-24, Зд:1,2. 22-26 дек. 16 2 Основные формы земного рельефа. Горы и равнины суши. §20, К/К с.46-46, Зд:1 12-16 янв. 17 3 Равнины. Образование равнин и их изменение во времени. §21, п. 1,2,4 К/К с.50-51, Зд:1,2,4,5 Работа с контурной картой. «Нанесение географической номенклатуры». 19-23 янв. 19 4 Урок обобщение и контроля знаний. 26-30 янв. Атмосфера и климат Земли. 20 1 Атмосферный воздух Температура воздуха. §35 §36 §37, Практическая работа: РТ с.28-30. Зд:1 а),б) 2-6 февр. 21 2 Атмосферное давление. Ветер. §38,39 9-13 февр. 22 3 Атмосферные осадки облака. §40, §41 16-20 февр. 23 4 Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей. §42, 43, РТ с.34. Зд:3 23-27 февр. 24 5 Циркуляция атмосферы. Наблюдение за погодой. Практическая работа „Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов: составление графика температуры “. «Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»». 2-6 март 25 6 Климат Земли. Работа с климатическими картами (урок-практикум). 9-13 март Вода – кровеносная система Земли. 16-20 март 26 1 Круговорот воды в природе. §22 30 март-3 апр. 27 2 Реки в природе и на географической карте. §30 6-10 апр. 28 3 Озера. Ледники. Горное и покровное оледенение. §31,32 13-17 апр. 29 4 Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. §29 20-24 апр. 30 5 Урок обобщения знаний 27-30 апр. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ. 31 1 Биосфера – живая оболочка Земли. §47 4-8 май 32 2 Географическая оболочка. §48 11-16 май 33 3 Взаимодействие человека и природы. Стихийные бедствия. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу. §49 18-22 май ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ 34 1 Человечество – единый биологический вид. Численность населения земли. §51§52 25-29 май 35 2 Государства на политической карте мира. Практическая работа: К/К с.54-55, Зд:1,2,3,4,5 Практическая работа „Определение положения государства на материке; нанесение на контурную карту границ государств, названных в теме, столиц и определение их географических координат“ 25-29 май Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
 
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
 
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
 
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
 
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, ЯпонУчитель: Ухорская С..Ю.