Домашнее задание — это эффективное средство развития интеллектуальных способностей доклад
Чернова С.А.
ДокладТема: «Домашнее задание - это эффективное средство развития интеллектуальных способностей».
г.Петропавловск 2004 год.
Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного труда.
В своей практике я всегда руководствуюсь советами Н.К.Крупской, которая в одной из своих статей писала: «Необходим очень тщательный инструктаж ребят, как им выполнять задания. Учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить особое внимание. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает осознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки также дезорганизует. Необходима постоянная проверка выполнения. Без контроля и учета выполнения задавание уроков на дом может дать лишь отрицательные результаты».
В первом классе во втором полугодии в доступной форме провожу беседу о том, как надо выполнять домашние задания по русскому языку. В итоге беседы появляется памятка «Как надо выполнять домашние задания по русскому языку».
Внимательно прочитай задание к упражнению. Выясни, сколько заданий и в какой последовательности станешь выполнять. Какое из заданий выполнишь устно, какое - письменно?
Обязательно прочитай текст упражнения.
Определи, каким правилом будешь пользоваться. Повтори (выучи) это правило по учебнику.
Задания выполняй точно по учебнику. Используй образец. Вспомни объяснение учителя, как выполнять домашнюю работу.
Работу выполняй спокойно и аккуратно.
При выполнении сверяй написанное с тем, что дано в учебнике.
Замеченные ошибки исправляй аккуратно.
В целях правильной организации домашней работы этот вопрос обсуждаем на родительском собрании. В конце беседы с родителями предлагаю им прочитать книгу Л.В.Беловой «В семье - первоклассник».
Задание на дом задаю в начале, середине или конце урока в зависимости от его структуры, целей и задач. Задание обязательно записываю на доске. Сложное задание комментируется развёрнуто, а обычное не требует подробного объяснения.
Формированию грамотного письма при выполнении домашних заданий способствуют такие действия ученика, оформленные в виде следующей памятки:
Как правильно списывать:
Прочитай предложение.
Прочитай каждое слово по слогам.
Запомни, как пишутся слова в этом предложении
Продиктуй себе каждое слово.
Проверь по тексту, правильно ли ты написал предложение.
От проверки письменных домашних заданий зависят повышение качества знаний, умений, навыков учащихся, своевременное устранение пробелов в знаниях, развитие интеллектуальных способностей.
Иной характер носят домашние задания по развитию связной речи. Их назначение - подготовить учащихся к предстоящему сочинению. Например, накануне сочинения о берёзе даю учащимся следующее задание: записать названия 1-2 песен про берёзу, 1-3 картин, где изображена берёза, 1- 3 стихотворений с описанием берёзы. В качестве домашнего предлагаю и такое задание: записать эпитеты к слову берёза. На следующем уроке все подобранные слова записываю на доске. Учащиеся пишут к своим словам новые слова, которые будут использовать в домашнем сочинении.
В своей практике я использую такие вопросы и задания по развитию связывая их с различными темами:
1. Составь устный рассказ на темы, например, «Наш класс», «За что я люблю свой город».
2. Найти пословицы о весне. Объясни их значение. Запиши 2-3
пословицы в тетрадь.
3. Какие пословицы о дружбе ты знаешь? Приготовься рассказать о своём товарище. Глаголы в своём устном рассказе употребляй в настоящем времени.
С каждым годом домашние задания усложняются, носят творческий _ характер и развивают интеллектуальные способности. Чтобы выполнить задание учашиеся используют не только свои знания, но и обращаются к различным источникам: книгам, информации из Интернета, телевидению и т.д. К выступлению прилагаются творческие работы учащихся (показываются).
Русский язык: сочинения, ребусы, кроссворды, шарады, загадки, рассказы (все на одну букву).
Литература: сочинения - письма, сочинения - описания, сочинения - рассказы, сочинения — сказки, сочинения по определённому произведению, рисунки, диафильмы, загадки.
Математика: самостоятельное составление задач, выражений, уравнений, загадок; сочинения - описания какой-нибудь фигуры, числа сочинения - рассказы (Как люди научились считать? Как возник знак?), сочинения - сказки (Жил-был плюс (отрезок), числа в королевстве натуральных чисел), лабиринты, магические квадраты.
Познание мира: ребусы, кроссворды, сочинения (Я - земля, вода, суслик, Солнце и т.д.), доклады на различные темы.
Такие задания очень нравятся детям, и они с интересом их выполняют.
Таким образом, воспитание сознательного отношения к домашним заданиям представляет длительный творческий процесс, в котором принимают участие не только учитель и учащиеся, но и родители. Важной функцией домашних заданий по всем предметам было и остаётся воспитание морально - волевых качеств ученика. Нельзя забывать о том, что требованием сегодняшнего времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд, который ведёт к развитию интеллектуальных способностей.