Методическая разработка урока Географическое положение Африки. Исследование и освоение
Тема: Географическое положение Африки. Исследование и освоение.
(География 7 класс)
Задачи урока: Познакомить учащихся с планом изучения материка и планом характеристики географического положения материка. Сформировать общее представление о своеобразии и особенностях природы Африки. Определить географическое положение Африки. Дать общие сведения об исследовании и освоении материка. Развивать практические умения учащихся работать с картами атласа и контурными картами. Способствовать экологическому воспитанию учащихся.
Оборудование: глобус, физическая мира, физическая карта Африки.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.II. Мотивация учебной деятельности.
Материков, как вам уже известно, на земном шаре шесть. Современное представление об образовании материков основывается на гипотезе дрейфа материков. Ее выдвинул в 1912 году немецкий ученый А. Вегенер. Он предположил, что миллионы лет тому назад на Земле существовал один материк Пангея. Он был окружен единым океаном. Со временем суперматерик раскололся на Лавразию и Гондвану, которые позднее были разъединены трещинами - разломами на отдельные материковые части. Африка, Австралия, Южная Америка и Антарктида – это «обломки» древнего материка Лавразия.
III. Актуализация знаний.
Беседа по вопросам.
1.Как вы думаете, почему изучение любого географического объекта, начинают изучать с определения географического положения?
2.Какие компоненты природы вы знаете?
3.Какая связь существует между ними?
IV. Изучение нового материала.
Учитель читает небольшой рассказ об Африке, а учащиеся смотрят слайд – шоу. «Африка - неизлечимая страсть, вдохнешь пыль его краской земли - латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвратиться из этого таинственного мира. Встретишь лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захватывающих воображение. Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев» (В. Корочанцев).
На доске вывешивается стихотворение Б. Пилятского, учитель зачитывает его, и говорит о том, что оно будет эпиграфом всей темы «Африка».
«Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!»
Учитель предлагает учащимся открыть учебник на стр.169 и познакомиться с планом изучения материка. Необходимо обратить внимание, что такая последовательность плана не случайна, так как в природе существует зависимость между компонентами географической оболочки. Учитель предлагает открыть учебник на стр.5 и по рисунку 2 определить площадь Африки и сравнить с площадью других материков. Ученики делают запись в тетради.
Учитель объявляет, что главной задачей на этом уроке является определение географического положения материка. Обратить внимание, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся учащимся при изучении остальных материков.
На доске вывешивается план характеристики географического положения материка. Учащиеся записывают его на отдельный листок и подклеивают в тетради так, чтобы, открыв ее на любой странице, можно было развернуть и этот лист. При определении географического положения Африки учащиеся пользуются физической картой мира.
Учащиеся отвечают на пункты плана географического положения материка, учитель обобщает их и так, как это первый урок, сам пишет краткий конспект на доске, а учащиеся записывают в тетрадь.
Географическое положение Африки.
I.Положение на градусной сетке: а) по отношению к экватору экватор пересекает материк т. е Африка
расположена и в северном и в южном
полушариях (с. ш. и ю. ш.);
б) к нулевому меридиану пересекает на западе (з. д. и в. д.);
в) к тропикам пересекает и северный тропик и южный
т. е в тропическом поясе.
II.Положение относительно других объектов:
а) относительно других вблизи только Евразия; материков б) относительно океанов на западе – Атлантический океан,
на востоке – Индийский океан.
Учитель обращает внимание на то, что еще необходимо определить координаты крайних точек (крайние точки называются мысами). Учащиеся находят на карте в атласе и обозначают на контурной карте крайние точки материка. Четыре ученика, вызванные к доске, определяют географические координаты и записывают на классной доске, учащиеся записывают в тетрадь.
Крайние точки Африки:
северная - мыс Рас-Энгела 37° с. ш., 10° в. д.;
южная - мыс Игольный 35° с. ш., 20° в. д.;
западная - мыс Альмади 18° з. д., 15° с. ш.;
восточная - мыс Рас – Хафун 51° в. д.; 10° с. ш.
Во время рассказа учителя о крайних учащиеся смотрят слайд-шоу.
Мыс Рас - Энгела крайняя северная точка - мыс Белый (Бланко, Кабо Бланко, название — Рас-бен-Сакка), мыс на побережье Средиземного моря в Тунисе, расположен неподалёку от портового города Бизерта.
Мыс Иго́льный, Агу́льяс (африк. Kaap Agulhas, англ. Cape Agulhas или Агульяш) - южная оконечность Африки, территория ЮАР. Возвышается на 140 м. Расположен в 155 км к юго-востоку от мыса Доброй Надежды, составляет оконечность косы, идущей от Капской земли. Заканчивается маяком.
Альмади (фр. Pointe des Almadies) — мыс на полуострове Зелёный Мыс в Сенегале. Самая западная точка Африки. Посещался финикийцами в VII—VI веках до нашей эры, из европейцев впервые достигнут португальским мореплавателем Динишем Диашом в 1444 году.
Рас - Хафун (сомалийское- Xaafuun) — низколежащий африканский мыс 40 км длиной на севере государства Сомали. Выдаётся в Индийский океан. Заселён преимущественно османскими мамудами и является крайней восточной точкой Африки.
Два учащихся у доски выполняют задания.
Задание № 1.Определить протяженность Африки с севера на юг в градусах и километрах по 20°в. д. 111,3 х (32°+35°) =7457,1 км.
Задание № 2. Определить протяженность Африки с запада на восток в градусах и километрах по экватору 111,3 х (43°– 9°) = 3784,2 км.
Учитель предлагает учащимся познакомиться с береговой линией материка с помощью текста учебника на стр. 66 и физической картой Африки.
История исследования и освоения.
Учитель предлагает учащимся работу с учебником на стр. 66 – 67. Просмотр видео-фильмов «Плавание Васко да Гамы» или «Исследования Давида Ливингстона». После просмотра фильма учитель делает вывод.
V. Закрепление.Выполнение практической работы на контурной карте, страница 67 учебника.VI.Задание на дом .Прочитать §14, ответить на вопросы на странице 68.