Урок по русскому языку для 4 класса на тему Мы любим русский язык
МБОУ Павловская СОШ с УИОП,
г. Павловск Воронежской области
учитель начальных классов
Алехина Ольга Ивановна
Русский язык
4 класс
УМК «Школа России»
Тема: «Мы любим русский язык!» Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. (УМК «Школа России», 4 класс)
Тип урока:
Цели: урок систематизации и обобщения учебного материала.
1. Создавать условия для формирования умения быстро и точно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа.
2.Способствовать развитию речи, умения различать оттенки речи, мышления, памяти.
3. Создавать условия для воспитания любознательности, положительной мотивации к учению, интереса к изучению родного языка, чувства патриотизма.
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать теоретический материал о правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа;
учащиеся должны научиться систематизировать учебный материал по правописанию безударных падежных окончаний имени существительного единственного числа;
учащиеся должны научиться обобщать материал по правописанию безударных падежных окончаний имени существительного единственного числа.
Ход урока
Организационный момент
Выбор детьми карточек для индивидуальной работы из «Светофора трудности» (По карточкам работают 3 человека, в красном кармане «Светофора трудности» - самое трудное задание, в желтом – проще, в зеленом – самое простое. В каждом кармане по 3 карточки, т.е. у всех детей есть возможность выбрать задание любой трудности)- Начинаем урок. Русский язык! Что первое приходит на ум, когда вы слышите это словосочетание?
- Вы сразу представили себе урок, учебный предмет. Попробуйте подумать о другом, найдите словосочетание, которое для нас близко по смыслу словосочетанию «русский язык» (открывается таблица со словосочетаниями: иностранный язык, чужой язык, родной язык, любимый язык, приложение 1)
- Молодцы! Вы совершенно правы! Сегодня я предлагаю вам поговорить о русском языке как о явлении окружающего мира. Родной язык невозможно не любить, поэтому тема нашего урока: Мы любим русский язык! (открывается, приложение 2) В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: Почему мы любим родной язык? (открывается, приложение 3)
- А помогут нам все те упражнения и виды работ, которые мы будем выполнять.
II. Актуализация знаний.
- Все слова русского языка можно разделить на большие группы – части речи. Какую часть речи изучаем сейчас?
- Что это такое?
- Какие постоянные признаки имеют имена существительные?
- Прочитайте существительные на доске: д.ревня, д.рект.р, чу.ство, г.р.зонт, ж.лезо, б.бл..тека, л.донь, х.зяйство, с.рень, б.рег, м.бель.
- Что это за существительные?
- Запишите словарные слова в 3 группы, вставляя пропущенные буквы. (два человека работают за доской, у них слова – на карточках, при проверке выясняется, что группы получились разные: по родам и по типам склонения)
- Поднимите руку, у кого не было ошибок? Молодцы! Вы хорошо справились с первым заданием! Вспомните, на какой вопрос мы ищем ответ, и из списка ответов на вопрос урока выберите соответствующий, по вашему мнению, этому заданию. (дети выбрали ответ: он интересный)
- Какие непостоянные признаки имеет большинство имен существительных? (число, падеж)
- Какая часть слова меняется при склонении?
- Какие бывают окончания? (ударные и безударные)
III. Определение темы. Целеполагание.
- Над какой орфограммой продолжим сегодня работу?
- От чего зависит окончание имени существительного единственного числа?
- Почему разные окончания в словах: на лошадке, на лошади? (разные типы склонения)
- А почему разные окончания в следующих словах, ведь тип склонения одинаковый: для дяди, о папе? (разный падеж)
- Молодцы! Всё знаете? Как думаете, чем будем заниматься сегодня?
- Сегодня мы постараемся не только ответить на вопрос о родном языке, но и открыть секреты правописания безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. (цель – на доску, приложение 4)
IV. Работа по темам.
- Какими двумя способами можно правильно написать безударное падежное окончание? (знанием таблицы окончаний или воспользоваться проверочными словами)
1. Работа по группам с теоретическим материалом.
Задания группам
1 группа – составить план рассуждения для правильного написания падежного окончания, используя знание таблицы окончаний,
2 группа – составить план рассуждения для правильного написания падежного окончания, используя проверочные слова,
3 группа – вспомнить проверочные слова-ключи, записать их по склонениям. ( рука, плечо, грудь)
Проверка (все выполненные задания размещаются на доске)
Сравнение, вывод: при использовании проверочных слов результат достигается быстрее.
- Это и есть первый секрет правописания безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. (на доску, приложение 5)
- Из списка ответов на вопрос урока (приложение 6) выберите соответствующий, по вашему мнению, этому заданию. (дети выбрали ответ: он развивает речь, мышление, память)
2. Работа по группам с текстами.
- Прочитайте тексты, вставьте пропущенные окончания, используя открытый секрет быстрой работы. Выберите ученика, который сможет выразительно прочитать ваш текст.
1 группа
Зимнее утро.
Малиновый солнечный шар коснулся снизу сквозной лазур.. Он всплыл из-за леса, уменьшаясь и плавясь в золот.. По вершин. вековой сосны полоснул яркий луч, и несчетные россыпи мельчайших бисеринок засверкали на солнц.. И всё вокруг бесшумно сияло, искрилось, горело от морозного света.2 группа
Бегут, журчат в оврагах ручьи. Крыши домов весело поют о хрустально-нежной капел.. В деревн. стало звонко-звонко, точно у каждой калитки повесили колокольчики. Смотрю, по дорог. скачет желтоватая птичка и поет: «Синь-синь-синь!» И правда, всё голубое и синее весной: и небо, и пушистая верба, и ивнячок.
(В.Белов)
3 группа
Ночь пролетала над мир..,
Сны на людей навевая,
С тёмно-лазоревой ризы
Сыпались звёзды, сверкая.
Радостно волны журчали,
И соловьиные трели,
В песн. хвалебной сливаясь,
В зелен. сада звенели.
И улыбалася кротко
Ночь, над землёй пролетая,
С тёмно-лазоревой ризы
Сыпались звёзды, сверкая.
(А.Плещеев)
- Проверьте свою работу при помощи ключа.
- У кого не было ошибок?
- Давайте послушаем тексты.
- Оцените услышанное с точки зрения отношения к родному языку. (приложение 9 - он красивый)
Физкультминутка
Игра «Карлики – великаны» (правильно – дети встают, неправильно – приседают)
- Бить баклуши – бездельничать
- Грош цена – очень дорого
- Сесть в калошу – возгордиться
- Держать в ежовых рукавицах – в строгости
- Знать назубок – забывать
- Во всю Ивановскую – очень громко
- Крокодиловы слезы – притворные слезы
- Львиная доля – меньшая часть
- Вешать нос – унывать
- Дело в шляпе – все в порядке
- У нас все в порядке, продолжаем урок!
- Прочитайте текст о творчестве великого русского писателя. (текст одинаковый у всех детей)
Люди любой национальности знают имя А.С.Пушкина. В каждом произведении писатель говорит о любви к русскому человеку, к милой сердцу природе. Бессмертные творения Пушкина пропели славу родной речи.
- О ком говорится в тексте?
- Найдите в тексте имена существительные 3 типа склонения, определите падеж, выделите окончания.
- Сделайте вывод, какого окончания нет у существительных 3 склонения ни в одном падеже?
- Это второй секрет правильного написания безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. (на доску)
- Перечитайте текст, из списка ответов на вопрос урока выберите соответствующий ему. (дети выбирают: им можно гордиться, приложение 6)
- Прочитайте, найдите существительные. (для всех групп, написано на доске)
Варькалось. Хливкие шорьки пыряли по наве. Зелюка с мюмзиком хрюкотали в крулени.
- Что помогло вам найти существительные среди этих непонятных слов?
- Каким вам показался наш язык при выполнении этого задания? (он может развеселить, приложение 6)
3. Диктант.
- Какие секреты родного языка будете использовать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа?
- Что всегда нужно определять сначала? (тип склонения)
- Почему склонение? (если 3 склонение, то можно и не пользоваться проверочным словом)
- Это третий секрет! (на доску, приложение 5)
Письмо под диктовку: на рябине, по осине, по сирени, к осени, от дорожки, к дорожке, от сырости, по изгороди, на дереве, о ветре, о небе, о ночи.- У нас в списке ответов на вопрос урока осталось два ответа: он трудный и он легкий. Можем ли мы оставить только один из них? Почему?
V. Итог урока. Рефлексия.
- На какой вопрос искали ответ?
- Какие ответы нашли? (повторение по таблице)
- Как вы думаете, все ли причины, почему нужно любить наш родной русский язык , мы нашли?
- Поэт Семен Данилов так выразил своё отношение к русскому языку:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком! –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
- Выскажите вы свое мнение о прошедшем уроке русского языка и о родном языке в целом, продолжив предложения ( приложение 7):
Я понял, что…
Я узнал, что…
Мне было трудно…
Я был доволен, когда…
- Молодцы, я довольна вашей работой. Оценки получают… Дома выполните упр.139. или напишите мини – сочинение на тему «Я люблю русский язык»
-Урок окончен!
Приложение 1
иностранный язык
чужой язык
родной язык
любимый язык
Приложение 2
Тема: Мы любим русский язык!
Приложение 3
Почему мы любим родной язык?
Приложение 4
Цель: открыть секреты правописания безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа
Приложение 5
Секрет 1
Используй проверочные слова (рука, плечо, грудь), это быстрее!
Секрет 2
У существительных 3 типа склонения нет окончания Е!
Секрет 3
Всегда сначала определяй тип склонения существительного!
Приложение 6
он трудный
он может развеселить
он развивает речь, мышление, память
он красивый
им можно гордиться
он легкий
Приложение 7
Я понял, что…
Я узнал, что…
Мне было трудно…
Я был доволен, когда…