Методическая разработка Коррекция произношения звука К при замене К на Т
Методическая разработка
Программа коррекции произношения звука К (замена К на Т)
Правильная артикуляция
1. Губы находятся в положении следующего за К гласного, не напряжены. 2. Расстояние между резцами зависит от следующего за К гласного.3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. 5. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.
Артикуляция звука: губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя; мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа; горлышко «работает». Артикуляция звуков к' отличается от артикуляции звука к подъемом средней части спинки языка. Таким образом, в группе заднее-язычных звуков основной является артикуляция звука к, и значит, он будет базовым в этой группе.
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), задне-язычный, взрывной, глухой, твердый или мягкий в зависимости от последующего гласного.
Замена звука К на звук Т относится к акустико-фонематической (сенсорной) дислалии. Если фонемы к, к’ заменяются другими фонемами, например: к — т (кот — «тот»), такие нарушения называются паракаппацизмами. Звук К нарушается реже. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене на разные согласные г,
Сбой в артикуляции : Твердый звук К нарушаются чаще, чем х, так как при артикуляции х не происходит полного смыкания задней части спинки языка с мягким нёбом. Мягкие звуки к', г', х' обычно нарушаются все вместе, поскольку их произношение обусловлено дополнительной артикуляцией — подъемом средней части спинки языка, что и может вызывать затруднения.
Среди предрасполагающих факторов неправильного произношения заднеязычного звука К могут быть такие причины:
- слишком высокое и узкое твердое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и языком;
- слабость отдельных групп мышц языка;
- нарушение фонематического слуха.
Подготовительный этап. Цель его – устранение патологического механизма.
I этап: дифференциация неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и
определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.На данном этапе можно использовать следующие игры:
Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
Игра «Тишина»
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
Игра «Угадай, на чём играю»
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Игра «Шумовые баночки».
Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.
II этап: дифференциация звуков по долготе, силе, высоте, тембру голоса.
Дифференциация звуков по долготе:
Игра «Близко – далеко».
Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) . Дифференциация по силе голоса:
Игра «В лесу»: Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).
Ход игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».
Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.
Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.
Дифференциация голосов по тембру:
Игра «Угадай, чей голос?»
Ход игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
Дифференциация по высоте:
Игра «Угадай, кто сказал».
Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.
III этап: дифференциация слов
1.Слова разные по длине и разные по звукопроизношению:
Игра «Лишнее слово». Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
мак, бак, так, банан;
сом, ком, индюк, дом;
лимон, вагон, кот, бутон;
2.Слова одинаковые по длине и разные по звукопроизношению :Игра «Назови одним словом». Логопед предлагает детям прослушать слова и назвать одним слова, которые звучат похоже (мышка, мишка, зайка ; Маша, Саша, Даша и т. д.).
Игра «Будь внимателен» (Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.)
Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку
— ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.
3.Дифференциация в словах квазиомонимах . Игра «Чем отличаются слова». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы. Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.
а) Дифференциация гласных звуков: кит—кот, палка-полка, дом-дым, сок-сук , бутон-батон и т.д.
б) Дифференциация сонорных и шумных звуков: класс-квас, речка-печка, Маша-каша
в) Дифференциация шумных звуков: бинт-винт, бочка-дочка
г) Дифференциация между сонорными звуками: игла-игра, коробок-колобок
д) Дифференциация мягких и твердых звуков: лук-люк, мышка-мишка
е) Дифференциация звонких и глухих звуков :горка-корка, игра-икра
ё) Дифференциация свистящих и шумных звуков: санки-танки, Сеня-Веня
ж) Дифференциация внутри свистящих звуков: коза-коса, зуб-суп
з) Дифференциация шипящих и шумных звуков: шапки-танки, шина-тина
и) Дифференциация шипящих внутри шипящих звуков: шар-жар, лещ –лечь
к) Дифференциация шипящих и свистящих звуков: мишка-миска
IV этап: Дифференциация слогов.
Игра «Поймай слог ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог К…(а, о,у, ы).
- КА-ТА-ЙА-ПА КО-ЙО-ПО-ТО ТУ-ЙУ-КУ-ПУ ПЭ-ЙЭ-КЭ-ТЭ ( гл. взр.)
-ФА-ХА-ЙА-СА-ША(гл. щел.)
-ГА-БА-ЙА-ДА(зв. взр.)
-ВА-ЙА-ЖА-ЗА (зв. щел.)
-РА-ЛА-МА-ЙА-НА (сонор.)
V этап: Дифференциация фонем
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
Игра «Покажи картинку»Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
Затем эта игра должна усложняться следующим образом:1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у]. Игра «Поймай звук ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит звук КДа- ра-ко-со Са-ло-ку-мыАм-да-ка-он ку-ро-ло-кы
VI этап: Формирование элементарных форм фонематического анализа и синтеза.
Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.
-Игра « Разложи картинки». Выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук й Игра «Найди картинки с заданным звуком . Ребёнку предлагается отобрать картинки с заданным звуком в начале слова, конце, середине.( В начале даются слова легкими звуками: рука-пар-ворона ) йод-воробей-чайка .
Лото «Необычные цветы»
На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, в названии которых есть заданный звук. Выбранный лепесток прикрепляется к контуру цветка.
Игра «Светофор»
Используется бумажная полоска, разделенная на 3 части: красная левая часть -начало слова, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец. Педагог называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, дети ставят фишку на красную, желтую или зеленую часть полоски.
Для постановки звука К используют следующие артикуляционные упражнения:
- «Мостик» языком; - присасывание спинки языка к нёбу, при этом кончик языка удерживается внизу.
"Мостик построим - мостик разрушим": Ставлю я язык «дугой» и кладу - даю покой.
Описание. Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки, затем расслабить его. Удерживать каждую позицию 3-5 секунд.
«Горка»
- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Санки привезли ребяткиГорка есть и – всё в порядке!
«Кошка сердится» — язык выгибается, конец его смотрит вниз.
Улыбка» («Лягушка»)Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, как бы беззвучно произнося звук и. Удерживать губы в таком положении под счёт от одного до пяти, десяти.Внимание! 1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. 2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. 3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.
Подготовительными упражнениями к постановке звука й могут служить следующие движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается мягким, выгиб снижается).
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Постановка звука К.
Цель –сформировать первичные умения правильного произношения звуков.
Сначала пробуют вызвать звук К по подражанию. Логопед показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, так как, услышав его, ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту («Ветер сдувает снежинки с горки»). У ребенка при этом должен получиться звук К. Многократно повторяя упражнение, можно закрепить изолированное произношение этого звука.
Начало формы
Если вызвать звук К по подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Ребенку предлагают, достаточно широко открывая рот, произносить слог та (та-та-та...). Кончик языка поднимается при этом вверх. Потом взрослый нажимает на переднюю часть спинки языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот остается открытым). Удерживая язык в таком положении, просит малыша произносить слог та (та-та-та...). Во время многократного повторения ребенком этого слога воспитатель медленно отодвигает язык назад, равномерно нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя и, наконец, ка-ка-ка.
Нельзя стремиться за один раз получить слог КА, это может вызвать у ребенка неприятные ощущения, нежелание выполнять упражнение. Произнесения слога КА добиваются постепенно, от занятия к занятию, все дальше отодвигая язык назад. Когда ребенок начнет легко и быстро произносить КА, механическая помощь постепенно устраняется. Воспитатель, нажимая пальцем ребенка на переднюю часть спинки языка, отодвигает его назад и предлагает говорить слоги ка-ка-ка. После двух-трех повторений он убирает палец изо рта, и ребенок продолжает говорить эти звуки уже самостоятельно.
Затем можно предложить ребенку «Сдуть снежинки с горки», т. е. правильно сказать изолированный звук к, давая ему при этом возможность ощутить тыльной стороной руки толчок воздуха. Когда звук к будет постоянно легко произноситься при сдувании ватного шарика с руки, воспитатель может сказать: «Воздух сдувает снежинки с горки так, как мы говорим звук к. Подними язык горкой, скажи к; к-к-к». Соотнеся правильно произносимое звукоподражание с соответствующим звуком, переходят к следующему этапу.
После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй.
1.Автоматизация в слогах
Ка-кы-ко-ку ак-ык-ок-укКы-ка-ку-ко ок-ук-ак-ыкКо-ку-кы-ка УК-ак-ок-ыкЧистоговоркика-ка-ка, ка-ка-кавот течёт река Ока.
ко-ко-ко, ко-ко-котам рыбак недалеко.
Ку-ку-ку, ку-ку-куВот подмога рыбаку.
ко-ко-ко, ко-ко-корыба ловится легко,
2.Автоматизация в словах
- в начале слова: кабина, канава, качели, кабан, камень, калач, калоши, капюшон, колесо, ком, конь, колос, кочан, колодец, кольцо, колбаса, копье, комбинезон, компас, клумба, клоун;
- в середине: акула, локон, юбка, елка, собака, яблоко, облако, сумка, булка, полка, маска, миска, лейка, мойка, булавка, насекомое, одеколон, великан, балкон, флакон, фикус, окунь, окно, заколка, скамейка;
- в начале и середине: копейка, клубника, кнопка, коляска, колокол, кукла, клюква; в конце: бак, мак, бык, сок, лук, жук, сук, паук, маяк, язык, венок, веник, совок, замок, цыпленок, василек, пенек, звонок, бублик, волк, козырек;
- в начале и конце: колобок, конек, кулек, колпак, кубик, клубок.
Игра «Кубики с картинками» Цель. Автоматизация звука К в словах.Оборудование. Несколько кубиков с наклеенными картинками.Ход игры. Дети сидят за одним столом и по очереди бросают любой кубик на стол. Ту картинку, которая окажется наверху, ребенок должен правильно произнести. За правильное произношение засчитывается очко. В конце игры педагог подсчитывает очки. У кого очков больше, тот победитель.
3.Автоматизация в словах и фразах
Игра «Скажи, что ему делать»
Цель. Автоматизация звука К в словах и фразах.
Оборудование: игрушечные машины, мяч, прыгалки, обруч.
Ход игры. На полке разложены игрушки. Каждый ребенок по очереди подходит к полке, берет любую игрушку и предлагает кому-нибудь из детей поиграть с ней. Дети должны произносить примерно такие фразы: Вася, попрыгай через веревочку; Сережа, покатай обруч и т.п. После выполнения просьбы ведущего игрушка возвращается, и игра продолжается.
Автоматизация звука в тексте
Лягушки
Чьи там крики у пруда?
Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода.
И. Токмакова
Круглое стихотворение.
Круглое солнце
С круглой луной
Круглые сутки
Кружат надо мной.
Кружится
Круглая наша Земля.
Кругом лежат по округе
Поля.
Как там большак
Ни кружи далеко,
Круглым колёсам
Крутиться легко.
Если внимательно
Взглянешь вокруг,
Круг –
это наш замечательный друг!
Если ж ты скажешь,
Что это не так –
Кто ж виноват,
Что ты круглый дурак?..
В. Левановский.
4.Дифференциация звуков в произношении:
Дифференциация звуков в произношении изолированных звуков
Возьми картинки-символы звуков К и Т . Внимательно послушай и запомни, как стучит молоток (т-т-т), как шумит чайник (к-к-к).Обрати внимание на положение языка. По очереди показывая на обе картинки, произнеси соответствующие звуки.
Дифференциация звуков К-Т в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками
Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.
Дифференциация звуков К-Т в прямых слогах с разными гласными звуками
Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.
Дифференциация звуков К-Т в разных словах
Четко повтори пары слов.
В случаях затруднений дайте ребенку возможность прослушать каждое слово из пары
и, глядя на картинки-символы, назвать содержащийся в нем звук Т или К.
Дифференциация звуков К-Т в сочетаниях слов
(местоимение + глагол). Развитие навыков словоизменения . Возьми картинки мальчика и девочки. Назови, что они делали, изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.
Дифференциация звуков К-Т в одном слове — названии объекта
Четко проговори каждое слово. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.
Дифференциация звуков К-Т в разных словах предложения
Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков К и Т.
Дифференциация звуков К-Т в одном слове предложения
Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков Т и К.
Дифференциация звуков К-Т в тексте
Молоток
Тук, тук, молоток,
забей гвоздиков пяток.
Тук, тук, тук, тук, тук,
и в подмётку, и в каблук.
Течёт река издалека...
Течёт река... Течёт река...
Как хорошо, когда река
и широка и глубок!
Утята и котята.
Возле речки пять утят
в ряд на камешке сидят.
В воду пять утят глядят,
а купаться не хотят.
Из-за камня пять котят
за утятами следят.
Видно, пять котят хотят
научить нырять утят
Дифференциация звуков К-Т в рассказах
Это кто?
Ток-ток-ток, ток-ток.
– Это кто, кто, кто?
– Это кот, коток,
Тонкий коготок!
Этот кот – ребенок,
Маленький котенок!
Тик-тик-тик, тик-тик.
– Это кто стучит?
– Это кит, кит, кит.
Это кит стучит!
Этот кит - ребенок,
Маленький китенок!
Тук-тук-тук, тук-тук.
– Это кто тут?
– Это бык-бычок,
Беленький бочок!
Он совсем ребенок,
маленький теленок!
И. Лопухина
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыковЦель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи, а ребенок должен научиться оперировать ими.
Федотова Марина Викторовна