Приложение к уроку русского языка на тему Лексические нормы русского языка (9 класс)


Работа с таблицей.
№ Вид ошибки Примеры
1 2 3 4 Задания для 1 группы
1. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках.
(Отборный, отборочный) тур.
(Зрительные, зрительские) аплодисменты.
(Искусно, искусственно) рисовать.
2. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.
Мы не можем обсуждать героиню за этот поступок.
Сегодня мы обсуждали план работы.
3. Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу.
2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья.
4. Задание: Исправьте лексические ошибки.
Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
5. Задание. Устраните лексические ошибки.
1.Мы поражались его поразительной памяти.
2.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.
Выберите один из предложенных вариантов.
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).
2. Урок мне показался (коротким / длинным).
3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).
4. За урок я (устал / не устал)
Задания для 2 группы
1. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках.
(Экономика, экономия) времени.
(Одеть, надеть) пальто.
(Красочный, крашеный) пейзаж.
2. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.
Мы попали в затрудненное положение.
Дыхание стало затрудненным.
3. Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
1.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
2.Эта встреча играла в моей жизни большое значение.
4. Задание: Исправьте лексические ошибки.
В этом тексте выступления много дефектов.
5. Задание. Устраните лексические ошибки.
1.Я не успел закончить до конца эту работу.
2.Это очень прекрасный материал для доклада.
Выберите один из предложенных вариантов.
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).
2. Урок мне показался (коротким / длинным).
3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).
4. За урок я (устал / не устал)
2 группа
Итоговое задание. "Побудьте редакторами". Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их.
1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.
4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

 5.Между ними установились доверчивые отношения.
Итоговое задание. "Побудьте редакторами". Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их.
1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.
4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

 5.Между ними установились доверчивые отношения.
Задания для 3 группы
1. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках.
(Звуковой, звучный) голос.
(Глинистый, глиняный) берег.
(Вековые, вечные) ценности.
2. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов.
Песочный пляж простирался на несколько километров.
Песочные часы используются и сейчас.
3. Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
1.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор.
2.Дети страшно обрадовались.
4. Задание: Исправьте лексические ошибки.
Мальчик сложил в пенал свои школьные аксессуары.
5. Задание. Устраните лексические ошибки.
1.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран.
2.Всадники приближались ближе к деревне.
Выберите один из предложенных вариантов.
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).
2. Урок мне показался (коротким / длинным).
3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).
4. За урок я (устал / не устал)
3 группа
Итоговое задание. "Побудьте редакторами".
Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.
"В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка". ( текст об охотнике и барсе)
3 группа
Итоговое задание. "Побудьте редакторами".
Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.
"В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка". ( текст об охотнике и барсе)
1 группа
Итоговое задание. "Побудьте редакторами" Устраните плеоназмы, тавтологию.
Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.
1 группа
Итоговое задание. "Побудьте редакторами" Устраните плеоназмы, тавтологию.
Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.