Внеклассное мероприятие по литературе Преданья старины глубокой. (9 класс).
Внеклассное мероприятие по литературе «Преданья старины глубокой» (9 класс).
Цели:
Расширить знания учащихся о древнерусской литературе и ее жанровых особенностях.
Найти и систематизировать признаки сходства демократической новеллистической повести XVII века и русской народной сказки.
Воспитывать у учащихся уважение к русской культуре.
Задачи:
1. Обучающие – формирование практических умений использовать полученные знания по теме «Фольклор и древнерусская литература»; обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;
2. Развивающие – формирование самостоятельности мышления в условиях групповой работы.
3. Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы; привить интерес к изучению литературы; воспитывать толерантность.
Оборудование: русский сарафан и белая рубаха, кокошник с украшениями для девочек, старинные рубахи с вышивкой для мальчиков, музыкальное сопровождение, свеча в подсвечнике, три сундука, три женские рубахи, интерактивная доска, крест на цепочке и две ризы для священнослужителей.
Ход мероприятия:
Келья в Чудовом монастыре. (Ночь, темно, свеча горит, звучит тихая церковная музыка)
Пимен: «- Ещё одно, последнее сказанье -и летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдёт мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду -И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за тёмные деянья Спасителя смиренно умиляют. На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною -Давно ль оно неслось событий полно, Волнуясь, как море-окиян? Теперь оно безмолвно и спокойно, Немного лиц мне память сохранила, Немного слов доходит до меня, А прочее погибло невозвратно... Но близок день, лампада догорает -Ещё одно, последнее сказанье».
Литературовед:
- Сегодня мы с вами поговорим о древнерусской литературе. Литература древней Руси богата и разнообразна жанрами летописи, хождения, поучения, жития, моления. С некоторыми из них мы познакомимся.
Пимен: (перелистывая страницу летописи)
- Не дай же, Господи, в полон земли нашей языком, не знающим Бога!Литературовед:
- Моление Даниила Заточника, XII век. Моление восходит к издавна любимым на Руси сборникам афоризмов. В нем можно найти библейские образы и сюжеты, житейские пословицы и поговорки. Оно перекликается с летописями, содержит приемы скоморошьего балагурства. Сам жанр этого произведения, построенного на притчах, афоризмах, цитатах из разных литературных источников давал возможность весьма вольного с ним обращения. Любой переписчик мог легко редактировать текст в зависимости от своих пристрастий.
Даниил Заточник:
-Въструбим, яко во златокованыя трубы, в разум ума своего и начнем бити в сребрены я арганы возвитие мудрости своеа. Въстани слава моя, въстанивъ псалтыри и в гуслех. Востану рано, исповемтися. Да разверзувъ притчах гаданиа моя и провещаю въ языцех славу мою. Сердце босмысленаго укрепляется вътелеси его красотою и мудростию. Бысть язык мой трость книжника скорописца, и уветлива уста, аки речная быстрость. Сего ради покушахся написати всяк съуз сердца моего и разбих зле, аки древняя - младенца о камень. Но боюся, господине, похулениа твоего на мя.
Историк:
Поучение - в узком смысле церковная проповедь, в широком же — вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от п. школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства.Мономах:
-Дети мои, или иные кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь... Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол, если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: это кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же говоря, не лениться ни на что хорошее.
Историк:
-Владимир Мономах учит защищать обездоленных, старых, немощных и даже к преступникам иметь снисхождение. В то же время он призывает детей к жизни деятельной, к постоянному труду и убеждает их не пребывать в лености.
Литературовед:
-Житие - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения.
Протопоп Аввакум:
-По благословению отца моего старца Епифания писано моею рукою грешною протопопа Аввакума, и аще что реченно просто, и вы, господа ради, чтущии и слышащии, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных бог слушает, но дел наших хощет. И Павел пишет: «аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любви же не имам, - ничто же есмь». Вот что много рассуждать: не латинским языком, ни греческим, ни еврейским, ниже иным коим ищет от нас говоры господь, но любви с прочими добродетельми хощет; того ради я и не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русскаго, но простите же меня, грешнаго, а вас всех, рабов Христовых, бог простит и благословит. Аминь.
(По сцене бродят люди: старец с бородой, с головой, перевязанной тесемкой, в лаптях и рубахе до колен; священник с кадилом, монотонно бормочущий молитву «подай, Господи»… Меркнет свет, все исчезают).
Литературовед:
- Повесть древнерусской литературы в первую очередь ставила цель создать духовный идеал человека – так возникало единство эстетического и физического. В ней практически не было портретов, а существовали лишь внутренние характеристики. Также в подобных произведениях отсутствовала сатира. Стиль древних повестей монументален, вымысел отсутствовал, так как считался инакомыслием, «от лукавого».
Шло время. Наступил XVII век. К власти пришел Петр I. Российское феодальное самодержавное государство стремительно развивалось. Укреплялись экономические и культурные связи России с западной Европой, начинается небывалый литературный подъем. Русская литература вступила в новый этап развития.
Историк:
- Развиваются города, расцветает торговля.
(Постепенно задний план сцены светлеет: проходит повозка, бородатый мужичок, ремесленник, купец. Они пересекают сцену влево-вправо, имитируют оживление).Активно культивируется просвещение. Именно литература наиболее ярко отразила противоречия общественной жизни, все те новые тенденции и явления, которые характеризуют развитие всей культуры XVII века. В XVII веке преодолевается разрыв между фольклором и письменностью. Именно в XVII веке начинаются первые записи былин, пословиц, сказок… Впервые в литературе в качестве писателей появляются выходцы из третьего сословия, творчество которых было связано с фольклором.
Литературовед:
В XVII веке произошло рождение нового жанра – сатиры, которая создавалась в «низах» общества. Авторы неизвестны, но можно предположить, что это были мелкие служащие, купцы, грамотные крестьяне. Так появились различные произведения, остро критикующие церковь, бояр, судопроизводство. Эти произведения имеют реалистическую основу и черты фольклора, в частности, русских народных сказок. В XVII веке снимаются характерные для средневекового сознания запреты на смех, и в литературе возникает новое направление - русская демократическая сатира.
Инсценировка «Повести о Карпе Сутулове».
Автор: - Жил-был богатый купец, Карп Сутулов с красавицей –женой, которую звали Татьяна. Супруги очень любили друг друга. У Карпа был друг, Афанасий Бердов. Собираясь ехать в Литовскую землю, Карп пришел к другу и просил его помогать деньгами Татьяне, которая оставалась одна, чтобы управлять домом.
(На сцене Карп и Афанасий, жмут друг другу руки, что-то говорят, прощаются. Появляется Татьяна, кивает, кланяется.)Карп:- Жена моя, Татьяна, уезжаю я в землю Литовскую, сроком на три года. Оставляю денег тебе на потребности твои. Не скупись, давай пиры на добрых подруг твоих. Если кончатся деньги, обратись к другу моему, Афанасию Бердову. Моего совета блюди и чести своей не оскверни. На сем позволь откланяться.
(Татьяна почтительно кивает).
Автор: - И начала жить Татьяна, и давала пиры частые, богатые, и приходили на те пиры многие ее подруги. Прошло так три года. Кончились деньги. И решила Татьяна воспользоваться советом мужа своего, Карпа Сутулова и занять деньги у его друга верного, Афанасия Бердова.
Татьяна: - Друже мужа моего, Афанасий! Пожалуй мне взаймы сто рублей до приезда супруга благоверного. Он прибудет скоро с земель чужих, с купли-продажи, и все тебе отдаст, как обещано.
Автор: - На что рек Афанасий Бердов:
Афанасий Бердов: - Я дам тебе денег сто рублей, только сходи со мной на свидание.
Татьяна: - Я не могу изменить супругу своему без повеления на то отца моего духовного. Пойду вопрошу его, что он повелит, то и сделаю.
Автор: - И пошла Татьяна к священнику.
Священник: - О, дочь моя! Что тебя привело, обеспокоило?
Татьяна: - Отец мой духовный! Уехал мой супруг торговать на землю литовскую. Оставил денег, пиры давать наказывал. Сказывал обратиться к его другу, Афанасию Бердову, взять взаймы сто рублей, коль случится нужда. Ныне прошу сто рублей, а он говорит: « Я дам тебе денег сто рублей, только сходи со мной на свидание.» Что ты мне повелишь, что посоветуешь?
Священник: - Я тебе дам двести рублей, только приди ко мне на свидание.
Татьяна: - Отче мой духовный! Дай мне время подумать, поразмышлять…
Автор: - И пошла Татьяна к архиепископу. Поразмыслить обо всем да посоветоваться.
Архиепископ: - Дочь моя! Что тебя привело ко мне, какова нужда?
Татьяна: - Отец мой духовный! Уехал мой супруг торговать на землю литовскую. Оставил денег, пиры давать наказывал. Сказывал обратиться к его другу, Афанасию Бердову, взять взаймы сто рублей, коль случится нужда. Ныне прошу сто рублей, а он говорит: « Я дам тебе денег сто рублей, только сходи со мной на свидание.» И пошла я к отцу духовному, поразмышлять да посоветоваться. И обещал он мне двести рублей, только б сходила к нему на свидание. Что же, отче, ты мне присоветуешь?
Архиепископ: - Я тебе дам триста рублей, только сходи со мной на свидание.
Татьяна: - О Великий святый! Как я смогу убежать от огня будущего?
Архиепископ: - Я сам тебя во всем разрешу.
Татьяна: - Добро же, отче. Приходи ко мне в третьем часу дня.
Автор: - И пошла Татьяна к священнику, и велела ему прийти в шесть часов дня, а потом пошла к Афанасию Бердову и назначила ему свидание в десять часов.
(Комната Татьяны. В дверь стучится архиепископ. Дает Татьяне триста рублей, хочет было сесть за стол, но Татьяна вскрикивает.)Татьяна: - Как же так, отче! Никак нельзя тебе быть на свидании со мною в том же платье, в котором ты служишь Богу! Надень-ка вот это.
(Дает ему женскую рубаху. Архиепископ снимает ризу, крест, надевает длинную женскую рубаху. Садится за стол, наливает себе из бутылки. Вдруг стук в дверь. Татьяна радостно восклицает)Татьяна: - Так это же муж мой возвращается!
(Архиепископ испуганно мечется по комнате, вскрикивает)
Архиепископ: - Госпожа моя, куда мне деваться средь срама и бесчестия?
(Татьяна открывает большой сундук, прячет его там. Татьяна открывает дверь и встречает священника, берет у него двести рублей).Татьяна: - Как же так, отче? Бог покарает меня!
Священник: - И, дочь моя! Отпускаю тебе грехи твои.
Татьяна: - Как же так, отче! Никак нельзя тебе быть на свидании со мною в том же платье, в котором ты служишь Богу! Надень-ка вот это.
(Дает ему женскую рубаху. Священник снимает ризу, крест, надевает длинную женскую рубаху. Садится за стол, наливает себе из бутылки. Вдруг стук в дверь. Татьяна радостно восклицает)Татьяна: -Благославен Господь, что дает мне такую безмерную радость! Это муж мой с купли-продажи вернулся!
(Священник испуганно мечется по комнате, вскрикивает)
- Госпожа моя, куда мне деваться средь срама и бесчестия?
(Татьяна открывает другой сундук, прячет его там. Татьяна открывает дверь и встречает Афанасия, берет у него сто рублей. Афанасий проходит к столу, садится, наливает себе из бутылки. Появляется служанка, Татьяна отходит и что-то шепчет ей. Служанка уходит. Вдруг стук в дверь).Татьяна: - Так это же муж мой приехал, твой друг, Афанасий!
Афанасий: - Умоляю тебя, спаси от бесчестия!
(Татьяна открывает третий сундук, прячет его там.)
Автор: - Наступило утро. Собралась Татьяна и пошла к воеводе, чтоб попросить денег под заклад трех сундуков, якобы стоящих с драгоценными платьями.
Татьяна: - Государь, знаешь ли ты честного купца, Карпа Сутулова?
Воевода: - Добро, знаю я мужа твоего. Честен купец он да знатен муж.
Татьяна: - Государь мой! Уехал мой супруг торговать на землю литовскую. Оставил денег, пиры давать наказывал. Уж три года прошло, деньги закончились. Дай же мне денег взаймы, сто рублей, под заклад сундуков с платьями драгоценными.)Воевода: - Добро же, дам я тебе сто рублей и без закладу твоего.
Татьяна: - О, государь мой, забери сундуки! Не украли б их воры, не избежать тогда мне гнева мужа моего, Карпа Сутулова!
Автор: - И велел воевода тогда забрать сундуки к себе в дом. И открыли эти сундуки, и гостей там посрамленных обнаружили.
Воевода: (строго) - Что это?
Автор: - И поведали гости посрамленные о том, как просили свидание с женой честной Карпа Сутулова. И подивился воевода ее разуму, и обещал не разглашать их позору великого, а за то взял с гостя пятьсот рублей, тысячу со священника, а с архиепископа – целых полторы тысячи, и разделил эти деньги с Татьяною.Воевода: - Добро же, жено! Стоит заклад твой тех денег.
(Вдруг возвращается Карп Сутулов, гости бегут, а Татьяна и воевода бросаются к нему и что-то оживленно рассказывают. Карп Сутулов одобрительно кивает. Занавес.)Литературовед: - Таким образом, главными героями литературы XVII века становятся купцы, простой народ и мелкие приказные служащие, которым, в свою очередь, противостоят продажные судьи, крупные чиновники, бояре, духовенство. Народная мудрость, сатира и мотивы фольклора вылились в бытовую новеллистическую повесть. Так рисуется образ смекалистого, решительного человека, борца за новую, справедливую жизнь, который способен добиться всего, чего захочет.