Конспект урока по истории в 5 классе Преданья старины глубокой. Живое слово истории


План-конспект урока.
Класс 5; Урок № 11 в тематическом модуле Путешествие в страну «История»
Тема урока: «Преданья старины глубокой». Живое слово истории.
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
Предметные:
формирование и развитие бережного отношения к истории и традициям своего народа;
раскрыть особенности традиций и обрядов, одежды, жилища, жизни и быта населения Донецкого региона;
воспитывать у учащихся уважение к донецкой культуре;
познакомить учащихся с понятием фольклора, выявить особенности передачи информации в фольклоре;
совершенствовать навыки работы с разнообразными историческими источниками: вещественными (предметами мебели, домашней утвари, одеждой), письменными (описаниями ученых, записками путешественников, фольклорными и художественными текстами) и устными (загадками, поговорками, легендами).;УУД (метапредметные)
Познавательные:
1) совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, комментария, обоснования своей точки зрения;
2) сопоставлять различные позиции;
3) работать с различными видами исторических источников;
4) уметь выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы.
Регулятивные:
умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, отвечать на вопрос;
сознательно планировать свою деятельность в рамках урока.
Коммуникативные:
формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;
формировать компетенции, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа;
быть способным к индивидуальной учебной работе.
Планируемые методы, приемы, технологии: технология исследовательского обучения, технология критического мышления; методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Ход урока:
Организационный момент.
Определение темы урока. Целеполагание.
Звучит песня «Спят курганы темные»
Спят курганы тёмные солнцем опалённые
И туманы белые ходят чередой
Через рощи шумные и поля зелёные (Слайд 1)
Вышел в степь донецкую парень молодой
Там на шахте угольной паренька приметили
Руку дружбы подали повели с собой (Слайд 2)
Девушки пригожие тихой песней встретили
И в забой направился парень молодой
Дни работы жаркие на бои похожие
В жизни парня сделали поворот крутой (Слайд 3)
На работу жаркую, на дела хорошие
Вышел в степь донецкую парень молодой. (слайд 4)
Учитель комментирует:
Одной из популярных песен о Донбассе, практически его гимном, является написанная в 1939 году Борисом Ласкиным и композитором Никитой Богословским песня «Спят курганы темные» - лирический рассказ о формировании рабочего человека, о жаркой работе и хороших трудовых делах. И, хотя у песни есть авторы, жители Донбасса давно считают её народной.
Как вы думаете, прослушав этот отрывок, над какой темой мы будем сегодня работать?
Сегодня мы будем изучать фольклор и этнографию Донецкого народного региона. Мы узнаем о традициях и обычаях, одежде и жилище, былинах и легендах, песнях нашего родного края. (Слайд 5)
Но сначала мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.
Актуализация полученных знаний.
На ваших столах есть задания по прошлому уроку. У вас есть 3 минуть чтобы вписать свои ответы, после чего вы передаете бланки на 1-ю парту и сдаете на проверку учителю.
Бланк:
Заполните таблицу: (Слайд 6)
Раздел ономастики Что изучает
Топонимика Антропонимика Этнонимика КосмонимикаЗоонимикаТеонимика(Слайд 7) Назовите улицы Донецкого региона, названные
- по месту их расположения, формам рельефа местности и преобладающей растительности:
- название которых отображает главный род деятельности его жителей:
- связанные с другими городами:
- в честь важных событий в жизни страны:
- в честь выдающихся земляков, прославивших родной край:
4. Изучение нового материла:
1. Что изучает этнография. Традиции и обряды Донецкого края.
На какие важные для историка вопросы о прошлом помогает ответить этнография?
Издавна, собирая исторические источники иллюстрирующие то или иное историческое событие, произошедшее на территории родного края, ученые записывали песни, сказания, пословицы, поговорки, изучали обряды, обычаи, верования различных народов, населявших его. Большой интерес для исследователей представляли также предметы быта, костюмы, орудия труда, украшения. Всё это помогало составить им целостную картину прошлого.
Изучением бытовых и культурных особенности народов, их происхождения, расселения, традиций, обрядов и быта занимается одна из главных и очень важных помощниц истории - этнография.
Этнография (от греческих слов «этнос» - народ и «графо» - пишу) — это наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры различных народов в прошлом и настоящем. (слайд 8)
Среди этнографических источников, помогающих ответить на вопросы: «какие народы живут на территории Донецкого края?», «Каково их происхождение?», «Когда, и в связи с чем, они попали на территорию Донбасса?», «На каких языках они говорят?», «Какие жилища строят?» и т.д., есть вещественные - реальные предметы (одежда, пища, утварь); письменные (исследования и описания ученых, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты); изобразительные - картины, фотографии, наскальная живопись; устные (легенды, сказки, поговорки).
Коллекции этнографические источников можно увидеть в этнографических музеях.
Этнографический музей – научное учреждение, осуществляющее сбор, хранение и изучение экспонатов, культуру, быт, одежду, обряды и традиции различных народов. (Слайд 9).
Один из самых интересных музеев нашего края - Музей народной архитектуры, быта и детского творчества расположен в селе Прелестное Славянского района.(Слайд 10). Комплекс под открытым небом состоит из сельского двора XIX века — ветряной мельницы, дома, амбара, кузницы, колодца, ульев. Самым примечательным из зданий музея является деревянный, белёный дом с крышей покрытой камышом — типичное крестьянское жильё Слобожанщины XІX — начала XX века. (Слайд 11) Центральное место в хате занимает печь. По традиции, если в хате была девушка на выданье, то печь была разрисованная. (Слайд 12). Заходит парень в хату видит - печь разрисованная, значит можно сюда сватов засылать.
Этнографические музеи представляют собою особую категорию музеев. При посещении таких музеев каждый посетитель имеет возможность приобщиться к традициям представленного времени, почувствовав себя мельником, кузнецом или крестьянином.
Учитель делит класс на четыре группы, каждая группа получает карточки с рисунками элементов одежды и быта разных народностей, обучающиеся должны составить виртуальную этнографическую экспозицию, посвященную жизни и быту народов, населяющих наш край:
русских (1-я группа);
украинцев (2-я группа);
греков (3-я группа);
немцев (4-я группа). (Слайд 13)
Донецкий край имеет целый ряд своих неповторимых традиций, передающихся из поколения в поколение. Так, звуковой сигнал гудка Юзовского (теперь Донецкого) металлургического завода, подаваемый несколько раз в сутки: утром — в 5 и 6 часов, вечером — в 17 и 18 часов стал для дончан ориентиром во времени. (Слайд 14)
Первоначально продолжительность гудка была около 5 минут, а сейчас время его звучания сократили до 30 секунд. Такой заметный и привычный для жителей города звук уже является неотъемлемой частью их жизни.
2. Фольклорные сокровища Донбасса: легенды, шахтёрские были и сказы
Какие исторические знания можно получить из произведений народного фольклора?
Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм творчества народа с такой силой и так не проявляется его ум, так не отображается его история, общественный строй и быт, мировоззрение, как в устном народном творчестве или народном фольклоре.
Фольклор (в переводе с английского — «народная мудрость») — народное творчество, отражающее жизнь, идеалы и принципы народа. (Слайд 15)
Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы является его устный способ передачи информации. К фольклорным произведениям относят, легенды, предания, сказки, песни, частушки, были, анекдоты и т.д. «Было время да прошло, а слова остались….», - гласит народная мудрость. И лучше не скажешь. Да прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в Слове. Откликались словом творцы фольклора и на исторические события. Так, замечательными памятниками истории были былины, посвященные легендарным защитникам родной земли – богатырям.
Ученики по изображениям должны угадать, кто из богатырей показан на рисунке.
В былинах и легендах Илья Муромец ( слайд 16) , Алёша Попович (Слайд 17) и Добрыня Никитич ( слайд 18) вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались, потому что жили в разное время: Добрыня Никитич - в Х веке, Алёша Попович — в ХІІІ веке, а Илья Муромец — в ХІІ веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.
Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете сказания о богатырях. Я предлагаю вашему вниманию кроссворд. (слайд 19)
1. Старославянское мужское имя. (Добрыня)
2. Мужественные, храбрые, сильные воины.(Богатыри)
3. Один из отрицательных персонажей в былине про Илью Муромца. (Соловей)
4. Наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.(История)
5. Автор картины «Богатыри». (Васнецов)
6. Кочевники, разгромленные воинами Киевской Руси под командованием князя Святослава в 10 веке.(Хазары). (слайд 20).
Одной из разновидностей народного фольклора являются легенды - письменные предания о каких-нибудь исторических событиях или личностях. Так, легендарной личностью на Донбассе является «хозяин шахты» и покровитель шахтёров Шубин, а, посвященная ему «Легенда о добром Шубине» (слайд 21) , пожалуй, одна из самых популярных в крае. Существует несколько вариантов этой легенды, но, пожалуй, самая популярная гласит, что живет в глубине донбасских шахт дух, шахтеры зовут его Шубин. Когда-то он и сам был шахтером. При взрыве газа метана в забое погибла вся бригада, в живых остался только Шубин. От горя или от бессилия перед страшной бедой, люди обвинили в случившемся. Парень не смог выдержать оскорблений и спрятался в забое. Больше его никто не видел. Но с тех пор и до сегодня Добрый Шубин до сих пор помогает шахтерам предупреждая их об обвалах и возможных авариях. Это знает каждый шахтер. И чтобы не обидеть Шубина делятся с ним своим шахтерским «тормозком» и всегда говорят уважительно.
Ученые этнографы изучают множество таких легенд. Конечно, не все в них правда, поэтому задача этнографа отделить правду от вымысла, и составить истинную картину событий.
Среди других видов фольклора на Донбассе популярны были, сказки и совсем короткие фразы, отражающие какое-либо явление жизни – поговорки и пословицы, значительная часть которых посвящена шахтерам и шахтерскому труду. Каждый из вас, наверняка слышал пословицы: «Шахтер в землю спускается, с белым светом прощается», «Шахтеру слава, когда много угля дает лава», «Уголек – что золото: и блестит, и ценится» и другие.(слайд 22)
Так сложилось исторически, что Донбассу была уготовлена судьба края, который собирал разноязычные народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Их взаимопроникновение и обогащение выковало тот особый характер, который зовется донецким.(слайд 23)
А сейчас каждый из вас сможет проявить себя. Я буду начинать поговорку, а вы – заканчивать ее. ( слайд 24)
Будь в лаве, как в бою, — прославишь Родину свою.
Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь.
Земелька черная, а белый хлеб родит.
Белые руки чужие труды любят.
Дело мастера боится.
Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.
Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Землю красит солнце, а человека труд.
Своеобразной копилкой народной памяти являются сохранившиеся доныне думы и песни. Именно они веселые и печальные нередко фантастические передают уникальность нашего народа. Исторические песни, как и былины, изображают события, которые сохранились в памяти народа. При этом, если сюжет былин часто носит сказочный характер, то героями исторических песен чаще всего являются реально существующие герои.
У каждой песни есть отдельная история. В песнях народов Донбасса сочиненных в разные времена разными творцами, поется о праздниках и бедствиях, победах и поражениях. В них историки находят упоминания об исторических событиях и выдающихся деятелях, об отношении к ним современников, характерных приметах края, в котором мы живем.
Одна из популярных песен Донбасса – Песня про молодого коногона. (слайд 25) В ней рабочий люд в песенной форме рассказывал о тяжелых условиях подземного труда, приводящих к многочисленным смертям шахтеров.
Гудки тревожно загудели,
Народ бежит густой толпой,
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.
— Прощай, Маруся, ламповая,
И ты, братишка стволовой.

Тебя я больше не увижу,
Лежу с разбитой головой.
— Ах, то был ярый коногонщик,
Я ухажерочка твоя,
Тебя убило здесь на шахте,
А я осталася одна… (слайд 26).
Песня о коногоне была такой популярной в народе, что во время Великой Отечественной войны её переделали на песню о танкистах.
5. Закрепление полученных знаний. (слайд 27) .
Чтобы каждый из вас смог заработать отметку за урок, вы должны заполнить лист самоконтроля и сдать его мне. На работу у вас 3 минуты.
1. Что изучает наука этнография:
а) появление народов;
б) возникновение у народов письменности;
в) описание населения земли; г) особенности быта, нравов, культуры.
2. Былина - это
а) сказание о богатырях и исторических событиях;
б) хвалебное стихотворение, в котором прославляются заслуги того, кому
оно посвящено;
в) рассказ об историческом событии;
г) краткое изречение, ставшее общеизвестным.
3. Коллекции этнографические источников хранятся в:
а) этнографических музеях; б) банках; в) архивах; г) библиотеках
4. Закончите предложение:
«Среди видов фольклора на Донбассе популярны произведения в виде коротких фраз, отражающие какое-либо явление жизни - …….».
5. Подтвердите фактами, что произведения устного народного творчества являются историческими источниками.
6. Рефлексия.
По выбору вы выбираете выражение на доске и продолжаете его (сегодня я научился… и д.р.)
7. Подведение итогов урока.
Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы, т.е. фольклор — это народное историческое культурное наследие любой страны мира. Произведения фольклора (сказки, легенды, былины, песни, частушки, танцы, сказания, прикладное искусство) помогают воссоздавать характерные черты народной жизни своего времени.Этнография помогает нам воссоздать условия жизни населения нашего края в былые времена.
Я покажу вам некоторые элементы одежды человека (каска, жетон, канагонка), а вы дружно назовете профессию этого человека (шахтер).
8. Оценивание деятельности обучающихся.
9. Домашнее задание.
Выучить новые понятия и приготовить легенду, связанную с историей Донбасса.