План-конспект открытого занятия по Изобразительному искусству на тему Рисуем птиц


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» р. п. Красные Баки, Нижегородской области.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
« Рисуем птиц»


Работу выполнила:
Педагог дополнительного
образования первой категории
Маякова Людмила Витальевна
Красные Баки
2013год
Конспект занятия по изобразительному искусству
Тема: « Рисуем птиц»
Цель занятия: познакомить обучающихся с приемами рисования птиц.
Задачи:
Обучающая: познакомить обучающихся с понятием художник-анималист, формировать умение последовательно проводить работу над рисунком по представлению.
Развивающая: развивать у учащихся мышление, память, глазомер, воображение.
Воспитательная: воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, эстетические качества личности ребенка. Закрепить знания о пользе птиц, которую они приносят человеку. Воспитывать чувство бережного отношения к птицам.
Оборудование:
Бумага, карандаш, ластик, краски, кисти, вода, палитра, рисунки, картины с изображением птиц. Репродукции художников – анималистов(использование интернета), запись пения птиц.
План занятия:
1. Организационная часть.
2. Беседа.
3. Объяснение творческой задачи.
4.Физкультминутка.

5. Практическая работа учащихся.
6. Подведение итогов.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Проверяю готовность учащихся к занятию:
2. Вводная беседа:
На сегодняшнем занятии ребята мы поговорим о братьях наших меньших о животных, о птицах, о рыбках. Как вы все прекрасно знаете, человек, с давних времен, когда он еще был первобытным человеком, старался приручить и подружиться с животными. Первые изображения животных человек изображал на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. Шли века, человек развивался, приобретая новые умения и навыки, а художники, которые любили рисовать животных, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов стали называться художниками-анималистами.
Давайте вместе, вслух, повторим это новое, сложное слово АНИМАЛИСТ!
(креплю к доске табличку со словом)
Животных изображали карандашом, красками, углем такие знаменитые русские художники, как И. Репин, В. Суриков, В. Серов и многие другие.
А некоторые все свое творчество посвятили изображению животных.
Одним из них был русский художник анималист Евгений Чарушин, который очень любил животных и всю жизнь изучал их повадки и пластику. Животные в произведениях Е. Чарушина очеловечены, наделены определенными человеческими качествами, чертами характера и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, сосредоточенность, добродушие и т.д.). Эта аналогия между повадками животных и поведением человека делают образы животных еще более понятными и близкими. Не случайно многие другие художники, при создании сказочных образов широко используют этот прием. (Показываю репродукции).
3. Объяснение творческой задачи:
Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.
На сегодняшнем занятии, ребята, мы с вами будем художниками анималистами, и будем рисовать наших пернатых друзей - птиц.
-Ребята, подскажите, пожалуйста, каких птиц мы с вами можем увидеть зимой ? (голуби, воробьи, сороки, синицы, снегири, поползни, свиристели, клесты,вороны.)



Показываю изображения птиц с компьютора(слайды).
- Ребята, а для чего нужны птицы? Создают красоту, являются санитарами леса, способствуют размножению растений, съедают вредных насекомых, например, семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.

Как прекрасен лес в солнечный день. Особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветках мы увидим необыкновенные яркие цветы. Это птицы зимнего леса.
- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
Действительно для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утомить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях, деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.
- А как можно помочь птицам?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей.
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
- У кого из вас у дома или на балконе висят кормушки?
- Сегодня мы с вами порисуем очень красивую птичку, а какую именно, вы мне сами скажите, когда отгадаете загадку:
На ветвях, украшенных снежной бахромой
Яблоки румяные выросли зимой
Яблоки на яблоне весело снуют
Гусениц мороженных яблоки клюют.
(снегири)
4.Физминутка. Игра «Снегири».
Вот на ветках посмотри, (хлопать руками по бокам.)
В красных майках снегири. (Наклонять голову в сторону).
Распушили пёрышки, (частое потряхивание руками)
Греются на солнышке. (хлопки по бокам).
Головою вертят, улететь хотят. (Повороты головы).
Кыш!Кыш! Улетели! (Дети вcтряхивают руками).
За метелью! За метелью! (Машут руками как птицы).
5. Практическая работа:
1. Последовательность работы над рисунком:
Объясняю, как располагается альбомный лист, что снегиря рисуем в центре (объясняю и показываю как), что начинаем с туловища, потом головка и хвостик, затем, - лапка. Рисуем украшающие детали: ветку дерева. Спрашиваю, чтобы еще учащиеся могли бы нарисовать в виде окружающей среды на заднем плане (заснеженные деревья, кусочек собственного двора, улицы и т.д.)
Объясняю и показываю на доске, как выполняется работа в цвете.
2. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь.
6. Подведение итогов:
Провожу выставку творческих работ обучающихся.
-Что понравилось вам на занятии?
- Почему птицам нужно помогать зимой?
- Ребята, на сегодняшнем занятии вы познакомились с новым понятием, кто скажет с каким? (анималист)
- Что означает это слово? (художник, который рисует животных)
- Какие художники работали в этом жанре? (И. Репин, В. Суриков, В. Серов и многие другие)
- Молодцы, ребята, на сегодняшнем занятии вы отлично поработали.
Cписок литературы.
1. Использование интернета- «художники - анималисты»
2. Imades yandex.ru/ птицы зимой фото.
3. allforchildren.ru ›Стихи›Новая столовая