Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме Словарное богатство русского языка


АССОЦИАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧТО ВОЗНИКАЕТ В ПАМЯТИ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВО ОСЕНЬ? ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Осень-общеславянское происходит от *esenь - "время колошения, созревания зерновых", этимологически связано со словом "ость".,имеющее соответствия в балт. и герм. языках. Русский язык богат, гибок, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке. К.Г.Паустовский. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. И.С.Тургенев.Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью. А.Н.Толстой «Словарное богатство русского языка» 1) Повторить …2) Учиться … «Словарное богатство русского языка» МНЕ НУЖНО: 1) Повторить , в чём заключается словарное богатство языка 2) Повторить понятия, относящиеся к этой теме 3) Учиться анализировать средства языка 4) Учиться употреблять средства, обогащающие язык, в своей речи Повторим! СЛОВО ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ ОСОБЕННОСТЬ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ РАЗНЫХ СЛОВ В ЯЗЫКЕ ОСОБЕННОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ В РЕЧИ Повторим! Что такое лексическое значение слова? Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?Задание. Найдите в тексте однозначные и многозначные слова. Заполните таблицу примерами.Сколько надо отваги, чтоб играть на века,Как играют овраги, как играет река,Как играют алмазы, как играет вино,Как играть без отказа иногда суждено. Б. Пастернак Повторим! Задание. Найдите слова с прямым и переносным значением.Когда заря, светясь по сосняку,Горит, горит, и лес уже не дремлет,И тени сосен падают в реку, И свет бежит на улицы деревни. Н. РубцовКакие средства выразительности языка строятся на основе переносного значения? Чтобы узнать, что обозначает фразеологический оборот, открой словарь фразеологизмов. Что обозначают эти фразеологизмы?Бить баклушиПеремывать костиЗарубить на носуЦыплят по осени считаютКричать во всю Ивановскую Повторим! Что такое диалектизмы?Задание. Найдите в тексте диалектизмы.Все бахорили, что я детина окичной, важной. Где я ,там всегда бывало суготно. А теперь? Уж я не вертечой, как потка? Повторим! Заполните таблицу собственными примерами профессионализмов и общеупотребительных слов.В случае затруднения обратитесь к словарям. В словарях профессиональных слов мы можем многое узнать о профессии. О какой профессии идёт речь?Бульдозер, экскаватор, бетонСолист, ария, концертПалитра, акварель, натюрмортОбъектив, штатив, проявительСтетоскоп, рецепт, компрессВерстак, стамеска, рубанок Физкультминутка Повторим! Что такое заимствованные слова? Что такое неологизмы?Задание. Известную вам лексику, связанную с компьютерными технологиями, запишите в таблицу Повторим! Найдите в тексте синонимы, впишите примеры в таблицу.«Почему всегда пишут о человеке- худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа , а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох,а интрига? Многие…думают, что девушки бывают только красивые . Между тем они бывают миловидные , хорошенькие , пригожие, недурные собой- и мало ли какие ещё». К. Чуковский Повторим! Впишите в таблицу найденные в тексте антонимы.И смерть и жизнь- родные бездны:Они подобны и равны,Друг другу чужды и любезны,Одна в другой отражены.Одна другую углубляет,Как зеркало, а человекИх съединяет, разделяет Своею волею навек. Д. Мережковский Повторим! Впишите в таблицу омонимы, взятые из текста.Нёс медведь, шагая к рынку, на продажу мёду крынку. Вдруг на мишку- вот напасть- осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть , жалили, куда попало, им за это и попало. Я. Козловский Закрепление ТЕСТ ОТВЕТЫ:1 – 2)2 – 2)3 – 1), 3)4 – 2), 4)5 – 2), 3)6 – 1) Работаем с текстом Б.Пастернак. Золотая осень.Осень. Сказочный чертог,Всем открытый для обзора.Просеки лесных дорог,Заглядевшихся в озёра.Как на выставке картин:Залы, залы, залы, залыВязов, ясеней, осинВ позолоте небывалой.Липы обруч золотой –Как венец на новобрачной.Лик берёзы – под фатойПодвенечной и прозрачной.Погребё(н, нн)ая земляПод листвой в канавах, ямах.В жёлтых клёнах флигеля,Словно в золочё(н, нн)ых рамах.Где деревья в сентябреНа заре стоят попарно,И закат на их коре Оставляет след янтарный. синквейнСинквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Представьте, что прогуливаетесь по осеннему парку. Что вы видите, чувствуете? Напишите сочинение-миниатюру «Осенняя сказка» (3-5 предложений), используйте средства выразительности. Употребляем средства выразительности языка в речи Цели: * Повторить , в чём заключается словарное богатство языка * Повторить понятия, относящиеся к этой теме * Учиться анализировать средства языка * Учиться употреблять в своей речи средства, обогащающие язык сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…мне захотелось… Упр. 152 пересказывать, построить схему1 вариант: в/чт стихотворения об осени, проанализируйте языковые средства по аналогии с классной работой2 вариант: упр. 156 Домашнее задание СПАСИБО за урок!!!