Рабочая программа по русскому языку (к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А. Мищериной)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования порусскому языку, программы к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А. Мищериной, предназначенной для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается в 10-11 классах. Общее число часов в 11 классе – 68 часов
Общая характеристика курса
Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
• развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность старшеклассников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
• формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, углубление знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), о языковой норме, ее функции;
• развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи);
практических задач:
• совершенствование орфографических и пунзктуационных умений и навыков;
• совершенствование умения применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Лингвистическая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
• углубление знаний учащихся о науке «Русский язык», о формах существования русского национального языка, о нормах литературного языка
практических задач:
• совершенствование умения проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
• развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения;
• формирование умения использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
• совершенствование умения извлекать и перерабатывать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; редактирования собственного текста;
• овладение нормами речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Культуроведческая компетенция реализуется в процессе решения следующих
познавательных задач:
• формирование общего представления о взаимосвязи языка и культуры; взаимообогащении языков как результате взаимодействия национальных культур.
практических задач:
• совершенствование умений и навыков речевого поведения в различных сферах общения.
Содержание школьного курса русского языка в 11 классе
Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, обра-зовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции как результат освоения содержания курса «Русский язык». Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечивается большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам.
В программу включены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многознач-ность и многофункциональность. В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.
Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, при использовании на занятиях и в самостоятельной работе всех видов языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место в программе отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Основными видами деятельности старшеклассников по овладению прочными и осознанными знаниями в области русского языка являются:
• самостоятельное освоение материала первоисточников;
• извлечение информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• выразительное чтение, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• участие в дискуссии, соблюдение нормы речевого поведения;
• оценка устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный, орфографический анализ;
• анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
• лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;
• информационная переработка устного и письменного текста; написание рефератов, докладов, тезисов, рецензии, сочинений, изложений;
• составление документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).
Для достижения поставленных целей планируется использование образовательных технологий:
тестовая технология;
информационно-коммуникационная технология;
технология проблемного обучения;
развивающая технология;
исследовательский метод,
а также различных методов и форм обучения: словесных (объяснение, дискуссия), в которые входит работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование), наглядных (метод иллюстраций, метод демонстраций, включающий в себя составление мультимедийных презентаций) и практических (тестирование, устные и письменные упражнения, творческие задания).
Основными формами контроля являются:
тестирование, проверяющее сформированность орфографических и пунктуационных навыков,
сочинение различных типов и стилей речи, которое позволяет увидеть сформированность у учащихся конкретных практических умений и навыков – орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации.
изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, с элементами сочинения, сжатое), проверяющее умение адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.
диктант, проверяющий овладение орфографической и пунктуационной зоркостью.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (1ч)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации.
Основные синтаксические единицы.
Основные принципы русской пунктуации.
Пунктуационный анализ.
Словосочетание (2ч)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение. Простое предложение (9ч)
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненное и неосложненное предложения (6ч).
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения (11ч).
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением (5ч).
Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение (13ч)
Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Сложносочиненное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью (3ч)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания (4ч)
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи (6ч)
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика (7ч)
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания (1ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающеее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогически высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурно и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 11 класса
№
урока Тема урока Домашнее задание Дата
проведения
Синтаксис и пунктуация. 1 Основные принципы русской пунктуации (пунктуационный анализ) 2 Словосочетание. 3 Виды синтаксической связи.
( синтаксический разбор словосочетания) Предложение. 4 Понятие о предложении. Классификация предложений. 5 Простое предложение.
Виды предложений по цели высказывания 6 Виды предложений по эмоциональной окраске 7 Предложения утвердительные и отрицательные. (виды предложений по структуре) 8 Контрольный работа № 1
(диктант с грамматическим заданием) 9 Виды предложений по структуре.
Двусоставные и односоставные предложения. 10 Словарные слова № 1
Тире между подлежащим и сказуемым. 11 Распространенные и нераспространенные предложения. 12 РР Готовимся к ЕГЭ
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 13 Полные и неполные предложения. 14 Тире в неполном предложении. 15 Соединительное тире. Интонационное тире. 16 Готовимся к ЕГЭ Самостоятельная работа № 1 17 Простое осложненное предложение.
Синтаксический разбор простого предложения 18 РР Готовимся к ЕГЭ
Изложение с элементом сочинения. 19 Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 20 Знаки препинания при неоднородных и однородных определениях. 21 Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. 22 Готовимся к ЕГЭ
Самостоятельная работа № 2 23
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. 24 Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися союзами. 25 Обобщающие слова при однородных членах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. 26 РР Готовимся к ЕГЭ Сочинение-рассуждение
27 Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. 28 Обособленные и необособленные определения. 29 Словарный диктант № 2
Обособленные приложения. 30 Обособленные обстоятельства. 31 Контрольная работа № 2
(диктант с грамматическим заданием
по итогам семестра) 32 Обособленные дополнения. 33Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. 34 Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. 35 Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.
Знаки препинания при обращениях. 36 Словарный диктант № 3
Вводные слова и вставные конструкции. 37 Готовимся к ЕГЭ
Самостоятельная работа № 3 38 Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. 39 Сложное предложение.
Понятие о сложном предложении. 40 Знаки препинания в ССП
Синтаксический разбор ССП 41 Готовимся к ЕГЭ
Подготовка к написанию сочинения 42 Знаки препинания в CПП с одним придаточным. 43 Знаки препинания в CПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор CПП с несколькими придаточными. 44 Знаки препинания в БСП 45 Период. Знаки препинания в периоде. 46 Сложное синтаксическое целое и абзац. 47 Контрольная работа № 3
(Диктант с грамматическим заданием) 48 Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи. 49 Знаки препинания при прямой речи. 50 РР Готовимся к ЕГЭ
Написание сочинения 51 Знаки препинания при диалоге. 52 Знаки препинания при цитатах. 53 Сочетание знаков препинания. 54 Факультативные знаки препинания. 55 Авторская пунктуация. 56 Готовимся к ЕГЭ
Самостоятельная работа № 4
57 Культура речи
Язык и речь 58 Правильность русской речи. 59 Словарный диктант № 4
Типы норм литературного языка. 60 Стилистика. Функциональные стили.
Научный стиль 61 Официально-деловой стиль. 62 Публицистический стиль. 63 Разговорный стиль. 64 Язык художественной литературы 65 Текст. Типы речи 66 Контрольная работа № 4
(итоговая работа в формате ЕГЭ) 67 Из истории русского языкознания.М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов 68 Готовимся к ЕГЭ
Урок-консультация