Программа ВУД Наследие далёкой старины
Программа внеурочной деятельности «Наследие далёкой старины»
Плох тот народ, который не помнит,
не любит и не ценит своей истории.
Только больной и плохой человек не помнит
и не ценит своего родства, детства, юности.
( В. М. Васнецов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Лучшее средство вступить в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить детей со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова и жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности.
Русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы – идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян.
Современная система образования должна стать главным фактором реализации богатейшего духовно-нравственного потенциала русской традиционной культуры в целях воспитания лучших многовековых отечественных устоев общественной и частной жизни, психологического оздоровления детей и подростков, защиты российского культурно-исторического и национально культурного наследия от агрессивной современной информационной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
В основе данной программы лежит воскрешенное сознание наших предков – славян, представленное через фольклор, детскую литературу, организации экскурсий и сетевое взаимодействие с Музеями и творческими мастерскими г.Томска , благодаря чему будет постепенно выстраиваться картина мира древних славян, что благодатно влияет на формирование духовно-нравственного воспитания младших школьников. Следуя логике программы, дети начинают осознавать окружающий мир, законы его устройства, путь русского человечества и судьбу России. При этом школьники не будут испытывать трудности, поскольку разговор о стихиях света и тьмы, воды, Матери – сырой земли, чтения сказаний, быличек, мифов, литературных произведений увлекательны. А за этим встает картина мира русского человека. Данная программа акцентирует внимание на те ценности русской традиционной культуры, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям. Среди них необходимо выделить:
ценность семьи и традиционных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании;
ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начал;
ценность Родины, родной земли;
ценность производительного труда на родной земле как основу формирования трудолюбия;
ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека.
Программа ВУД «Наследие далёкой старины» вводится со 2-го класса. Данный курс интегрированный, так как программа тесно связана с другими школьными предметами: литературным чтением, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, технологией.
Из поколения в поколение передавались на Руси семейные традиции. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Программа также предполагает работу по изучению родословной, так как это способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень. Данный курс предполагает комплексный подход к изучению материала, так как он обширен, многогранен. Традиционные формы обучения сочетаются с не традиционными, большое внимание будет уделяться исследовательской работе учащихся, а также изучению краеведческого материала. Программа курса «Наследие далёкой старины» будет реализовываться через систему занятий ВУД, объединенных сквозной темой – сказочное путешествие современного ребенка в мир прошлого. Основной методической задачей данных занятий является развитие познавательной, творческой и образно – эмоциональной сферы ребенка с применением различных игровых методик и мастер-класса, адаптированных младшему школьному возрасту.
Цель курса – Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа, о силе рода.
Цели и задачи курса:
1. Сформировать у детей младшего школьного возраста понятие ценности и ценностного отношения к основам отечественной культуры. Дать представления о системе ценностей. Пробудить интерес к изучению культуры как социально-значимого фактора жизни. 2. Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.3. Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.4. Сформировать интерес к проблеме «диалога культур», развивающихся как в историческом времени, так и в межрегиональном пространстве.5. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям, матери как хранительнице семейного очага. Воспитывать любовь к дому, близким. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в человеке существенные стороны культуры. 6. Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать фольклорный материал, прививать навыки библиографической работы.7. Средствами курса формировать нравственную, духовно развитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.
Принцип работы при изучении материала предусматривает эмоциональное воздействие на личность учащихся, учет их интересов и склонностей, изучения теоретического материала, практические занятия, выполнение творческих проектов.
Не забывайте рода своего, прошлого своего,
изучайте своих дедов и прадедов
работайте над закреплением их памяти.
(П.А. Флоренский)
Прогнозируемый результат:
Ученики знакомы с историей и культурой прошлого Руси; любят и хранят национальную культуру, знают жизнь наших предков – славян: особенности славянского быта, основные календарные обряды и обычаи, понимают таинственную связь окружающих явлений.
Осознают ценность:
семьи и традиционных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании;
отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начал;
ценность Родины, родной земли;
ценность производительного труда на родной земле как основу формирования трудолюбия;
ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека.
3. Желают и умеют проявлять сочувствие, сопереживать. 4. Имеют представления о ценности знания, о единстве знания и морали, что любое знание должно быть направлено на благо человека. 5. Могут общаться со взрослыми, записывать воспоминания, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами; брать интервью; создавать творческие проекты; вести записи по фольклору, готовить викторины; разыгрывать обрядовые сцены; оформлять альбомы; создавать презентации.
Формы и методы работы:
– творческие встречи с интересными людьми, старожилами села, местным фольклорным коллективом;– научно-практические конференции;– творческие конкурсы, концерты, викторины; литературно-музыкальные композиции; создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды»; создание рукописной «Книги могущества»– творческие работы;– научно-исследовательские проекты;– фотоматериал; презентации– видеорепортаж;– мастер-класс, выставки детских работ;– экскурсии в музеи, библиотеки.Диагностическая работа:
– анкеты;– тесты;– эссе;– опросы; – творческие работы;– выставка детского рисунка;– фоторепортажи.
Предлагаемый курс рассчитан на три года обучения для учащихся 2 - 4 классов общеобразовательной школы в объеме 102 часов по 1 часу в неделю, в рамках программы по ДНВ «Истоки».
Содержание курса
Введение.
Цели и задачи спецкурса. Особенности развития народной культуры. Родина – место, где мы родились и живем.
Раздел 1. О славянских племенах. Язычество древних славян.
1. Русские летописцы о славянах.
Раздел 2. Детям - о жизни наших предков.
Легенда о белых людях.
Мудрость наших предков.
Почитание предков.
День летнего солнцестояния у древних славян.
Наследие культуры древней Руси.
(Лада – славянская матерь Богов. Легенда о Китеже. Каменные атомы древности. Как славяне растили хлеб. Дом без единого гвоздика. Глубинные образы древних буквиц.)«Начинается с зачина сказка»… Нравственный мир сказок.
Раздел 3. Календарные обряды и фольклор.
1. Знакомство со славянским календарем, особенностями русского народного календаря. Сообщение общих сведений о христианском календаре. Связь календарных обрядов и обрядовой поэзии с бытом и трудовой деятельностью человека.
2. Календарные обряды – неотъемлемая часть народного празднества. Магический смысл обрядов, сознание таинственной связи человека с природой.
Осенние календарные обряды:
1). Оспожинки – праздник урожая. 2). Наталья – овсяница. Косари подносили хозяину овсяной сноп и получали от него подарки и угощения.3). Осенний Петр – Павел – рябинник
4). Покров. Первозимье.
Зимние календарные обряды:
1). Коляда – праздник в честь нарастания силы Солнца, Центральные магические действа, производимые в период святок.
2). Масленица. Сочетание в масленице элементов зимней и весенней обрядности, это праздник проводов Зимы и встречи Весны.
Весенние календарные обряды:
1). Благовещение. Древний языческий праздник наступления весны, возрождения природы, начала весеннего сева. Соблюдение обряда «отпущения птиц на волю».2). Вербная неделя, вербное воскресенье. Вербе, первому из зацветающих деревьев, издавна приписывалось магическое свойство: охранение от злых духов, от разных бед и напастей, передача здоровья, силы, красоты человеку или животному.3). Егорьев (Юрьев) день. Народ свято верил, что первый раз выгонять скотину в поле нужно на Егория, и при этом обязательно хлестать скот вербой от вербного воскресенья – это и здоровьем наделит, и от несчастий убережет.
Летние календарные обряды:
1). Праздник Ивана Купалы, олицетворяет наивысший расцвет природы..2). Петров день и другие праздники.
Раздел 4. Семейно – бытовые обряды и обрядовый фольклор.
1. Жизненный круг. Семья. Знакомство учащихся с семейно – бытовыми обрядами, с жизненным кругом, который проходит человек незаметно для себя.
2. Семейно – бытовые обряды и обрядовый фольклор (общий обзор).
3. Семиотика жилища.
1). Знакомство с русской избой:
2). Мой дом – моя крепость.
3). Творческие проекты учащихся.
4. Из истории русского крестьянского костюма.
5. Хозяйственные постройки, их назначение. Хозяйственная утварь.(Словарь: плуг, соха, серп, молот, цеп, гумно, амбар…)
6. Русская баня. Ставили недалеко от избы, на берегу реки или озера. В ней мылись, парились, стирали белье и одежду.(Словарь: предбанник, камелек, чан, полок…)
7. Пища наших предков. Русский самовар и чаепитие на Руси.(Словарь: каравай, калач, похлебка, полба, взвар…)
8.Русская народная игрушка. Народные промыслы России
9.Знакомство с народными промыслами России: гжельская керамика, хохломская роспись, вологодское кружево, городецкие игрушки.(Словарь: русская матрешка, тарарушки, тряпичные куклы, погремушки…)Творческие работы детей.
9. Как писали в старину. Старинный славянский алфавит. Кем и когда был изобретен. Берестяные грамоты и свитки. Как делала книги в старину.Праздник славянской письменности.
10. Я и моя семья. Моя малая родина.. Моя родословная. Кто я? Где живу? Тайна имени. Мир семейных увлечений. Семейные традиции. Генеалогическое древо. Конференция «Моя родословная».
4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Наследие далёкой старины» во 2-4-м классе является формирование следующих умений:
1.Знакомство с историей и культурой прошлого Руси.2. Понимание и возрождение национальной культуры.3. Знание важных аспектов жизни наших предков – славян: особенность славянского быта, основные календарные обряды и обычаи, таинственная связь окружающих явлений.
4.Принятие ценностей:
семьи и традиционных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании;
отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начал;
ценность Родины, родной земли;
ценность производительного труда на родной земле как основу формирования трудолюбия;
ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека.
5. Желание и умение проявлять сочувствие, сопереживание. 6. Осознание, что любое знание и дело должно быть направлено на благо человека.
7.Умение каждого:
-объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
-самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
-уметь определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Наследие далёкой старины» во 2-4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-определять цель своей деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
-учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
-учиться планировать свою практическую деятельность;
-уметь отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
-учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (мастер-класс);
-работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
-договариваться сообща;
-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
5.Календарно – тематическое планирование
по курсу «Наследие далёкой старины» (Истоки)
(направление «Общекультурное» 2014- 2015 учебный год)
№
п/пТема занятия
Кол-во часов Тип
Занятия Формы проведения
занятия
Виды
деятельности
обучающихся Формируемые УУД Система отслеживания и оценивания (контроль)
Вводные занятия. 14 ч 1. Знакомство содержанием курса «Наследие далёкой старины» 1 теоретическое исследовательская Создание настроя на учебную деятельность, повторить правила поведения в общественных местах, правила поведения в общественном транспорте Личностные УУД
У обучающегося будут сформировано
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию истоков славянской культуры;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Выбор темы для защиты проекта
«Родной очаг».
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
2-4 История земли русской:
1.Легенды о Китеже-граде;
2.Лада-Славянская матерь Богов. 3 теоретическое поисковая Сбор и оформление информации, создание презентаций – оформлений, решение проектных задач, участие в конференциях. Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- строить сообщения в устной форме;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Проба пера
(первые стихи, сочиненные детьми).
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
5-8 Народы Сибири: традиции, обряды 4 теоретическое поисковая Сбор информации, составление очерков, оформление буклетов и презентаций, решение проектных задач,участие в исследовательской деятельности. Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную. Подготовка выставки рисунков.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
9-11 Почитание предков. 3 теоретическое поисковая Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок, составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- строить монологическое высказывание. Выполнение иллюстраций.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
12-14 Посещение музея Славянской культуры. 3 практическое Игра; мастер-класс Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- строить сообщения в устной форме;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Выполнение иллюстраций.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
Культура и традиции Славян. 14 ч 15-17 Обычаи русского народа 3 теоретическое исследовательская Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок, составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Личностные:
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств. Выполнение практических работ.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
18-22 Домовой-хранитель очага.
. 5 практическое Презентации.
Мастер-класс студии «Волшебная глина»
Выполнение творческих заданий. Составление ребусов, кроссвордов, ответов на вопросы викторины по Славянской тематике. Фольклор.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- строить монологическое высказывание. Подготовка презентаций.
Поделки.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
23-25 Семейный уклад наших предков 3 практическое поисковая Рассказывать о жизни,быте предков на основе
опорных слов,других источников информации.
Описывать уклад,традицииСлавянского народа.
Проверять себя,оценивать свои достижения Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- строить монологическое
высказывание Организация выставки старинных экспонатов.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
26-28 Посещение музея Славянской культуры. 3 практическое исследовательская Составлять рассказ по впечатлениям от экскурсии в Музей.
Личностные:
- Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества.
- Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний.
- Стремиться к осознанному выбору жизненной позиции в деятельности местного общества. Викторина.
Мастер – класс
Развитие интереса к Природе-матушке. 14 ч 29-30 Вышивка 2 практическое Учебный и трудовой практикум Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок Познавательные УУД:
- называть основные элементы конструкции ,понимать особенности групповой проектной деятельности, изготовлять объемное изделие на основе разверток,овладевать навыками
чертения чертежа,выполнять разметку деталей при помощи линейки. Выполнение поделок
31-34 Плетение 4 практическое Учебный и трудовой практикум - определять при помощи мерки размер, соблюдать правила ТБ при работе с нитью, иглой и ножом; применять ручные навыки в практической работе Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Выполнение поделок
35-39 «Мудрые игры наших предков» 5 практическое практикум
Развитие целостного восприятия окружающего мира через давно забытые игры. Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий. Обучение друзей народным играм .Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
40-42 Хоровод 3 практическое Социально-моделирующие игры Сохранение мира Славянских традиций. Личностные:
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения Социальные игры взрослых и детей.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
Культурные традиции 15 ч 43-46 Дом без единого гвоздя 4 Теоретическое;
практическое исследовательская Рассказывать об известном историческом факте на основе опорных слов и других источников информации.
Мастер-класс.
Проверять себя и оценивать свои достижения Личностные:
- Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества.
- Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний.
- Стремиться к осознанному выбору жизненной позиции в деятельности местного общества. Подготовка рефератов.
Выполнение поделок.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
47-50 Рукоделие. 4 Теоретическое;
Практическое. исследовательская Рассказывать об известном историческом факте на основе опорных слов и других источников информации.
Описывать предметы одежды.
Проверять себя и оценивать свои достижения Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Подготовка рефератов;
Моделирование одежды.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
51-54 Родная речь. 4 теоретическое исследовательская Рассказывать об основных социокультурных ценностях на основе опорных слов и других источников информации.
Проверять себя и оценивать свои достижения Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий. Подборка фольклорного материала.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
55-57 Родной Букварь-хранитель мудрости. 3 теоретическое Экспериментальная работа Рассказывать об известном историческом факте с опорой на слова,др.источники информации.
Развивать мир отечественных традиций на основе традиции образа,слова.
Проверять себя,оценивать свои достижения Личностные:
- Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества.
- Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний.
- Стремиться к осознанному выбору жизненной позиции в деятельности местного общества.
Стихи о букваре.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
Славянская семья вчера и сегодня. 15 ч 58-61 Имя 4 теоретическое исследовательская Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок, составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Личностные:
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения «Книга могущества»
62-65 Семья 4 теоретическое исследовательская Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок, составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий. «Книга могущества»
66-69 Род 4 теоретическое исследовательская Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок, составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Составление родового древа.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
70-72 Экскурсия в Музей города Томска. 3 теоретическое экскурсия Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок, составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Личностные:
- Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества.
- Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний.
- Стремиться к осознанному выбору жизненной позиции в деятельности местного общества. Фотоальбом
Глубинные образы древних буквиц. 15 ч 73-76 Буквица. Краткое объяснение и описание. 4 Теоретическое;
практическое Учебный творческий
практикум
Овладение приемами развития воображения
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Выполнение поделок, рисунков.
Создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
77-84 Толкование образов букв 8 Теоретическое;
практическое Учебный творческий
практикум
Овладение приемами развития воображения
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий. Выполнение поделок, рисунков.
85-87 Посещение ДХШ №1.Мастер – класс «Монотипия»
3 практическое Экскурсия, практикум
Овладение приемами техники
«Монотипия» Личностные:
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения Выполнение поделок
Итоговые занятия. 15 ч 88-93 Подготовка презентаций по теме «Мы - Славяне. Мир наших предков» 6 практическое презентации Сбор фото и видеоматериалов, подготовка презентаций Личностные:
- Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества.
- Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний.
- Стремиться к осознанному выбору жизненной позиции в деятельности местного общества. Подготовка и представление
Презентаций.
94-99 «Мы - Славяне. Мир наших предков» 6 практическое презентации Индивидуальная и коллективная деятельность Формирование духовности, морали, нравственности и этикета Защита презентаций
100-102 Посещение музея Славянской культуры.
Итоговое занятие. Викторина по пройденным темам
3 практическое экскурсия Викторина по пройденным темам
Личностные:
- Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества.
- Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний.
- Стремиться к осознанному выбору жизненной позиции в деятельности местного общества. Викторина по пройденным темам.
Презентация рукописного журнала «Народные обычаи и обряды».
6.Литература
1. Буйнова Т. «Азбука для детей и родителей».
2.Давыдова Е. «Азбука истоков. Золотое сердечко»
3.Детский журнал «Буслик».
4. Детский журнал «Куклы в народных костюмах»
5. Жаров С. «Имя-ключ к силе рода»
6. Жаров С. «По имени и житие»
7.Иванов В. «Русь изначальная»
8.Карачаров А. «Славянские древности»
9. Климашевский Л. «Азбука для детей и родителей».
10.Портал «Здравомыслие»
11. Раскраски «Русские воины»
.