Рабочая программа элективного курса по русскому языку Русская словесность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кишлеевская основная общеобразовательная школа Собинского района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Срок реализации – 1 год, 0,5 часа в неделю Программу реализует: Глухарева С.А.

2014-2015г г.

Пояснительная записка Обоснование
Мы немало говорим о значении словесности в жизни людей. Словесность необходима каждому из нас. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Причём делает это по-особому: если ученик научится искусству читать книги, то они будут доставлять ему радость и наслаждение. Словесность поможет не только воспринимать произведения искусства слова, но и самостоятельно овладеть этим искусством. Ведь для человека очень важно выразить всё, что хочется, сформулировать мысль, найти нужные слова для передачи чувства .
Данный элективный курс « Русская словесность. От слова к словесности» поможет открыть возможности использования русского языка для передачи мыслей и чувств с максимальной точностью и выразительностью, а также для правильного восприятия и высказываний собеседника, и прочитанных текстов, и художественных произведений, созданными мастерами слова. А поскольку взаимопониманию людей служит язык, творческое владение им поможет общению с окружающими, поможет проявить свои способности, достичь поставленных жизненных целей. Иначе говоря, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих творческих способностей.
Результаты Государственной итоговой аттестации по русскому языку и анализ выполнения заданий части А 3 показали, что выпускники плохо знают средства художественной выразительности. Анализ ошибок, допущенных при выполнении задания С2, подтвердил, что средства художественной выразительности не всегда используются учениками уместно, чаще всего ученики ограничиваются эпитетами, ряд работ характеризуется бедностью словаря. Именно этими обстоятельствами была продиктована необходимость разработки программы курса «Русская словесность».
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.
Программа составлена для учащихся 9 класса МБОУ Кишлеевская ООШ.
Цель курса: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно-выразительных средствах.
Задачи:
Закрепить полученные ранее учениками знания о слове.
Способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся.
Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
Сформировать потребность в речевом усовершенствовании.
Формировать коммуникативные навыки, культуру устной и письменной речи учащихся
Курс предполагает целенаправленное наблюдение за использованием языковых средств в текстах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Лингвистический анализ текста поможет ученикам увидеть красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства. Языковая работа с текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа. Программа даст возможность уделить внимание формированию коммуникативной и языковой компетентности учащихся. В конечном итоге она позволит воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению.

Практическая направленность.

Содержание занятий направлено на умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке к экзаменам за курс основной школы
Формы организации учебного процесса:
- дифференцированная и индивидуальная, самостоятельная, парная и групповая работа,
- индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы,
- зачеты
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков:
- тесты,
- контрольные, самостоятельные работы,
- словарные, объяснительные, комментированные диктанты, диктанты «Проверь себя»,
- задания творческого характера.
На уроках используются элементы следующих технологий:
личностно - ориентированное обучение,
технологии уровневой дифференциации обучения,
игровые технологии,
обучение с применением опорных конспектов и ИКТ.

Основные организационные этапы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
1.Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой, в том числе с разными типами лингвистических словарей)
2. Тренировочный: тестовые задания, выразительное чтение по тексту и наизусть прозаических и поэтических текстов
3. Индивидуальная работа: работа с дидактическими материалами, выполнение практических заданий, связанных с созданием устных и письменных высказываний,;
4. Контролирующий (зачёт, тесты, сочинения-рассуждения)
Программа рассчитана на 17 часов и адресована учащимся 9 класса.
Плановых контрольных уроков _2_

Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 9 классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
Программа курса
1. Введение. Язык и речь. Культура речи. 1 час
2. Фонетические средства изобразительности. 1 час.
Звукопись. Звукоподражание. Ударение. Интонация.
3. Изобразительные возможности русского словообразования. 1 час.
4. Выразительные возможности лексики. 9 часов
Синонимы, антонимы, омонимы. Полисемия. Многозначные слова. Устаревшие слова, неологизмы, диалектные и заимствованные слова. Фразеологизмы. Их роль в тексте. Выразительные возможности лексики
Тропы.
Эпитет. Сравнение. Олицетворение, его роль в словесности. Олицетворение и стиль писателя. Метафора – скрытое сравнение. Гипербола и литота как показатели экспрессивности текста. Метонимия и синекдоха. Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования.
5. Морфологические средства выразительности. 2 часа.
Изобразительные возможности существительных, прилагательных, глаголов и их форм, местоимений и других частей речи.
6. Выразительные возможности синтаксиса. 1 час.
Синтаксическое богатство русского языка. Синтаксическая синонимия. Экспрессивное использование предложений разного типа.
Пунктуация как изобразительное средство русского стихосложения.
7. Стилистические фигуры. 1 час
Понятие о стилистических фигурах, их разновидностях ( повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования.
8. Значение средств художественной изобразительности. 1 час


Календарно-тематическое планирование уроков русской словесности в 9 классе



Тема урока
Кол-во часов
Тип урока. Форма урока
Формы организации познавательной деятельности
Форма контроля
Требования к уровню усвоения материала
Дата проведения

1
Язык и речь. Культура речи
1
Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков
Практикум
Работа с текстом, тренинг
Индивидуальный, фронтальный опрос.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.


2
Фонетические средства изобразительности. Звукопись. Звукоподражание. Ударение. Интонация.

1
Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
Практикум, работа с текстом, тренинг
Индивидуальный, фронтальный опрос.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.


3
Изобразительные возможности русского словообразования.
1
Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
Работа со схемой. Анализ текстов
Индивидуальный, фронтальный опрос.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.


4
Выразительные возможности лексики. Синонимы, антонимы, омонимы.
1
Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
Практическая работа, работа с текстом, тренинг
Индивидуальный и фронтальный опрос.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.


5
Полисемия. Многозначные слова
1
Комбинированный урок
Работа с текстом, тренинг
Индивидуальный и фронтальный опрос.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.


6
Устаревшие слова, неологизмы, диалектные и заимствованные слова.
1
Комбинированный урок
Работа с текстом, тренинг
Индивидуальный и фронтальный опрос.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.


7
Фразеологизмы, их роль в тексте
1
Повторение и обобщение знаний
Практическая работа с текстом
Индивидуальный и фронтальный опрос.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.


8
Выразительные возможности лексики
1
Урок обобщения знаний
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Уметь использовать средства художественной выразительности в собственных устных и письменных высказываниях


9
Зачетная работа №1
1
Контроль знаний учащихся
Тестовая работа

Уметь находить средства художественной изобразительности в тексте


10
Тропы.
Эпитет. Сравнение. Олицетворение, его роль в словесности. Олицетворение и стиль писателя. Метафора – скрытое сравнение.
1
Повторение и углубление знаний учащихся
Практическая работа
Индивидуальный опрос
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.


11
Гипербола и литота как показатели экспрессивности текста.
1
Повторение и углубление знаний учащихся
Запись тезисов лекции, практическая работа.
Индивидуальный, фронтальный опрос.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.


12
Метонимия и синекдоха. Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования.

1
Повторение и углубление знаний учащихся
Запись тезисов лекции, практическая работа.
Индивидуальный, фронтальный опрос.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.


13- 14
Морфологические средства выразительности.
Изобразительные возможности существительных, прилагательных, глаголов и их форм, местоимений и других частей речи.

2
Урок обобщения знаний
Анализ художественных текстов
Индивидуальный, фронтальный опрос.

Проверка самостоятельно выполненных заданий
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.


15
Выразительные возможности синтаксиса. Синтаксическое богатство русского языка. Синтаксическая синонимия. Экспрессивное использование предложений разного типа.
Пунктуация как изобразительное средство русского стихосложения.

1
Урок обобщения знаний
Анализ художественных текстов
Проверка самостоятельно выполненных заданий
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.


16
Стилистические фигуры.
Понятие о стилистических фигурах, их разновидностях (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования.

1
Повторительно- обобщительный урок
Анализ текста
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности


17
Значение средств художественной выразительности
1
Урок контроля
Творческая работа
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности



В результате обучения учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, расширить знания об изобразительно- выразительных средствах языка, научиться видеть их в тексте, а значит лучше справиться с анализом текста на уроках литературы и анализом текста на экзамене по русскому языку; суметь понять, почему тот или иной текст производит (или не производит) сильное впечатление, выбирать только те задания и творческие работы, которые посильны и интересны, развивать навык работы со справочной литературой, попробовать свои силы в анализе и сравнении понятий, сделать свою собственную речь (устную и письменную) более выразительной, понятной и точной.
Учебно-методический комплект
Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 год
Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).
Альбеткова Р.И. Рабочая тетрадь для уч-ся 9 класса « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.»,2012 г
Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., Дрофа, 2007 год
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2009 год
С. И. Львова. Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2007 год
Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы. Тренинговые задания на уроках. Составитель М.Е.Кривоплясова. Волгоград.изд. «Учитель» 2007 г
Славянорусский корнеслов «Язык наш - древо жизни на земле и отец наречий иных», Санкт Петербург, 2011
Дидактический материал «Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла 5-11 классы» сост. Арисова И.В., Волгоград, 2008









Заголовок 315