Внеурочное занятие, презентация и самоанализ Преданья старины глубокой
План – конспект внеурочного занятия
«В мире книг»
Класс: 4
Тема занятия: «Преданья старины глубокой» (интеллектуальная игра)
Цели:
закрепить знания, полученные на занятиях по изучению мифов.
способствовать формированию навыков свободного общения учеников на уроках, развивать критическое мышление;
воспитать интерес к истории и литературе, уважение к культуре и традициям своего народа.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формированиемотивации к обучению и познанию
3) формированиецелостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
2) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Форма занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, выставка рисунков, иллюстрации русских народных праздников.
Ход занятия
Мотивационный этап
- Представьте, что мы сейчас с вами не в классе, а на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. У вас замерзли носик и ушки. Потрите их. Вас стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего занятия.
- Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте их поприветствуем:
Дорогих гостей встречаем,
Добрым словом привечаем,
По обычаям российским
От души поклон вам низкий.
(расходятся на свои места)
II. Сообщение темы и целей
- На занятиях по внеурочной деятельности мы с вами познакомились с мифами древних народов, с историей создания народных игрушек, с русским фольклором. И сегодня вам предстоит увлекательное путешествие в мир прошлого, полный тайн и загадок.
- А начать мне бы хотелось со слов А.С. Пушкина
«Пусть ведают потомки православных
Страны своей минувшую судьбу.»- Ребята, а все ли слова вам понятны?
(Потомки – это, те кто будет жить после нас, ведать – значит знать)
- Как вы думаете, что хотел сказать поэт своими словами?
(ответы детей)
- А зачем же нужно знать то, что давным-давно прошло?
(ответ)
- А теперь из всего сказанного, попытайтесь определить тему.
(ответы)
- Вас ожидает игра «Преданья старины глубокой»
- Сегодня на занятии мы с вами:
Вспомним Мифы древних народов.
Узнаем Что означает слово предание, старина.
Научимся Работать в команде.
Обобщим Наши знания по мифам славянских народов.
III. Актуализация знаний
- Итак, давайте вспомним, что означает слово МИФ?
(миф – это фантастическая легенда, сказание о богах, явлениях природы, открытиях)
- Мифы каких народов мы читали?
- Чему в основном были посвящены эти мифы?
IV. Основная часть
- Наша игра называется «Преданья старины глубокой», а что же означает слово предание? (ответ)
- Давайте посмотрим, а какое же толкование этого слова дается в словаре Ожегова.
(Предание - переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.)
- А что же такое старина?
( Глубокая старина – давнее, давно прошедшее время)
- Теперь, когда мы знаем что означают слова в названии нашей игры, мы можем начинать и саму игру.
- В нашей игре участвуют две команды: команда «Феникс» и команда «Ратибор»
- Я буду задавать вопросы сразу обеим командам. Отвечает команда первая поднявшая флажок и получает фишки за правильные ответы. А выигрывает команда, набравшая больше фишек. Кроме того, вам предстоит самим попытаться оценить работу своей команды при помощи двухцветного светофорика.
- Команды поприветствуйте друг друга:
Команда «Феникс»
Девиз:
Птица феникс, надо знать,Других любит зажигать!Не огнем, а позитивом.Обыграем всех красиво! Команда «Ратибор»
Девиз:
К состязанию готовыИ настроены сурово.
Знаний много мы имеем,Победить мы вас сумеем.
- Ну что же теперь можем начинать.
1 тур. «Славянская мифология».
Вы попадете в мир славянских языческих мифов, в те стародавние времена, когда жизнь людей всецело зависела от природы, от воли могущественных богов и духов. Вы должны определить, о каком боге идет речь.
Задание № 1«Пантеон славянских богов»
(пантеон в переводе с греческого языка означает «храм, посвященный всем богам»).
Бог Солнца, тепла и света. Его имя слышится в дожившей до наших дней молитве: «Дай Боже!». (Даждьбог)
Все, рожденное им, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. (Род)
Могучий волшебник и оборотень, покровитель путешественников и торговцев, бог удачи. (Велес)
Как древние славяне называли бога-отца света, бога неба, научившего человека искусству ковать и брачным связям, подарившего людям сыновей-богов? (Сварог)
Какой грозный владыка был сыном верховного божества Сварога? Он почитался как бог грома и молний. (Перун)
Какое божество олицетворяло разрушительную стихию, небесные или атмосферные явления? Его называют повелителем ветров. (Стрибог)
Задание № 2
«Нечистая сила»
20396201596390 Суеверия (вера в таинственные сверхъестественные силы) послужили основой многих примет, сказок, поговорок. К суевериям относится и «чертово племя». Что же это за племя? Более пятидесяти обитателей насчитывается в нем. В народе говорят, что за душу каждого человека спорят чёрт и ангел-хранитель. Если добрые дела человека перевешивают, то ангел прогоняет черта, и наоборот. Давайте вспомним некоторых представителей нечистой силы.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
Домашний дух, живущий по соседству с человеком в его жилище.
Маленькая безобразная старушка с куриными ногами, принадлежащая как к лесному, так и к крестьянскому хозяйству
Эта представительница нечистой силы, отправляясь на «дело», покидает жилище через печную трубу и летает по воздуху на метле, на кочерге.
Злая, уродливая старуха-волшебница, в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка считалась вратами в подземное царство.
Летучий огненный дракон, одно из самых страшных чудовищ русских сказок и былин.
Девушки, обитавшие в воде, летними вечерами водившие хороводы по берегам рек и озер.
Хозяин леса и зверей. Он может испугать, завести в глухую чащобу и лишить охотничьей добычи.
Задание № 3
«Таинственный сундук»
Известно, что Василиск – это мифическое животное, огромный змей, способный убивать ядом, взглядом и дыханием. Умирает от собственного взгляда.
Вам предстоит сразиться с Василиском. Какой предмет, находящийся в этом сундуке, поможет вам победить змея? (зеркало)
Итог I тура. Первый тур окончен. Как вы можете оценить игру своей команды. просигнальте светофориком.
II тур «Народная игрушка»
Задание № 1 «Тарарушки – тарарушки – это русские игрушки».
О чем только не расскажут народные игрушки! О преданиях глубокой старины и об особенностях быта, о сказках и легендах своего народа, о местности, в которой он живет, и, конечно, о его характере.
1.Самой распространенной игрушкой были тряпичные куклы. Их делали из остатков ткани, иногда набивали соломой, шили для них сарафанчики и рубахи. Кто должен был сделать первую куклу для девочки?
А. папа
Б. мама
В. старшая сестра или брат
2. Назовите родину дымковской игрушки
А. Вятка
Б. Москва
В. Норильск
3. Как назывались на Руси маленькие деревянные или костяные игрушки, предназначенные для семейных и даже светских развлечений?
А. бирюльки
Б.миниатюры
В.фитюльки 4.Кто является самым популярным героем деревянной богородской игрушки?
А. собака
Б. медведь
В. крокодил
- Много русских мастеров из разных мест трудились над созданием игрушки. У каждой были свои особенности и отличия. Создавая эскизы, узоры, мастера использовали различные краски, цвета. И я предлагаю вам следующий конкурс.
Задание № 2 «Раскрась игрушку».
Каждая команда должна раскрасить образец дымковской игрушки. (Предоставляются наборы цветных фломастеров или карандашей.)
Итог II тура. Второй тур окончен. Как вы можете оценить игру своей команды. Просигнальте светофориком.
Музыкальная физкультминутка
III тур
«Русский фольклор»
Русский народ – создатель богатого фольклорного наследия: мудрых пословиц, хитрых загадок, печальных обрядовых песен. Пословицы и загадки тесно связаны друг с другом, входят в песни, былины и сказки, служат людям верную службу: учат, советуют, предупреждают.
На вид пословицы просты,
Начни-ка вспоминать.
Но мудрости и красоты
У них не занимать.
И если их перечитать
То убедишься снова:
Захочешь что-то поменять –
Не выкинешь ни слова.
Необходимо выбрать правильное окончание пословицы.
Задание № 1. «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?».
Необходимо подчеркнуть правильное окончание пословицы.
Авось да как-нибудь.....
.....и так проживем
.....до добра не доведут
365760037465.....само дело делается
2. Волков бояться...
.....ружьём запасаться
.....трусом остаться
.....в лес не ходить
3. Что в воду упало, то...
.....рыба достала
.....пропало
.....ко дну пристало
4. Сколько волка не корми, он...
.....всё равно собакой не станет
.....всё равно не наестся
.....всё равно в лес смотрит
5. В огороде бузина, а…
… голод – не тетка
… в Киеве – дядька
… Одесса - мама
Задание № 2. «Расшифруй слова».
На волшебной двери – письмена.
Расшифруй, получишь столько силы,
Сколько мудрость вечная одна
В дар героям славным приносила
GУIRSZМ WДVА СМQЕКRАЛJКА
ЧDSТО JБРVZАLТ С UСQЕСRТРFDОLЙ
- Ребята, как вы понимаете смысл волшебной надписи? (Ответ)
Итог III тура. етий тур окончен. Как вы можете оценить игру своей команды. Просигнальте светофориком.
IV тур
«Праздничный»
Жизнь русского народа была богата праздниками – веселыми и замечательными. Эти праздники дошли и до наших дней, не забылись, не утратили свою былую яркость, задор. Праздники отвлекали людей от обычного распорядка ежедневной жизни и предполагали следования различным обычаям и правилам. И у каждого праздника есть своё лицо...
Как называется день перед Рождеством, когда православные верующие ничего не едят до самого вечера, ждут появления первой звезды? Ответ: сочельник
Какой праздник связан с воскрешением Иисуса Христа? В этот день красят яйца и пекут куличи. Ответ: Пасха
Во время этого праздника в церквях освещают воду и приносят её домой. Эту святую воду пьют сами, окропляют ею жилища. По языческим традициям в эти праздничные дни принято гадать. Что это за праздник? Ответ: Крещение
Главную роль в этом празднике играют блины, которые добрыми хозяйками пеклись всю неделю. Любимой народной потехой были борьба и кулачные бои. Как называется этот праздник? Ответ: Масленица
С папоротником связаны народные поверья. Считалось, что раз в году, в ночь на этот праздник, на нем распускается цветок, обладающий магическими свойствами. О каком празднике идет речь? Ответ: Иван Купала
- Окончен IV. Заключительный тур. Как вы оцениваете работу своей команды?
- Вот игра и вся!
Конец!
Кто играл в ней - молодец!
IV. Рефлексия
- Вот и подошло к концу наше путешествие в мир древних славян. Но вы в любую минуту можете сами продолжить его. Некоторые из этих поговорок, загадок вы запомнили и потом расскажите, загадаете – и вот снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас из глубины веков.
- Ну, а теперь пора узнать победителя. Подсчитайте, пожалуйста, свои фишки.
- У вас на партах лежат солнышко и страшилка. Если вам было интересно, комфортно на уроке, поднимете вверх солнышко. Если что-то не понравилось, вам было неинтересно и ничего полезного вы не узнали - страшилку. Покажите свои карточки.
- Занятие окончено.