Пояснительная записка опыта работы Развитие творчесих способностей младших школьников на уроках окружающего мира средствами современных педагогических технологий
Тема: ««Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира средствами современных педагогических технологий»». СЛАЙД 1
Автор: Юрина З.Т., учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Синегорье», Ягоднинский район, Магаданская область.
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества»
(В.А. Сухомлинский).
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памятихочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». (В.А. Сухомлинский)
Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности.
Как часто можно слышать сетования школьных учителей на отсутствие у детей познавательных потребностей, их пассивность в учебной деятельности, отсутствие желания читать и т.д. К этому можно добавить ещё целый ряд социальных и психологических проблем современных школьников.
Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.
Если таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовать в своей деятельности одну из важнейших целей – формирование творческой личности ребёнка.
СЛАЙД 2. Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.
Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал развиваться самим.
Ведущая цель моей работы - развитие познавательного интереса к преподаваемому предмету, создание условий для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков, осуществление комплексного подхода к применению современных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на повышение качества обучения.
Объектом исследования является процесс развития творческого потенциала у учащихся начальных классов, роль современных технологий в этом процессе.
Предмет самоанализа: творческие способности учащихся на уроках окружающего мира.
СЛАЙД 3. Методическое психолого-педагогическое обоснование темы.
Творчество – далеко не новый предмет для изучения. Оно рассматривалось в работах психологов и педагогов. Все теории творчества пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.
СЛАЙД 4. Уроки окружающего мира открывают возможности для развития творческих способностей. Творческие способности – это высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.
Описание системы работы.
СЛАЙД 5. Новой подход к обучению и воспитанию состоит, согласно Дж. Рензулли, из трех составляющих характеристик.
Сочетание этих трёх характеристик даёт целостное развитие всех сторон личности ребёнка, и мы можем говорить о развитие детской одарённости.
По мнению Сухомлинского В.А, «творческая деятельность - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего». Большую роль в создании нового, на мой взгляд, играют современные технологии, которые позволяют совершенно по-новому организовать процесс обучения: ученик становится активным и равноправным участником процесса.
Методика преподавания учителя должна основываться на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, практических ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации познавательной и творческой деятельности.
Я использую в своей педагогической деятельности следующие формы организации учебного пространства:
СЛАЙД 5. I НАБЛЮДЕНИЕ– научись наблюдать за тем, что ты видишь, слышишь, чувствуешь.
Стараюсь наблюдение превратить в учебно-исследовательскую деятельность.
Чтобы наблюдение стало возможным, важно развивать наблюдательность – это качество, необходимое для успешного обучения и дающее толчок к творчеству.
Если изобразить схему воспитания активного наблюдателя, то она будет выглядеть так: СЛАЙД 7.
А следующая схема работает на протяжении всего учебного года, организуя исследовательскую деятельность и деятельность наблюдения детей и на уроке и во внеклассной работе.
Организовать наблюдения за явлениями и объектами природы нам помогают экскурсии. СЛАЙД 8.
Самые интересные наблюдения связаны с проведением реальных опытов. СЛАЙД 9. Это метод исследования, который можно ещё назвать экспериментом. Любой эксперимент предполагает проведение каких - либо практических действий с целью проверки и сравнения. Опыты начинаю проводить с 1 класса на уроках и в домашней работе.
Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности и позволяет уйти от простого воспроизведения текста учебника. СЛАЙД 10. В своей работе я часто использую метод творческого рассказывания и сочинения. На этом этапе важно помнить, что современные технологии открывают для ребенка новый мир, уникальные возможности для самовыражения.
СЛАЙД 11. Уроки окружающего мира предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование, моделирование, проектирование).
Говоря о творческом начале, важно помнить об индивидуальной траектории развития каждого ученика. Осуществлять принцип дифференцированного обучения мне позволяют разноуровневые задания на определенную тему, выполняемые учеником самостоятельно (учитель – лишь консультант, акцент на самостоятельную деятельность ученика, что вполне актуально в связи с внедрением ФГОС).
Кроме этого, учащиеся создают в рамках проектной деятельности презентации, плакаты, буклеты, журналы.
Порой таких интересных работ очень много, и чтобы мои ученики видели плоды своих трудов, а, самое главное, понимали значимость любого проявления творческой индивидуальности, я организую творческую группу, которая отбирает материал, создает иллюстрации, и, осваивая возможности Microsoft Office PowerPoint, выпускает «Сборник творческих работ учащихся МБОУ «СОШ п. Синегорье». СЛАЙД 12 Все это помогает каждому моему ученику почувствовать себя творческой значимой личностью, которая может оставить свой след в истории класса и школы.
Тысячу раз сказано: «ученье – труд, и его нельзя превращать в игру». Но нельзя поставить стену между трудом и игрой.
СЛАЙД 13. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера, свобода от шаблонов, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создает ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки.
Учитывая возрастные особенности учеников начальной школы, приоритет отдаю эмоциональному фактору, который даёт толчок интеллектуальному, нравственному и творческому началу.
СЛАЙД 14. Одна из поставленных мною задач - это совершенствовать формы работы по формированию и развитию творческого потенциала детей. Решению этой задачи помогает групповая форма работы. Группа - это социальная ячейка, члены которой включены в коллективную творческую деятельность. На всех этапах этой работы ясно осознавать, что основной, ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. И для меня, как педагога, важен опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы. На современном этапе одним из эффективных способов развития творческого потенциала является обучение путём исследования, т.е. проектная деятельность. Я считаю, что работать над проектами способны дети разного уровня подготовленности и развития интеллекта. Главное - помочь ребёнку поверить в свои силы.
СЛАЙД 15. С этой целью с 2012 года я возглавила инициативную группу учащихся, которые в рамках общешкольного проекта «Наши проекты» выпускают школьный журнал. Этому предшествовала тщательно спланированная длительная подготовка: серия уроков на тему «Это Интересно!», продумывание дизайна, рубрик, назначение ответственных, знакомство с новыми компьютерными программами и возможностями и, конечно же, публичная защита проекта, когда все должны понять его значимость. Новшество такой деятельности заключается в поиске интересных форм: благодаря современным технологиям мы имеем возможность выпускать журнал не только на бумаге, но и делать электронные выпуски. СЛАЙД 16.
Это лишь малая часть того каждодневного труда, в основе которого лежит стремление помочь открыть и развить в ученике его творческие способности.
СЛАЙД 17. Возвращаясь к вопросу о роли современных технологиях, можно с уверенностью сказать, что это уже неотъемлемая часть жизни каждого современного учителя. Чтобы полностью понимать друг друга, необходимо «быть на одной волне», а значит, одной из важных компетенций учителя становится владение современными технологиями, которые помогают преодолеть все трудности на пути к творческому восприятию мира ребенком.
Результаты деятельности: СЛАЙД 18
Реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам:
у детей развивается умение работать с информацией;
формируются навыки самостоятельной работы, способность к организации
собственной деятельности;
повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету;
активное и успешное участие в предметных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах, в научно-практических конференциях;
повышается мотивация к учебной деятельности;
выпуск сборников творческих работ учащихся, школьной газеты, создание собственного журнала.
Таким образом, приоритетным направлением моей работы является развитие творческих способностей учащихся с ориентацией на идеальный портрет выпускника начальной школы, где главными качествами являются конкурентоспособность, креативность, самостоятельность и инициативность. Современные технологии, безусловно, играют немалую роль при этом, но все-таки они никогда не смогут полностью заменить учителя лишь потому, что в каждый свой урок мы вкладываем душу.
Но самый главный результат – огромный искренний интерес к окружающему миру, творческое начало и свобода мысли моих учащихся.
Для учителя важна каждая искра творчестваибо из искры может разгореться пламя! В наших силах погасить ее или позволить пылать, давая доступ кислорода»
15