Педагогическое эссе Найти свой путь

Найти свой путь...

Презентация педагогического проекта
Как мозаику жизнь из кусочков сложу, Каждый в памяти я, не в руках, удержу. Вот кусочек любви... Жаль, что крохотен он, Но звездою горит среди серых времен! Вот удачи момент, рядом – счастья туман... И его отпущу в прошлых дней океан. Сколько жить? Как проплыть между рифов и скал? Свет в душе сохранить и найти,
что искал?
Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времен. Мы выбираем друзей, профессию; испытывая желание чего-то добиться, накладываем на нить провидения собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных нитей – жизненный путь человека.
Мой жизненный путь в далеких 90-х г. ХХ века привел меня в школу, о чем я нисколько и никогда не жалела. Единственный вопрос, который я задавала себе: «Как же мне стать настоящим учителем? Как сделать так, чтобы ребятам на моих уроках было интересно, чтобы моё стремление дать им частичку знаний, отзывалось в их душах желанием эти знания получить, применить их в жизни?»
И я начала искать «свой путь» в мире педагогики и методологии предмета русского языка и литературы
Понимая, что основная цель реализации программы «Наша новая школа» «...в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны», главными задачами педагогической деятельности я определила:
1. Работа над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению.
2. Развитие творческих способностей учащихся и формирование ключевых языковых компетенций.
3. Создание психологической комфортности учащихся в образовательном пространстве.
4.Формирование нравственной, социально-адаптированной и компетентностно-деятельной личности.
5.Организация оптимальной учебной деятельности, с использованием в работе как проверенных временем, так и инновационных методов работы.
Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик, однако в условиях модернизации образования, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. «Нужно быть солнцем, излучающим человеческое тепло, быть благодатной почвой для развития человеческих чувств и сеять знания не только в памяти и сознании своих учеников, но в их душах и сердцах".
Качество образования учащихся в современной педагогике определяется посредством понятия компетенции. Компетенция понимается мною как осведомленность человека в какой-либо области, владение умениями и навыками. Путем анализа предметных образовательных сфер и их соотношения с социокультурной ситуацией я пришла к выводу, что необходимо выделить и отрабатывать следующие типы предметных компетенций: техническую, информационную, психологическую, языковую, коммуникативную, правовую, социальную, культуроведческую.
Компетентностный подход к обучению учащихся для меня представляется самым перспективным в условиях реформирования системы образования. Я считаю, что формирование языковой компетенции не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографических и пунктуационных навыков и умений. Необходимы действенные усилия по развитию монологической речи учеников, потому что ребята должны говорить грамотно, красиво и правильно, необходимы усилия по сохранению любви и уважения к нашему родному, «великому, могучему, правдивому и свободному» русскому языку.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения: проектные технологии, технология интенсификации обучения правописанию Т.Я Фроловой, содержательное обучение по теории В.В Давыдова – Д.В. Эльконина, тестовые технологии, последние вводились в систему советского образования еще в 1935 году. Поистине: «все новое - это хорошо забытое старое».
Так, с 2007 года я стала активно использовать в работе тестовые задания с целью повышения качества обученности и подготовки к экзамену в форме ЕГЭ.
В чем актуальность применения тестов в образовании на данный момент?
1. Тестирование - один из объективных методов контроля (причем исходя из равнотрудности, определенности, простоты, адекватности и однозначности тестов).
2.Позволяет решить проблему преемственности школы и вуза, то есть объединяет в одно целое оценку знаний при завершении школы и поступлении в вуз.
3. Тестирование связано с потребностями общества: в данное время существует процедура централизованного тестирования в форме ЭГЭ.

Тестирование, с точки зрения методики, выполняет три основные функции:   

1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
2.   Обучающая функция состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
3.   Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. 

Тестирование имеет ряд преимуществ:
задания не столь объемны, как традиционные;
в каждый пункт теста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость задания повышается;
обеспечение индивидуальности, самостоятельности, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю;
обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам;
тестирование  более справедливый метод, он ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя;
тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при ответе на билет. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам;
способствуют большой накопляемости оценок;
не создаёт тяжёлого чувства тревожности, как перед традиционной контрольной работой или экзаменом.
Оценив достоинства тестирования, нужно отметить и ряд недостатков:
проверить можно лишь результат действия и трудно проанализировать ход выполнения;
исключение из процедуры контроля устного речевого компонента;
тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством;
в тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа);
необходимость принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий.
Исходя из вышеизложенного, педагогическая идея моего опыта: тестирование - инновационная, нужная и интересная форма работы промежуточного и итогового контроля.
Как реализуется моя идея на практике?
Классно-урочная система работы не позволяет проводить тесты в том объеме и времени, которое есть во время экзамена. Такое полное тестирование мы практикуем примерно три раза в год: входное тестирование, промежуточное и итоговое. А в промежутках идет интенсивная подготовка. Тестовые задания я использую как элемент урока по пройденной теме, на повторение, можно дать на самостоятельное выполнение дома, также это хороший материал на уроках – зачетах.
Сейчас нет проблемы в дидактическом материале, так в 5-8 классах помимо самостоятельно разработанных тестов, использую тесты под редакцией Е.М. Сергеевой, которые составлены по изучаемым темам, есть тесты на повторение и для итогового контроля. В старших классах практикую работу по сборникам ФИПИ, Т.Н Мамона, Н. А. Сениной, накоплен большой банк тестовых заданий, которые давались для проведения контроля знаний.
Как я уже говорила выше, большой плюс тестов быстрота проверки. Виды проверок разнообразны. Это и взаимопроверка, проверка учащимися по данным учителем правильным ответам, самопроверка по данным ответам, и, основное, проверка учителем. Система выставления оценок тоже заслуживает внимания. Не всегда оценку за тест ставлю в журнал: это бывает на уроках изучения нового материала. Если учащийся не смог по какой – либо причине выполнить то или иное задание, то после определенной консультации, проработки теоретического материала ему дается подобное задание и возможность заново выполнить тест. Работая с тестами на уроках по изучению новой темы, учитель получает предварительную информацию об усвоении учащимися учебного материала, эту информацию можно использовать при планировании обобщающего или контрольного урока.
Не могу не остановиться на результатах работы по теме. В моей практике было два выпуска 11 классов. Первый выпуск 2007-2008 учебного года, с которым я работала в течение двух лет, был класс информационно-технологический, в результате серьезной и планомерной работы результаты были хорошими: ЕГЭ сдали при 100% обученности на 57 % качества.
Второй выпуск 2010-2011года (опять информационно-технологический класс) я начала готовить целенаправленно с восьмого класса, входной тест за 10 класс показал 80 % обученности, 38 % качества. Это были низкие результаты, которые к I полугодию 10 класса изменились: обученность составила 100%, 46 % качество. По итогам года за 11 класс процент качества стал 69, при 100% обученности. ЕГЭ сдали все, результат неплохой - 100% обученности и средний балл 59.
Итак, использование тестовых заданий на уроках русского языка обеспечивает:
- повышение качества успеваемости;
-развитие умения применять теоретический материал на практике;
-формирование орфографических и пунктуационных навыков;
-развитие умения работать с языковым материалом, проверяя теоретические сведения;
- формирование устойчивого интереса к предмету;
- возможность успешно подготовиться к ЕГЭ.
А когда ученик видит хорошие результаты своего труда, видит достигнутый успех( а мои одиннадцатиклассники из 23 - 22 поступили в вузы), у него повышается мотивация, появляется желание учиться, идти вперед в огромный мир, полный возможностей для самореализации, а успех учеников - это главное для педагога. Ведь их успешность – это крылья нашей работы.
Есть притча о маленькой свечке: «Наступал вечер. Смотритель маяка взял маленькую свечку, зажег её и стал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
- Куда мы идем?- спросила свечка.
- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить путь в главную гавань кораблям в неспокойном море.
- Но ни один корабль в море не сможет увидеть мой свет, - возразила свечка.
- Твой огонек и невелик, - сказал смотритель, - все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное оставь за мной.
Так, беседуя, они достигли вершины лестницы и подошли к большой лампе.
Человек зажег лампу от огня маленькой свечки, и вскоре большие зеркала за лампой отразили ее лучи, и свет распространился на мили вокруг, освещая путь кораблям путешественников».
Как маленькая свечка может разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя душевного тепла учителя, его хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение, судьбу ученика. Просто надо быть светом для окружающих, как тот огонек, который радостно направлял людей в безопасную гавань, указывая путь, по которому можно пройти. Пройти свой путь










15