Разработка урока по истории для школы VIII вида Оставление Москвы
Урок истории в 8 классе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Тип урока: Комбинированный.
Тема: Оставление Москвы
Цель: Подвести учащихся к пониманию предложения М.И. Кутузова на военном совете в Филях об оставлении Москвы; создать яркую образную картину пожара в Москве и бесчинств наполеоновской армии.
Задачи:
Образовательные:
Дать учащимся сведения, что на военном совете в Филях не было единой точки зрения.
Объяснить предложение Кутузова М.И. об оставлении Москвы на военном совете в Филях.
Показать мужество и полководческое искусство М.И. Кутузова, его беззаветное служение Отечеству.
Привести примеры бесчинств наполеоновской армии во время пребывания в Москве.
Проследить путь падения наполеоновской армии.
Привести примеры мужества и храбрости москвичей.
Коррекционно-развивающие:
Развивать познавательные способности учащихся, внимание, память, мышление, умение анализировать, сравнивать.
Закреплять умение составлять полные ответы на поставленные вопросы.
Учить раскрывать содержание иллюстрации.
Развивать навыки работы с текстом учебника.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувства патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом.
Основные знания:
Решение военного совета в Филях – оставить Москву.
14 сентября 1812 г. – оставление Москвы русскими войсками.
Основные термины и понятия:
Фураж – корма для сельскохозяйственных животных: зерно (пшеница, ячмень, бобовые) и грубые (объемные) корма – сено, солома и т.д.Оборудование и материалы:
Карта «Отечественная война 1812 г.»,
карточки с заданиями и тесты,
портрет М.И. Кутузова,
репродукция картины художника А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях»; репродукция картины В.В. Верещагина «Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы»,
Учебник Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина «История России» 8 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Ход урока.
Организационный этап.
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.
Приветствие (Дети, я рада, что мы снова собрались вместе на уроке истории Отечества. Все здоровы, хорошо выглядят. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. У нас впереди урок, на котором мы узнаем много нового и интересного);Проверка готовности к уроку.
(На доске написано слово «труд». Обучающиеся проверяют наличие на столах предметов, название которых начинается на буквы, из которых состоит слово «труд»: «т» - тетрадь, «р» - ручка,
«у» - учебник, «д» - дневник.
Организация внимания:
Сосчитайте количество прямоугольников изображённых на рисунке.
Повторение пройденного материала.
Цель – установить правильность и осознанность усвоения пройденного материала, повторить пройденный материал определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
( Мы изучали тему «Бородинская битва».)
О чем шла речь?
(Мы говорили на уроке о Бородинском сражении. В нём не было победителей, но русская армия доказала, что она может сражаться на равных с «непобедимой» армией Наполеона. Именно после Бородинского сражения Наполеон потерял уверенность в победе.)Установить соответствие (задание выполняет у доски 1 обучающийся).
Какую войну вели Россия и Франция?
Захватническая
ГрабительскаяРоссия
Освободительная
Справедливая
НесправедливаяФранция
Священная
Кто был назначен главнокомандующим русской армии?
(После падения Смоленска главнокомандующим русской армии был назначен популярный и любимый в народе полководец Михаил Илларионович Кутузов.)
Каков был план М.И. Кутузова?
(М.И. Кутузов решил дать генеральное сражение французской армии недалеко от села Бородино. Рядом с ним располагалось удобное для боя поле. По приказу Кутузова на Бородинском поле были возведены укрепления. За Бородинским полем около деревни Утица разместились основные силы русской армии.)Когда произошло Бородинское сражение?
(Бородинское сражение произошло 26 августа 1812 г.)
Каков результат Бородинского сражения?
(Прорвать оборону русских французам не удалось. Путь на Москву им был закрыт. Огромные потери понесли и французы и русские. Ночью русские и французы, забрав раненых и убитых, покинули Бородинское поле.)Игра «Историческая азбука».
Условия игры: Вспомнить как можно больше слов, которые начинаются на буквы «Б», «Н», «К» и относятся к теме предыдущего урока.
Проверка письменного задания, выполненного обучающимся у доски.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели, задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Вступительное слово учителя о значении Бородинской битвы: Бородинское сражение означало крушение планов Наполеона, который потерял уверенность в победе. Он так оценивал это сражение: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой». В этом сражении не было победителей, но русская армия доказала, что она может сражаться на равных с «непобедимой» армией Наполеона.
Царь и его окружение требовали нового сражения. Как поступил главнокомандующий русской армией М.И. Кутузов? Ответ на этот вопрос мы с вами дадим на сегодняшнем уроке.
Сообщение новой темы: «Оставление Москвы».
Запись учащимися в тетрадь темы урока.
Сообщение нового материала.
Цель – дать учащимся конкретное представление о принятии решения об оставлении Москвы русской армией, оставлении Москвы, бесчинствах французских солдат в Москве после ухода русской армии и уходе из Москвы французской армии.
Рассказ учителя об обстановке в Москве после Бородинского сражения:
Многие москвичи, узнав о том, что русская армия снова отступает, а французы приближаются к Москве, стали покидать свои дома и уходить из города. Через несколько дней русская армия остановилась на подступах к Москве у небольшой деревни Фили. Здесь в маленьком деревянном доме М.И. Кутузов собрал военный совет. Боевые генералы вместе с Кутузовым должны были решить: оставить ли Москву без боя или ещё раз сразиться с неприятелем. Многие из них были уверены, что под Москвой русская армия победит врага. Кутузов возражал. Чего же он боялся?
Работа с иллюстрацией (стр.218) художника А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях». На картине изображён момент, когда М.И. Кутузов, выслушав всех участников совета, приказал отступать из Москвы. На картине изображены наиболее известные русские генералы, военачальники: Кутузов, Барклай де Толли, Беннингсен, Ермолов и другие. Кутузов сидит как будто бы совершенно спокойно, но за этим спокойствием чувствуется огромное напряжение – полководец принял на себя ответственность за судьбу России. Он считал, что храбрости и мужества у русских солдат достаточно, но нужно ещё подкрепление новыми силами. Резерва не было, поэтому нужно было отступать, чтобы сохранить русскую армию для будущих сражений. Главнокомандующий убеждал генералов, что если неприятель уничтожит русскую армию, то «не только Москва, но и вся Россия будет потеряна»
Барклай де Толли сидит ближе к окну. Он плохо чувствует себя и поэтому кутается в шинель. Он полностью поддерживает Кутузова и одобряет оставление Москвы
Работа с текстом учебника (стр.219 абзац I).
Задание: Найдите в учебнике точку зрения М.И. Кутузова.
Обобщение учителя: Сдача Москвы – тяжелая потеря, но в сложившихся условиях это было единственно правильное решение. Кутузов рассчитывал усилить армию за счет подкреплений и уступлением Москвы подготовить неизбежную гибель неприятеля.
Задание: Найдите абзац, в котором говорится об оставлении Москвы.
Словарная работа: фураж – зерно и сено для корма лошадей. (Объяснение значения слова, запись в тетради).
Физ. минутка.
Работа с текстом учебника – один обучающийся читает, другие следят.
Беседа по прочитанному:
Какой приказ был отдан Кутузовым?
(М.И. Кутузов приказал отступать из Москвы, уходя поджечь склады с продовольствием, оружием, фуражом).
2. Когда французы вошли в Москву?
(Вслед за отступающей русской армией 14 сентября 1812 г. в Москву вошли первые отряды французских войск).
Запись в тетради: 14 сентября 1812 года – вступление наполеоновских войск в Москву.
Чего ждал Наполеон недалеко от въезда в город, на Поклонной горе?
(Недалеко от въезда в город, на Поклонной горе, Наполеон ждал, что сюда москвичи принесут ему ключи от города. Ключей он не дождался и приказал своим войскам занять опустевший город.)Как французы вели себя в городе?
Работа с текстом учебника: стр. 219, ( абзацы 4 - 5)
Демонстрация иллюстрации В.В. Верещагин «Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы».
Рассказ о пожаре Москвы: В ночь на 17 сентября 1812 г. Москва запылала. Пламя охватило центр города вблизи от Кремля, Замоскворечье, Солянку, загорелся Кремль. Наполеон спешно перебрался в загородный Петровский дворец.
Какие трудности испытывали французы в Москве?
(Москва горела, пожар усиливался, через несколько дней он уничтожил практически весь город, французская армия начала голодать, потому что подвозить продовольствие в Москву мешали народные отряды. Наполеон трижды обращался к русскому царю Александру I с предложением заключить мир, но ответа не получил.) Работа с текстом учебника: стр. 219, (абзац 8) ??????
Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина:
«Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою».
Какое принял решение Наполеон?
(Наполеон отдал приказ своим войскам об оставлении города).
Работа с текстом учебника: стр. 219, (абзац 9)
Что попытался предпринять Наполеон, уходя из Москвы?
(Наполеон приказал взорвать Московский Кремль, превратить в развалины прекрасный Успенский собор и колокольню Ивана Великого, даже заложили под них взрывчатку, но москвичи, узнав о страшном замысле врага, ночью пробрались в Кремль и унесли взрывчатку от стен Успенского собора. От колокольни не успели. После мощного взрыва все увидели, что колокольня Ивана Великого практически не пострадала: лишь небольшая трещина образовалась в её стене. После доклада об этом Наполеон сказал, что даже стены древнего Кремля против них и приказал отступать.)Вывод: Армия Наполеона уходила из Москвы. Взятие столицы России не принесло французам победы над русским народом. Это стало началом гибели армии Наполеона. (Запись в тетради вывода.)
V. Первичное закрепление нового материала.Организация внимания:
Задание: Исправьте ошибку поэта:
«Стоял весенний месяц март,
Летели с юга птицы,
А в это время Бонапарт
Переходил границу».
(Наполеон Бонапарт со своими войсками перешёл границу России в июне 1812 года).
- Когда наполеоновские войска заняли Москву?
- Докажите, что М.И. Кутузов был прав в своем решении оставить Москву.
Тестирование.
Тест к уроку.
Тема: «Оставление Москвы».
Вариант 1.
1. Укажите дату начала войны Франции с Россией в начале XIX (19) века.
а) 24 июня 1812 г.
б) 12 июня 1812 г.
в) 14 июля 1812 г.
2. В конце июля 1812 г. русским армиям удалось соединиться. Это произошло
а) под Минском
б) под Киевом
в) под Смоленском
3. Наполеон приказал занять опустевшую Москву. Это произошло
а) 12 июня 1812 г.
б) 14 сентября 1812 г.
в) 23 августа 1812 г.
4. Бородинское сражение 1812 г. произошло
а) 26 августа 1812 г.
б) 24 августа 1812 г.
в) 1 сентября 1812 г.
Тест к уроку.
Тема: «Оставление Москвы».
Вариант 2.
1. Укажите дату начала войны Франции с Россией в начале XIX (19) века.
а) 24 июня 1812 г.
б) 14 июля 1812 г.
2. В конце июля 1812 г. русским армиям удалось соединиться. Это произошло
а) под Минском
б) под Смоленском
3. Наполеон приказал занять опустевшую Москву. Это произошло
а) 12 июня 1812 г.
б) 14 сентября 1812 г.
4. Бородинское сражение 1812 г. произошло
а) 26 августа 1812 г.
б) 1 сентября 1812 г.
Взаимопроверка. (Ответы на доске).
VI. Подведение итогов.
Комментарии.
Объявление оценок.
VII. Домашнее задание. стр.218-221, ответить на вопросы.