Рабочая программа элективного курса Русская словесность

Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русской словесности (углубленное изучение) в 8 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и литературе, на основе Государственного стандарта общего образования, авторской программы Львовой С.И «Уроки словесности», Программы элективных курсов по русскому языку для 7-9 классов, М.: Мнемозина, 2008 г., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.
Данная программа с углубленным изучением конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа по словесности призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.
На уроках словесности (углубленное изучение) ученик узнаёт законы употребления языка, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов. Словесность учит детей воспринимать произведение как единое целостное явление искусства слова. На уроках школьник учится творческому употреблению родного языка.
В 8 классе на уроках словесности обучающиеся осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качество текста.

Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Русская словесность» (углубленное изучение) ,учебным планом гимназии на 2014 – 2015 учебный год на изучение предмета выделено 35 часов в год, 1 час в неделю. Согласно Годового учебного календарного графика на 2014 – 2015 учебный год, расписания занятий на 2014-2015 учебный год на изучение предмета по программе выходит 35 часов.
Система оценивания
Система оценивания ведётся в соответствии с положением «О системе контроля и оценивания знаний обучающихся», принятой решением педсовета № 3 МБОУ Ремонтненской гимназии № 1 от 11.01. 2012 г.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Преподавание предмета в 2013 - 2014 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Закон РФ «Об образовании»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.12 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N I 897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N I 897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263
«О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Постановление Федеральной службы по надзору r свете защиты прав потребителей и благополучия человека. Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Авторская программа Львовой С.И «Уроки словесности. Программа элективных курсов по русскому языку для 7-9 классов», М.: Мнемозина, 2008 г.
Цели и задачи обучения
Программа курса «Русская словесность»(углубленное изучение) предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко. Программа способствует формированию профессионального интереса к лингвистике, научному анализу слова, знакомит с методами его исследования, отражает интегрирование учебных дисциплин.  Содержание курса «Русская словесность» построено с учетом принципов научности, системности, последовательности и направлено на формирование коммуникативных и лингвистических компетенций, развитие умений и способов деятельности, необходимых в реальной жизни для решения практических задач. Система творческих практических заданий даёт возможность научить школьников свободно владеть русским литературным языком в разных ситуациях общения, излагать свои мысли в связной форме, что, в конечном итоге, позволит быть в будущем конкурентоспособным и востребованным специалистом на рынке труда. В связи с этим большая часть занятий носит практический характер. Они вырабатывают умение правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной речи, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами, делать самостоятельные наблюдения над словом и текстом, составлять тезисы сообщения, в том числе по материалам книги, выступать с ними перед другими учащимися, развивать потребности в речевом самосовершенствовании и способности критически относиться к услышанному.  В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке. Соблюдается исторический подход к слову, его истокам. Многообразие используемых методов способствует развитию стремления к свободному владению языком и его ресурсами.  Курс «Русская словесность» содержит богатый материал для воспитания любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, к труду ученых – языковедов, овладения культурой межнационального общения, воспитания толерантности. Программа курса имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, совершенствуются умения по стилистике, обогащается словарный запас учащихся. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к лингвистике.
Изучение словесности в 8-ом классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание глубокого представления о богатстве, красоте и выразительности русского языка;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с образцами словесного творчества;
освоение знаний о средствах выразительности русского языка;
овладение умениями анализировать текст с точки зрения основных аспектов изучаемого курса; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии; обобщать, выделять существенные признаки и их синтез;
формирование основ знаний о русской словесности через:
- раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка
- создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.
Достижение указанных целей осуществляется благодаря выполнению следующих задач:
познавательных: обогащение знаний о морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;
практических: формирование коммуникативных и лингвистических компетенций учащихся в процессе анализа произведений художественной литературы;
эстетических: воспитание чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с образцами словесного творчества художественного вкуса; развитие эстетических качеств личности школьника.
Формы организации образовательного процесса Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.  Наиболее приемлемой формой работы по программе «Уроки словесности» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-практикум, диспут, беседа, викторина. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.  Виды работ, выполненных учениками: лингвистический анализ текста, рефераты, сообщения, презентации, творческие задания. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках русского языка, литературы, истории, мировой художественной культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения учащимися 8-го класса средней (полной) школы программы курса «Русская словесность» (углубленное изучение) являются:
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с образцами словесного творчества
формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на словесную культуру как значимую сферу человеческой жизни [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Метапредметными результатами освоения учащимися курса являются:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации;
построение сообщений в устной и письменной форме (с использованием основных понятий курса);
умение анализировать текст с точки зрения основных аспектов изучаемого курса; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии; обобщать, выделять существенные признаки и их синтез; владеть рядом общих приёмов решения задач
Предметными результатами освоения учащимися курса являются:
понимание специфики курса «Русская словесность», составляющей единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой и вместе с тем имеющей собственные задачи. Более глубокое представление учеников о богатстве, красоте и выразительности русского языка;
восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности;
умение анализировать текст (и выразительные средства в нем) с учетом поставленной учебной задачи (акцентируя внимание на единство формы и содержания художественного пространства);
формирование навыков создания собственного текста, осознанного, точного, творчески верного употребления слов, несущих эмоционально -экспрессивную нагрузку, служащих для наиболее яркого и верного выражения чувств, настроения, целей высказывания;
выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем
использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях
создание собственного произведения по жизненным впечатлениям; сочинение, посвященное целостному анализу произведения; сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений.


15