Разработка ситуационного классного часа Лучше по совести
Каспрук Светлана Геннадьевна
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №10
Г. Чайковский, Пермский край
Ситуационный классный час в 3 классе
«Лучше по совести»
Технология рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.
Этапы Содержание
Цель: Раскрытие на конкретных примерах значение понятия «совесть»; воспитание этого качества у детей.
Личностные
результаты - добрый, не причиняющий зла живому,
- честный и справедливый,
- стремящийся к знаниям и критично мыслящий,
- бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам.
Метапредметные результаты - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
Приветствие - Повторяйте за мной:
Я хороший добрый человек,Всем детям в классе я желаю здоровья, радости.
- У меня есть еще одно пожелание, оно напечатано на отдельных карточках. Соберите слова по смыслу. (Жить в ладу со своей совестью.)
-Как вы понимаете это пожелание?
Информация (дети сидят в кругу) - Кто из вас догадался, какая тема классного часа?
- Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном качестве человека, как СОВЕСТЬ и узнаем, какие правила помогут детям жить в ладу со своей совестью.
- Как вы понимаете смысл этого слова?
- Чтобы разобраться в этом понятии мы обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть — внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
- Сейчас я прочитаю вам сказку «Лучше по совести». Автор сказки: Ирис Ревю.
Маленький заяц неторопливо бегал по солнечной полянке. И вдруг… Надо же было такому случиться! Запнулся, полетел кубарем, и сломал ветку на маленькой ёлочке. Испугался зайка и убежал с полянки.
Идёт по солнечной поляне косолапый медведь. Увидел елочку со сломанной веткой, и как закричит на весь лес: «Лисы, волки, зайцы, ежи – взрослые и дети! Приходите немедленно на собрание на солнечную поляну».
Стали сбегаться звери. Что случилось?
Посмотрел медведь на зверей и говорит: «Признавайтесь, кто сломал ветку у елочки?». Но все молчали. Так и разошлись ни с чем. Никто не признался.
- Оцените поступок зайца.
- Чем может закончиться эта история?
Наступила ночь. В заячьем домике мама-зайчиха слышит, как в детской плачет её маленький сын. Она подошла к зайчонку. Надо сказать, что зайчонок, хоть был и маленький, но прочитал много детских книжек. Он знал не только из книжек, но и от родителей, что такое хорошо, и что такое плохо; как надо поступать по совести, и как не надо себя вести.
— Мама, — сказал зайчонок. — Меня совсем совесть замучила. Не могу я спать. Ведь это я сломал ветку на маленькой ёлочке и не признался. Я просто испугался.
— Это хорошо, что ты признался, — сказала мама-зайчиха своему сыночку. А потом сделала она вот что. Помогла накинуть плащ зайчонку, взяла фонарик, зелёнку, бинт; и пошли они вместе на полянку, к ёлочке.
Помазали зелёнкой место перелома, а потом крепко прибинтовали сломанную ветку к стволу. Встряхнулась, повеселела ёлочка. Побежали живительные соки по её вылеченной веточке.
На душе у зайчонка стало спокойнее.
- Объясните смысл фразы «совесть замучила».
- Почему у зайчонка на душе стало спокойнее?
- В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой – к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас.
«Я – позиция».
Причина «я – позиция».
(в кругу) - Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)
- Какой надежный щит поставить на пути зла?
Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.«Я – позиция» и общественно-значимая норма.
(в группе) Задание 1. Ситуации
- Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы, а ради правды, ради долга перед самим собой. Поэтому решению люди и будут судить о человеке.
Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
А) Ситуация первая
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?
Б) Ситуация вторая
В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком? Почему?
В) Ситуация третья
На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в зоопарк. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил стекло в классе. Учитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что это сделал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу?
* После каждой ситуации проводится общая дискуссия.
Задание 2. Приём «Образ темы (рисование)»
Задание нарисовать совесть и затем объяснить свои рисунки.
Рефлексия
(в кругу)
- Для чего нам совесть?
- Можем ли мы назвать совесть нашим помощником?
- В чём она нам помогает?
- Что в жизни вам даст такое качество характера?
Свободный выбор
Упражнение «Минута раскаяния»
- Вся жизнь человека состоит из разных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает.
- Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас.
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.
Приложение к уроку
Работы детей
Приём «Образ темы» (рисование)