Презентация к круглому столу Проблема одаренности или одаренный ребенок


«Проблема одаренности или одаренный ребенок: какой он?» «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми 1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с ОД могут быть улучшены?А – даБ – нет, они и так достаточно хорошиВ – да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы не очень.2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с ОД?А –да, в большинстве случаевБ – нетВ – да, в некоторых случаях.3. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении ОД?А – даБ – да, при благоприятных обстоятельствахВ – лишь в некоторой степени.4. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании ОД?А –да, навернякаБ – это маловероятноВ – возможно 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшить положение дел?А – даБ – часто думаю, что не сумеюВ – да, часто6. Испытываете ли вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?А – да, это меня привлекаетБ – нет, меня это не привлекаетВ – все зависит от востребованности таких людей в обществе7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли Вы удовлетворение в этом?А – даБ – удовлетворяет то, что естьВ – нет, т.к. считаю слабой систему стимулирования8. Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли Вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему.А – даБ – нет, достаточно знаний передового опытаВ – нет 9. Когда вы испытываете пед. срывы, то: А –продолжаете упорствовать в начинании нового делаБ – махнте рукой на затеюВ – продолжаете делать свое дело10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?А – даБ – не совсем легкоВ – болезненно11. Когда Вы критикуете кого-либо, пытаетесь ли Вы в то же время подбодрить?А – не всегдаБ – при хорошем настроенииВ – в основном стараюсь это делать12. Можете ли Вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?А – да, конечноБ – запоминаю то, что интересуетВ – всего вспомнить не могу13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?А – да, без затрудненийБ – да, если термин легко запомнитьВ – нет 14. Уч-ся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Вы:А – уклоняетесь от ответаБ – тактично переносите ответ на другое времяВ – пытаетесь отвечать15. У Вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда Вы его защищаете, то:А – можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентовБ – останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не выдвигалиВ – Измените свои мнения, если давление будет очень мощным16. На уроках по моему предмету мне импонирует следующий ответ уч-ся:А – среднийБ – достаточныйВ – оригинальный17. Во время отдыха Вы предпочитаете:А – решать проблемы, связанные с работойБ – почитать интересную книгуВ – погрузиться в мир Ваших любимых увлечений18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить, если:А – по-вашему, дело отлично выполнено, доведено до завершенияБ – Вы более или менее довольны В – Вам еще не все удалось, но есть и др. дела Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми»Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом: «а» - 3, «б» - 1, «в» - 2. Результаты:49 и более баллов. Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы. В практической работе с детьми вместо понятия следует использовать понятие Одаренность: явная (проявленная);возрастная;скрытая (непроявленная). Склонность руководить, инициативность, легкость общения Повышенная любознательность, сообразительность, живость ума Интерес к предмету, способность классифицировать и систематизировать. Классификация одаренности: Креативность Лидерская Академическая Интеллектуальная Активность в движениях, соревновательность, хорошая координация движений Психомоторная Желание мыслить и делать все по-своему, изобретательность, ослабленное внимание к авторитетам Творческая Нестандартность мышления, особый взгляд на мир 1. Ускорение обучения (раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.). 2. Углубление обучения (школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и др.)3. Обогащение обучения (научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы . 4. Проблематизация обучения (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.) Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся Дискуссионные формы организации обучения: сократическая беседа, интеллектуальная разминка, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС).Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама.Смешанные формы организации обучения: метод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»), метод разбора документов (метод «Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта действий».Комплексные формы организации обучения: социально-психологический тренинг. Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся Проблемы одарённых детей: Неприязнь к школеИгровые интересыКонформностьПогружение в философские проблемыНесоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием «Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов…» Творческих Вам успехов!