Урок литературного чтения в 4 классе. Легенда о Жеке — батыре (Алматыкітап)


Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Легенда о Жеке-батыре
Цель: формирование понятия легенды как произведения устного народного творчества; совершенствование навыков анализа литературного произведения
Ожидаемый результат: имеет понятие о легенде как произведении устного народного творчества; умеет анализировать прочитанное; делает собственные выводы по отношению к поступкам героя
Тип урока: сообщения новых знаний
Оборудование: слайдовая презентация, карточки с заданиями, сигнальные карты, учебник
Формы работы: парная, групповая
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Круг радости «Доброе утро»
Пожелайте доброго утра гостям, друг другу
2.Деление на группы ( по счету 1-4)
II. Актуализация опорных знаний
1.Речевая разминка: Героям страх неведом
-Прочитайте пословицу с разной интонацией:
* медленно,
*с ударением на первом слове
*с ударением на втором слове
2.Работа в парах
Задание на соответствие (соединить имя с жанром героя произведения в котором о нём говориться)
11010901066800081534010668000Ер-Таргын былина
102489012763500Илья Муромец сказание
Зигфрид легенда
эпос
Фронтальная проверка (сигнальная карта)
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1.Формулировка темы и целей урока
- Какой из фольклорных жанров вам мало знаком?
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- Что вы знаете о легенде?
- Хотите узнать больше?
2.Работа над понятием
Дети читают определение понятия «легенда»
-Что является основой такого произведения как легенда? (письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях, одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора)
- Как вы понимаете строчку: « Легенда - одно из разновидностей сказок…»
3. Чтение текста
Чтение текста учащимися с остановками (прогнозирование материала)
-Почему рассказ назван легендой? (есть герой, приемы как в сказке)
-Найти сравнения, которые помогли тебе представить героя?
-Какие образные средства превратили текст в легенду?
-Ер- Таргын, Илья Муромец, Сухраб, Жеке-батыр - что объединяет этих героев?
- Как закончилась легенда? Где находиться гора , в которую превратился Жеке-батыр?
4.Историческая справка
Задание на опережение. Подготовленный ученик зачитывает исторические факты о горе.
Высота вершины составляет 826 метров над уровнем моря. Жеке-Батыр - вторая по высоте гора на возвышенности Кокшетау после горы Синюха (947 метров). Склоны "Спящего воина" покрыты сосновым лесом. Склоны покрыты сосновым лесом. Происхождение названия связано с тем, что при наблюдении с запада на восток вытянутый массив горы напоминает голову лежащего богатыря в шлеме.
IV .Физминутка
V. Закрепление знаний и способов действий
1. Работа в группах
Каждой группе даётся часть плана. Учащиеся должны найти в тексте соответствующий отрывок
1 группа: «Одинокий рыцарь»
2 группа: «Из последних сил»
3 группа: «Бесконечная битва»
4 группа: «Гора Жеке - батыр»
2. Пересказ по плану
Каждая группа пересказывает свой отрывок по плану
План.
1. Одинокий рыцарь
2. Бесконечная битва
3. Из последних сил
4. Гора Жеке - батыр
VI. Рефлексия
1.Учебная деятельность
Сегодня на уроке я узнал..На этом уроке я похвалил бы себя за то…
Сегодня я сумел…
После урока мне захотелось…
2.Эмоциональное состояние
- Если у вас хорошее настроение в конце урока, то оживите букет в вазе, приклеив цветы
VII. Домашнее задание (дифференцированное на карточках)
Уровень А: найти и прочитать из дополнительной литературы легенду
Уровень Б: найти 3 пословицы о героях совершающих подвиги
Уровень С: подготовить пересказ легенды «Жеке-батыр»