Сценарий урока по истории на тему Начало правления Петра I (7 класс)


СЦЕНАРИЙ УРОКА ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ.
Составитель: учитель истории
Васильева Ольга Александровна.
ТЕМА УРОКА: «Начало правления Петра I».
Цели урока: Показать борьбу за власть между Милославскими и Нарышкиными; выяснить причины победы в борьбе за власть царевны Софьи и приход к власти царя Петра; охарактеризовать первые преобразования царя Петра.
Задачи урока: 1) Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Начало правления Петра I»; используя информационно-компьютерную технологию, обеспечить систематизацию знаний учащихся по теме. 2) Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников анализа, выделения главного, обобщения. 3) Содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории родной страны. Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация по теме, фрагменты из фильма «Юность Петра» (1980 год).
Структура урока: 1. Актуализация темы.2. Введение новой темы: Начало правления Петра I: 2.1.Борьба за престол наследников Алексея Михайловича; 2.2.Приход Петра к власти и Азовские походы(1689-1696); 2.3.Физминутка; 2.4.Великое посольство в Европу и первые реформы (1697-1699). 3. Подведение итогов.4. Домашнее задание.
ХОД УРОКА: 1. Приветствие. СЛАЙД №1. Запись в тетрадях названия и план изучения темы. - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о борьбе за власть между наследниками царя Алексея Михайловича, выясним, кто и почему победил в этой борьбе, а также рассмотрим первые преобразования царя Петра Алексеевича. А для начала вспомним: СЛАЙД №2
- Какая династия пришла к власти после Смутного времени? (Романовы). – Кто был первым Романовым на троне? (Михаил Фёдорович). – Какие знаменательные события были во время правления Михаила Фёдоровича? (зарождение всероссийского рынка и появляются частные мануфактуры). – Кто правил после Михаила Фёдоровича? (его сын Алексей Михайлович). – Какие знаменательные события были во времена правления Алексея Михайловича? (крестьянская война под предводительством Степана Разина, медный бунт, соляной бунт, русско-польская война из-за воссоединения части Украины, раскол православной церкви, присоединение к России Восточной Сибири и земли на Дальнем Востоке). – А что нового было в культуре и науки? (Появление первого театра, изучение иностранных языков, ознакомление с астрономией в школах, в моду входит польский камзол). - Кто унаследовал царский трон после Алексея Михайловича? ( Его сын Фёдор Алексеевич). (5 мин).
2.1. Фёдор Алексеевич когда умер, то не оставил после себя наследника. Что делать? Царевна Софья – женщина; на Руси ни когда женщина не правила, Иван слаб умом и телом болен, а Пётр мал (всего 10 лет). СЛАЙД №3
СЛАЙД № 4. Софью не смущало, что она женщина, ведь царица и царевна могли быть регентшами при малолетних царевичах. Её не смущало и, что царица Наталья Кирилловна была старше и по возрасту, и по чину. Софья решилась на хитрость. Внимание на экран: показ фрагмента из фильма «Юность Петра» - 5 мин 8 секунд. СЛАЙД №5 и запись в тетрадях: 1682 год – первый стрелецкий бунт.
Вопрос классу: - как же Софья перехитрила Нарышкиных и стала регентшей? (примерные ответы: подговорила и подкупила стрельцов кричать её на царство).
– Царица вынуждена была переехать с царевичем Петром в село Преображенское под Москвой. Пётр не любил читать богословные книги, сидеть у окошка и приказывать. Он был подвижным и любознательным мальчиком, играл с крестьянскими мальчиками в войну, заряжая в деревянные или чугунные пушки репу или свеклу. Шло время – Пётр подрастал. И детская забава превратилась в цель…. Внимание на экран: показ фрагмента из фильма «Юность Петра» - 4 мин 30 секунд.
СЛАЙД №6. Краткий рассказ учителя об посещение Петром немецкой деревушки Кукуй и его учение наукам у голландца Тиммермана.
Вывод: Победу за престол одержала Софья, а воспитание юного Петра проходило вдалеке от двора.(16 мин).
2.2. СЛАЙД №7. Краткий рассказ учителя о женитьбе Петра зимой 1689 года на Евдокии Лопухиной, его совершеннолетие. Теперь Пётр и Иван становятся законными правителями. (запись в тетрадях: продолжение заполнения династической схемы Романовых). Софья не может этого оставить и организует второй стрелецкий бунт. СЛАЙД №7, СЛАЙД №8. План состоял из того, чтобы ночью поджечь несколько деревянных домов, где обитал Пётр и его мать с женой. И в суматохе всех их убить. Но несколько стрельцов ушли к Петру и предупредили его. Пётр, царица-мать Наталья Кирилловна и царица Евдокия уехали в Троице-Сергиеву Лавру со всей свитой и потешными полками.
– Рассказ о поражение Софьи, заточение её в Новодевичий монастырь.
– Азовские походы. 1-ый поход неудачный – СЛАЙД № 9. Причину неудачи учащиеся должны сами назвать, прочитав на стр.165 2-ой абзац. СЛАЙД №10. – Строительство Воронежского флота и 2-ой Азовский поход. Взятие крепости Азов. СЛАЙДЫ №11, 12, 13. Работа с атласами (стр.15) и контурными картами (стр.11). СЛАЙД № 14.
Вывод: Пётр пришёл к власти после 2-го стрелецкого бунта и завоевал крепость Азов, но нужно было продолжать борьбу за южные моря. (10 мин).
2.3. физ.минутка – 1 мин.
2.4. - Но, чтобы воевать с Турцией, России нужны союзники, и Пётр решил отправиться за границу. СЛАЙД №15. Его поездка была инкогнито. Под именем Петра Михайлова простым моряком отправился он в Великое Посольство(1697-1698), чтобы учиться плотничать, столярничать и другим профессиям. Побывал он с визитами и у некоторых европейских императоров, королей.
СЛАЙД №16. Однако путешествие пришлось прервать: в России распространился слух о гибели государя за границей. Третий стрелецкий бунт 1698 год: подавление и расследование. СЛАЙДЫ №17. – Реформы быта 1698 – 1700 г.г. СЛАЙД №19. Краткий рассказ учителя. Вопрос классу: зачем Пётр запретил носить длинные бороды и перейти на немецкий кафтан. (Ответы учащихся). – реформа календаря. Новый год начинается с января и ведёт летоисчисление не от сотворения мира, а от рождения Христа. Важность этой реформы. СЛАЙД № 20. (10 мин).
3. Итак, давайте подведём итоги: 1)После смерти царя Фёдора Алексеевича началась борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными. Сначала победу одержали Милославские во главе с царевной Софьей. Но, когда Пётр достиг совершеннолетия, он сделал умный ход не в пользу Софьи и пришёл к власти. Царь Пётр Алексеевич за 10 лет сделал следующее: завоевал хоть и небольшой, но выход к Азовскому морю, заложил начало строительства русского флота, провёл реформы быта и календаря. Это было только началом. Петровские реформы означали для России резкий поворот к восприятию достижений западной цивилизации. У Петра были великие замыслы и он их продвигал в жизнь. Об этом мы поговорим на следующем уроке. (2 мин).
4. Выставление оценок. Д\задание: - прочитать и пересказать &16; - выучить важные даты и события, объяснить причины этих событий; - работа с контурными картами на стр.11; работа с историческими документами на стр.170-171 учебника для сильных учащихся. (2 мин).
Список литературы и гиперссылок для презентации:
http://i065.radikal.ru/1202/fe/4d1ebdf81904.jpg
http://img23.binimage.org/db/94/d8/0_6e9d0_2c829e1b_xxl.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/829/93829606_3646910_car_petr_v_detstve.jpg
http://aifax.ru/photos/3522/0_bezimeni-4jpg.jpg http://ic.pics.livejournal.com/pro100_mica/12814609/2393544/2393544_original.jpghttps://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTcmSwQYGS0s0q2-RlTus9DLSx4B5PpgnMuTDKE7JTS8uclDfuW3Qhttp://img11.nnm.me/2/0/b/b/c/954d37025953894454c9bf4c08b.jpghttp://mbdou59.ucoz.ru/_ph/52/948582216.jpg