Конспект урока по русскому языку на тему Чередование согласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме» (2 класс)
Урок русского языка 2 класс «Перспективная начальная школа»
Тема: «Чередование согласных звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме».
Ход урока:
На доске записана тема урока. Прочитайте тему сегодняшнего урока
- Как вы думаете, о чем пойдёт речь? Постановка задач на урок.
Выяснить, что же это за согласные буквы.
Как их писать в слове.
Надо ли их проверять, а если надо, то когда и как их проверять.
Актуализация знаний.
- Прочитайте транскрипции слов:
[м а р о с] – мороз, нет мороза
[а г а р о т] – огород, нет огорода
[г о р а т] -город, нет города
-Какая знакомая орфограмма встретилась в словах? (Безударная гласная в корне слова). Можем ли мы её проверить? (Нет, она не проверяется ударением).
-Как поступаем в тех случаях, когда встречаемся со словами с непроверяемой безударной гласной? (Смотрим в словаре).
- Откройте словарь «Пиши правильно на стр. 133. Найдите эти слова. Запишите их в тетрадь. Сначала транскрипцию, а потом слово. (Выходят по очереди к доске и записывают.)
- На что обратили внимание при записи слов? (Расходятся не только гласные звуки и буквы в произношении и написании, но и некоторые согласные).
- Какие согласные звуки расходятся с написанием? ( Только те, которые стоят в конце слова.)
- Какие согласные звуки мы слышим в конце этих слов? Звонкие или глухие?
- Измените форму слов, подставив слово нет, запишите рядом.
- А сейчас какие звуки произносим на этом месте? (звонкие согласные). Эти звуки находятся на конце слов или перед гласными?
- Прочитайте эти звуки парами. Как называются эти пары звуков? (парные согласные).
- Какие же согласные чередуются в корнях слов, которые мы не видим на письме? (Парные согласные). Теперь переходим к следующей задаче. Как их писать в слове. Надо ли их проверять, а если надо, то когда и как их проверять.
3. Работа по учебнику. Составление алгоритма проверки парного согласного на конце слова.
1. - Откройте учебник ч.1 на стр. 131. Прочитайте правило. Ответь на вопрос:
-Какие только звуки на конце слов на месте парных по звонкости-глухости могут произноситься? (только глухие)
- Какая пишется буква в корне слова на конце? Та же буква, что и перед гласным)-Как узнать букву? (надо изменить слово так, чтобы после глухого согласного шёл гласный).
2. Работа по таблице стр. 132.
- Как проверить парный согласный на конце слова? Чтение алгоритма проверки.
3. Работа с памяткой.
- Для того чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце, я предлагаю вам воспользоваться памяткой «Проверка букв парных согласных звуков, когда они находятся на конце слова».
4. Выполнение упр. 98 по учебнику. Пользуясь памяткой, запишите слова в тетрадь и подберите проверочные слова .5. Работа в паре.
- Составить диктант из 7 слов на данное правило, пользуясь обратным словарём. Продиктовать соседу. Поменяться тетрадями, проверить работу.
Итог урока.
-Вернёмся к теме сегодняшнего урока. Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Выяснили, что согласные в корнях слов, которые мы не видим на письме – это парные согласные.
-Для того чтобы их грамотно написать, нужно их проверить, если парный согласный находится в корне лова на конце.
- Существует два способа проверки парного согласного:
1. подобрать родственные слова, чтобы после согласного шёл гласный.
2. Изменить форму слова, подставив слово нет, чтобы после парного согласного шёл гласный.
- Как вы считаете, мы решили поставленные задачи?
-Какие трудности испытывали при решении задач?
- Что показалось более интересным?
ПАМЯТКА
«Правописание парного согласного в корне на конце слова»
Произнеси слово, выдели корень.
Обрати внимание, какой звук слышишь на конце в корне слова.
СОГЛАСНЫЙ ЗВУК
НЕПАРНЫЙ ЗВОНКИЙ ПАРНЫЙ ГЛУХОЙ
НЕ ПРОВЕРЯЮ ПРОВЕРЯЮ:
Подбираю родственное слово так, чтобы после парного согласного шёл гласный.
Например: зуб – зубок
Изменяю форму слова так, чтобы после парного согласного звука шёл гласный звук.
Например: зуб – зубы, нет зуба
Запишу на месте проверяемого звука ту согласную букву, чей звук слышу при проверке перед гласным.