Конспект — разработка урока по биологии в 8 классе Дыхательная система человека


Г.МоскваГБОУ Лицей 1571
Открытый урок биологии в 8-м классе .Тема:
«Дыхательная система человека. Голосообразование»
Выполнила –учитель биологии Марченко Л.Н.
2015г.


Цели урока:
Учебные: « Зачем так много приспособлений создала природа для дыхания?».
Цель урока:
Изучить особенности строения сердца человека.
Задачи урока:
а) Образовательные:
Сформировать знания учащихся об особенностях строения сердца
Научить связывать особенности строения и функционирования сердца человека как органа кровеносной системы
Показать эволюцию кровеносной системы хордовых животных, начиная от рыб и заканчивая млекопитающими
б) Развивающая:
Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории
Прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным материалом
Развивать творческие способности учащихся
в) Воспитательная:
Формирование бережного отношения к своему здоровью через осознание научно обоснованного отрицательного влияния вредных привычек человека на строение и функционирование сердца
Воспитание культуры общения при работе в группах
Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов
1. Показать значение процесса дыхания в жизнедеятельности человека и прямую связь с работой кровеносной системы.
2. Закрепить, систематизировать и обобщить знания по теме: «Кровеносная и лимфатическая системы».
3. Изучить строение органов дыхания связи с выполняемой функцией.
4. Проверить понимание сущности процессов: кровообращения, дыхания и их значение в процессе обмена веществ.
5. Оценить умение строить логические цепочки, используя ранее полученные знания.
Развивающие:
Развивать умение работать в коллективе, уметь выслушивать мнение одноклассников и культурно доказывать свою точку зрения перед товарищами;
Способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся;
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих,
Воспитывать интерес к изучаемому предмету, теме путем применения игровых методов обучения, создания проблемных ситуаций на уроке.
Тип урока: урок - практикум усвоения новых знаний.
Время: 45 минут.
Место проведения: учебный кабинет.
Межпредметные связи:
1. Гигиена 2. Микробиология 3. Общая биология
4. Иммунология. 5. Химия. 6.Физика
7. Физиология
Оборудование урока:
таблица “Органы дыхания”,
проектор, компьютер, экран, « схемы строения органов дыхания»
раздаточный материал (рисунок “Органы дыхания”),
карточки к составлению таблицы “Строение и функции органов дыхания”,
раздаточный материал : покровные стекла, одноразовые пакеты, шарики.
Вата, смоченная духами и ??????????
таблица к лабораторной работе “Гигиеническая оценка микроклимата помещения”)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Создание проблемной ситуации
3. Постановка целей и задач урока
4. Изучение нового материала
5. Домашнее задание
6. Подведение итогов урока
Ход урока:
I. Создание проблемной ситуации№1:
Положите перед собой часы, сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на сколько это возможно. Несколько мгновений посидите спокойно.
Беседа
1. Как вы себя чувствуете?
(Возможные варианты ответов: сердцебиение, головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)
Вывод №1. Для дыхания человеку необходим кислород.
Итак, ставим перед собой цель нашего урока:
-- Почему человек не может долго обходиться без воздуха, с какими процессами в организме это связано?
2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?
Ответы детей: Мы не дышали, мало кислорода в крови, увеличилось содержание углекислого газа в крови.
3. Сколько времени мы можем не дышать?
Приводятся примеры ныряльщиков за жемчугом, продолжительность пребывания нерпы под водой.
Создание проблемной ситуации№2:
Возьмите предметное стекло , поднесите ко рту и подышите на него. Обоснуйте ваши наблюдения.
Ответы детей: на покровном стекле появились капли воды.
Вывод №2 В выдыхаемом воздухе содержаться пары воды.
Создание проблемной ситуации№3:
Возьмите, пожалуйста, одноразовые пакеты и сделайте несколько вдохов и выдохов в пакет.
Опишите ощущения, которые происходят в вашем организме.
Ответы детей: Мы дышали практически выдыхаемым воздухом в котором с каждым выдохом увеличивалось количество углекислого газа, в кровь поступало мало кислорода и появилось легкое головокружение ,т.к. увеличилось содержание углекислого газа в крови.
Итак, делаем общий вывод, полученный из наших опытов:
Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и выведение углекислого газа и продуктов распада из организма.
Другими словами это процесс обмена веществ.
Создание проблемной ситуации№4:
А как мы дышим, какие органы участвуют в данном процессе и для чего так много приспособлений в системе дыхания?
Сегодня на уроке мы:
познакомимся с системой органов дыхания,
выясним значение процесса дыхания в жизнедеятельности человека,
раскроем особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями,
рассмотрим влияние дыхания на наше здоровье.
Записываем дату и тему урока
«Дыхание. Общий обзор дыхательной системы. Голосообразование»
III. Изучение нового материала
У человека – легочное дыхание.
1. Приступим к поиску ответа на вопрос, поставленный ранее : « Зачем так много приспособлений создала природа для дыхания?».
Для этого мы должны изучить и понять значение каждого органа.
Используем муляж человека и карточки , которые лежат у вас на столах.

2. Разбираем строение дыхательной системы.
Дыхательная система:
1.Верхние дыхательные пути - носовая полость
- ротовая полость
- носоглотка
- глотка
2. Нижние дыхательные пути -гортань
- трахея
- бронхи
3. Дыхательная часть - легкие
- плевра



<Рисунок №1> “Органы дыхания”
Записываем в тетрадь обозначенные цифрами органы, выделяя органы дыхания:
носовая полость
гортань
язык
ротовая полость
гортань
пищевод
трахея
бронхи
альвеолы
легкие
легкие

3. Каждый орган системы выполняет определенную функцию. Давайте выясним, какую функцию выполняет каждый из перечисленных органов.

Носовая полость.
(Рассматриваем на муляже строение и используя ранее полученные знания выстраиваем логическую цепочку «функции - строение»)
-- несколько извилистых ходов,
-- хрящевая перегородка ,-- кровеносные сосуды ( Проблема – зачем так много кровеносных сосудов? Почему, с детства вам говорят, что нужно дышать носом?)-- обонятельные нервы.
Проводим эксперимент!
Прошу добровольца выйти к доске. Завязываем ему глаза, а вас я попрошу пронаблюдать за движением тела испытуемого.
---- даем понюхать вату, смоченную духами.
Вопрос классу : « Что наблюдаете?»
Ответ класса : «Ученик потянулся понюхать приятный запах»
---- даем понюхать горелую вату (приготовить заранее)
Что наблюдаете?
Ответ класса «Ученик отпрянул от данного запаха»
Если учесть, что глаза были завязаны, сделайте вывод, какой анализатор сработал и где он находится?
Ответ: В носовой полости находятся рецепторные клетки обонятельного анализатора , которые передают информацию в головной мозг.
Кроме того, внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием (около 0,5 л. В сутки), который выделяет слизь. Слизь задерживает пыль и инородные тела, увлажняет воздух.
На верхней стенке носовой полости много кровеносных сосудов, которые согревают и обеззараживают воздух. Вспомните состав и функции крови.
Проблема: Всем известно, что аммиак Яд! Почему же тогда при потере сознания человеку дают понюхать нашатырный спирт?
Что в этом случае происходит с дыханием?
Ответ класса: Человек приходит в сознание и делает вдох при помощи ротовой полости.
Таким образом, мы подошли к вопросу о регуляции дыхания. Существует два типа регуляции, нервная и гуморальная. В данном случае слизистая оболочка носовой полости (при поступлении яда) разбухает и закрывает поступление яда в организм вместе с воздухом. Дыхательный центр головного мозга реагирует на прекращение дыхания и дает сигнал к рефлекторному вздоху. Регуляцию дыхания мы еще изучим более основательно.
Переходим к изучению следующего органа дыхательной системы.
Гортань.
(учащиеся работают с атласом «Строение человека)
Гортань расположена на уровне 4-6 шейных позвонков. Состоит из нескольких хрящей. Самый крупный из них – щитовидный. Название его говорит само за себя, так как выполняет защитную функцию.
По форме гортань напоминает песочные часы, вверху сообщаясь с носоглоткой, внизу с трахеей. Обе полости соединяются через узкую голосовую щель, края которой образованы голосовыми связками.
Эксперимент.
Предлагаю выяснить опытным путем, как образуется звук в голосовом аппарате. Возьмите, пожалуйста, шарики и немного надуйте.
А) спустите воздух из шарика ,не создавая препятствий.
Б) спустите воздух, сильно растянув края шарика.
Ваш вывод – в спокойном состоянии воздух свободно проходит через голосовую щель и звук не образуется. Во время разговора связки натягиваются, выдыхаемый воздух вызывает вибрацию связок и появляется звук.
Эксперимент.
Всем известно, что о время еды лучше не разговаривать. Давайте докажем это с биологической точки зрения.
Попробуйте сделать одновременно глотательное движение и издать звук. Хорошо, что у вас не получилось, и в это время не было пищи в ротовой полости.
При проглатывании пищи, чтобы она не попадала из носоглотки в дыхательные пути, вход в гортань закрывается эластичным хрящевым надгортанником. Поэтому необходимо соблюдать правила приема пищи.
Клетки реснитчатого эпителия очищают вдыхаемый воздух; происходит насыщение его водяными парами.
Выделяющаяся слизь с частицами пыли и микроорганизмами движется в глотку.
Трахея.
Трахея представляет собой трубку (10-15 см)
Предлагаю вам самостоятельно, используя текст учебника стр. 102, изучить строение, и обосновать ваш ответ.
Вывод учащихся: Трахея состоит из хрящевых полуколец, благодаря чему трахея не спадается при вдохе, дыхание не прекращается при повороте шеи, мягкая задняя стенка не мешает прохождению пищи по пищеводу.
Стенки полости выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки ресничного эпителия. Функция слизистой оболочки – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению. Чувствительные клетки обеспечивают защитную функцию. Под слизистой оболочкой
ветвятся многочисленные кровеносные сосуды. Эти сосуды согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.
Бронхи.
Бронхи это парный орган, который является нижней частью трахеи. Бронхи , войдя в легкие сильно ветвятся на более мелкие веточки. Самые маленькие веточки заканчиваются микроскопическими легочными пузырьками – альвеолами.
Пузырьки снаружи оплетены густой сетью капилляров и так тесно прилегают друг к другу, что капилляры оказываются зажатыми между ними. Стенки капилляров и пузырьков настолько тонки, что расстояние между воздухом и кровью очень малы. Это создает отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и пузырьков
Легкие.
У человека два легких, которые в грудной полости и покрыты легочной оболочкой – плеврой. Плевра покрывает внутреннюю поверхность грудной полости и переходит на легкое. Между пристеночной плеврой и легким есть плевральная полость.
Вопрос классу – Вспомните, какой орган, покрыт защитной оболочкой и почему?
---- Сердце находится в околосердечной сумке, так как сокращается в течении всей жизни и это уменьшает трение.
3.Обобщение и закрепление изученного материала.
Итак подводим итоги наших экспериментов, для этого предлагаю провести пятиминутку «ты мне –я тебе».
Вы должны задать вопрос , по изученной теме, любому из одноклассников, который будет задавать вопрос следующему.
Оцените свою работу на уроке самостоятельно.
А теперь вернемся к цели нашего урока « Зачем так много приспособлений создала природа для дыхания?».
Вывод учеников -
Таблица №1 “Строение и функции органов дыхания”
Название органа Функции органа Взаимосвязь строения и функции органа
Носовые полости Насыщение вдыхаемого воздуха входящими парами и его очищение Слизистая оболочка внутренней стенки содержит многочисленные клетки ресничного эпителия. Здесь
происходит насыщение вдыхаемого воздуха водяными парами и его очищение от пыли.
Гортань Осуществление обмена газов между вдыхаемым воздухом и кровью. Клетки реснитчатого эпителия очищают вдыхаемый воздух; происходит насыщение его водяными парами.
Выделяющаяся слизь с частицами пыли и микроорганизмами движется в глотку.
Трахея Проведение воздуха в трахею, участие в производстве звуков человеческой речи, предохранение дыхательных путей от проникновения туда вредных для организма веществ Стенки полости выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки ресничного эпителия. Функция слизистой оболочки – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению. Чувствительные клетки обеспечивают защитную функцию. Под слизистой оболочкой
ветвятся многочисленные кровеносные сосуды. Эти сосуды согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.
Бронхи Очистка выдыхаемого воздуха от пыли, увлажняют его, согревают до температуры тела и обезвреживают оказавшихся микробов Пузырьки снаружи оплетены густой сетью капилляров и так тесно прилегают друг к другу, что капилляры оказываются зажатыми между ними. Стенки капилляров и пузырьков настолько тонки, что расстояние между воздухом и кровью очень малы. Это создает отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и пузырьков
Легкие Насыщение вдыхаемого воздуха водяными парами и его очищение Легкое состоит из двух небольших полостей, сообщающихся через узкую голосовую щель . В щель между ними проходит весь выдыхаемый воздух . Вдыхаемый воздух, с силой, прорываясь через сомкнутые края голосовых связок, вызывает вибрацию, порождающую возникновение звука. Внутри выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами. При раздражении рецепторов возникает усиленный выдох – кашель. Благодаря этому полость очищается, что предотвращает проникновение вредных веществ.
Подчеркните названия процессов, осуществляемых органами дыхания. Объясните, почему дыхательная и кровеносная системы связаны друг с другом.
Проверяем правильность расположения процессов
Поступление воздуха в легкие;
Диффузия кислорода в капилляры, расположенные в легких;
Перенос кровью кислорода от легких к тканям
Поступление кислорода в тканевую жидкость;
Поступление кислорода в клетки тела;
Окисление органических веществ с освобождением энергии
Поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;
Поступление углекислого газа в капилляры, расположенные в тканях
Перенос кровью углекислого газа от ткани к легким;
Удаление воздуха из легких;
Какие процессы вы, ребята, выделили?
Ответы учащихся: вдох, поступление кислорода в кровь, транспорт кислорода кровью, газообмен в клетке, поступление углекислого газа в кровь, транспорт углекислого газа кровью, выдох.
Дыхание – газообмен между внешней средой и организмом.
Орган – это часть тела, имеющая определенную форму и строение, занимающая в организме определенное место и выполняющая определенную функцию.
Система органов - группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение, единый план строения и выполняющих общую функцию.
Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды.
Мнения, высказанные ребятами подтверждаются текстом учебника “Человек. 8 класс” (Н. И. Сонина, М. Р. Сапина)
Дыханием называется процесс газообмена между организмом и окружающей средой. Важнейший механизм газообмена у животных и человека – диффузия. При диффузии молекулы перемещаются из области более высокой концентрации в область низкой концентрации за счет их собственной кинетической энергии. Однако перемещаться путем диффузии молекулы могут лишь на малые расстояния (до 1 мм). При переносе веществ на большие расстояния в организме животных используются различные системы вентиляции и транспорта газов. Обмен газов в организме животных и человека осуществляется за счет органов дыхания и кровеносной системы.
IV. Домашнее задание.
Качество нашего дыхания зависит от состояния воздуха, которым мы дышим и микроклимата помещения.
Дома выполните лабораторную работу и заполните таблицу “Гигиеническая оценка микроклимата помещения”
Каждый учение получает раздаточный материал
Таблица №2 “Гигиеническая оценка микроклимата помещения”
Признак Состояние
Температура воздуха  
Влажность воздуха  
Движение воздуха (Сквозняк)  
Чистота воздуха  
Наличие пыли  
Наличие специфических запахов  
Освещенность  
Ориентация по сторонам света  
Наличие растений  
Комфортность рабочего места  
Выводы:  
V. Итог урока.
Что нового вы, ребята, сегодня узнали на уроке?
Возможные варианты ответов: Все живые организмы дышат. При дыхании осуществляется газообмен: в организм поступает кислород, а из организма выделяется углекислый газ. Кислород необходим для расщепления сложных органических веществ на более простые. Выделяемая при этом энергия используется организмом для осуществления процессов жизнедеятельности. Одноклеточные организмы, кишечнополостные, многие черви дышат всей поверхностью тела. Различают несколько типов дыхания: кожное, трахейное, жаберное и легочное.
Сущность понятия “дыхание”
Роль кислорода в процессах обеспечения организма энергией
Строение органов дыхания во взаимосвязи с выполняемой функцией
Последовательность процессов дыхания