Конспект открытого урока истории в коррекционной школе VIII вида/ Тема: Начало правления Петра I.
Конспект открытого урока истории в коррекционной школе VIII вида
Тема: Начало правления Петра I.
Цели:
1. Образовательные:
- дать знания о детстве Петра I;
- сформировать представление о начале царствования Петра I;
- познакомить с целями Азовских походов и их результатами;
- рассказать о предпринятом Великом посольстве и его итогах.
2. Коррекционные:
- продолжать развитие внимания и слухового восприятия на основе объяснения нового материала;
- развивать личностные качества учащихся во время выполнения заданий по закреплению нового материала.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- продолжать работу по созданию атмосферы успешности на уроке.
Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки с заданиями
Ход урока:
I. Оргмомент. II. Актуализация знаний учащихся.
1. Расположите имена русских государей в хронологическом порядке (Конверты с карточками):
Василий III
Борис Годунов
Алексей Романов
Василий Шуйский
Михаил Романов
Иван IV Грозный
Иван III
2. Работа на доске. Сопоставьте событие с именем государя, при котором эти события происходили:
Строительство кирпичных стен Московского Кремля
Расширение государства РоссийскогоОпричнинаСмутное времяНачало правления династии РомановыхСоляной бунтМедный бунтМихаил РомановВасилий III
Иван III
Иван IV ГрозныйВасилий ШуйскийАлексей Романов
3. Работа на доске с карточками. Какие понятия соответствуют данным темам?
Первопечатник Иван Фёдоров«Хождение за три моря»
Великий иконописец Андрей Рублёв Понятия: раджа, икона, типография, шахматы, фрески, «Часослов», веер, иконостас, печатный двор, толмач, алтарь, переписчики. III. Работа по теме урока.
1. Объяснение нового материала:
Пётр I родился в 1672 году. Он был сыном царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. От первого брака с Марией Ильиничной Милославской у царя было 3 детей : Фёдор, Софья и Иван.
После смерти царя Алексея Михайловича править стал его старший сын Фёдор, но через несколько лет он умер.
Боярская Дума провозгласила царём Петра. Но его старшая сестра царевна Софья подбила стрелецкое войско на бунт. В результате на трон возвели сразу 2 царей- Ивана и Петра. Софья была назначена над ними опекуном (регентом), а фактически сама управляла государством.
А Пётр вместе со своей матерью Натальей Кирилловной переезжает жить из Кремля в подмосковное село Преображенское. Там он под присмотром матери учится, а больше играет. Из мальчишек – ровесников Пётр собрал 2 потешных полка – Преображенский и Семёновский. Вместе с ними он постигает военную науку. Впоследствии это стали самые верные и преданные Петру полки.
Когда Петру исполнился 21 год он поехал в Архангельск. Там он впервые увидел настоящие морские корабли. Пётр понял, что России нужно иметь свои порты не только в северных морях, но и в Чёрном и Балтийском.
Но выход к Чёрному морю преграждала турецкая крепость Азов. А к Балтийскому две крепости, принадлежавшие шведам - Нарва и Нотебург.
Сначала Пётр решил воевать против Турции за выход к Чёрному морю. Несколько раз русские войска пытались захватить турецкую крепость Азов. Но эти попытки оказались неудачными. Поражения могли огорчить кого угодно, но не Петра.
У города Воронеж он приказал построить верфь, где быстрыми темпами были построены 30 кораблей.
Пётр предпринял новый поход на Азов. Теперь крепость осаждали и с суши и с моря. Турецкие войска были разбиты, а крепость взята.
ПётрI был рад победе, но турки не были окончательно разбиты. Для окончательной победы над ними России нужны были союзники. С этой целью ( поиск союзников для войны против Турции) он решил совершить поездку заграницу. Это было впервые, когда русский царь выезжал за пределы своего государства. Вместе с послами заграницу поехали 250 молодых дворян для обучения разным наукам и мастерству. Вместе с ними под именем Петра Михайлова поехал и царь. В Голландии ему хотелось собственными глазами посмотреть на работу иностранных корабельщиков. Он даже добился разрешения работать на верфях в качестве плотника.
Затем Пётр отправился в Англию. Там он тоже учился корабельному делу и знакомился с достижениями в разных науках.
В Германии Пётр учился артиллерии и военному делу.
Но кроме учения Пётр пытался добиться своей цели: найти сторонников в борьбе с турками. Однако европейские страны отказались помогать Петру и заключили мир с турецким султаном.
Путешествие Петра и его посольство внезапно было прервано. Из Москвы пришло известие о восстании стрельцов в пользу Софьи. К этому времени брат Петра Иван уже умер, а Пётр стал взрослым и мог самостоятельно управлять страной без помощи своей сестры. Пётр срочно вернулся в Москву: стрельцов жестоко наказал, а Софью отправил в Новодевичий монастырь.
2. Первичное закрепление материала.
- В каком подмосковном селе прошло детство Петра?
- Что такое двоецарствие?(двоевластие)
- Кто владел Чёрным и Балтийскими морями?
- С какой целью Пётр предпринял поездку заграницу?
3. Закрепление.
Работа по карточкам.
Выбери и подчеркни правильный ответ:
1) Когда родился Пётр I?
- в 1600 году
- в 1672 году
- в 1690 году
2) Чем закончились Азовские походы?
- Русские войска взяли крепость азов
-Русские войска не смогли взять Азов
- Пётр I не совершал поход на Азов
3) Какова цель Великого посольства?
- Пётр I поехал изучать науки
- Найти союзников в борьбе против Турции
- Отдохнуть от дел и посмотреть мир
4) Достигло ли своей цели Великое посольство?
- Нет, европейские союзники отказались помогать
- Да, Пётр I нашел союзников
V. Итог урока, оценки, домашнее задание.