Урок познания мира в 3-ем классе. Тема: Опорно-двигательная система организма. Скелет и мышцы.


Урок познания мира в 3-ем классе.
Тема: Опорно-двигательная система организма. Скелет и мышцы.
Цель. Знать об опорной функции скелета.
Задачи:
Перечислят состав скелета и определят значение каждого его отдела.
Сравнят функции скелета и мышц. В группах подберут упражнения на развитие скелета и мышц.
Объяснят и докажут почему важно тренировать мышцы. Сравнят и обоснуют осанку здорового и больного человека. В группах создадут и продемонстрируют плакат «Правила хорошей осанки».
Планируемые результаты:
предметные: знать об опорно-двигательной системе человека; соблюдать правила здорового образа жизни;
личностные: проявлять стремление к сохранению здорового образа жизни, умение самостоятельно соблюдать правила личной гигиены;
системно-деятельностные: уметь отбирать и систематизировать информацию.
Виды работ: беседа, индивидуальная работа, работа в группе, работа по учебнику.
Оборудование: демонстрационный материал по теме «Скелет человека», картинки с изображением физических упражнений, проектор.
Межпредметные связи: физическая культура, литературное чтение.
Проблемный вопрос. Как скелет и мышцы взаимосвязаны друг с другом?
Ход урока
1. Психологический настрой.
2.Актуализация знаний.
«Береги здоровье».
Учащимся предлагается проанализировать ситуации, в которых герои по-разному рассуждают о необходимости охранять свое здоровье и здоровье окружающих.
Двое мальчиков идут в школу. У одного за плечами ранец, а у другого в руке пакет. Мальчик с ранцем идет быстро, не сгибая спины, а мальчик с пакетом медленно, согнувшись на бок.
– Как вы думаете, в чем лучше носить учебники – в сумке (портфеле, пакете) или в ранце? Почему? От чего зависит осанка?
В зубном кабинете сидела девочка и плакала из-за сильной зубной боли.
– Что не соблюдала девочка? Как нужно ухаживать за зубами и деснами? Какие вы знаете зубные пасты?
На перемене Вася стоял у окна и смотрел на падающий снег. Неожиданно к нему подбежал Сережа и очень громко крикнул в ухо: «Привет!»
– Можно ли так поступать? На что влияет громкость звука? Как нужно ухаживать за ушами?
Каждый вечер Оля ложилась в кровать и начинала читать книгу. Она читала до тех пор, пока не засыпала.
– Можно ли читать лежа? Как должен падать свет при чтении? От каких факторов у человека может ухудшиться зрение?
Ежедневно Витя ложится спать, предварительно открыв форточку. Сережа перед тем, как лечь спать, наглухо закрывает форточку, боясь простудиться.
– Нужно ли спать с открытой форточкой? Как правильно надо закаливаться? Как еще можно закаливать свой организм?
Проверка домашнего задания. Чтение рассказа «Как я помог другу». В нем должно прозвучать, какую травму получил друг и какую помощь ему оказали.
Заслушать 5-6 учеников. Остальные работы собрать и оценить.
Работа в группах. Задание: обсудить, показать и рассказать о первой медицинской помощи при повреждениях кожи.
Учителю необходимо приготовить для урока различный перевязочный материал.
группа — ранка (маленькая)
группа - ожог
группа — ушиб
группа — обмораживание
группа - большая рана
группа - солнечный ожог
Демонстрация оказания первой помощи. Время на работу в группах 5-7 мин. Время на презентацию 2-3 минуты.
3. Работа над новым материалом.
Кроссворд.
Учащиеся разгадывают кроссворд «Органы человека». Отгадав слово, которое обозначает орган, учащиеся дают его краткую характеристику (в какой части тела располагается, для чего нужен).

6
3 4 5 1 2 1. Не часы, а тикает. Сердце
2. Бесконечный «поезд», развозящий по телу питательные вещества. Кровь
3. Когда сытый, он молчит, когда голоден – урчит. Желудок
4. Органы зрения. Глаза
5. Органы дыхания человека. Легкие
6. И говорит, и кушает. Рот
В выделенных клетках: скелет – каркас человеческого тела.
Игра «Покажи мышцы». Учитель дает команды, учащиеся стоя выполняют их. Команды:
Покажите слабого, больного человека.
Покажите подтянутого, спортивного человека.
Покажите сильного, накаченного человека.
Покажите человека с плохими, слабыми мышцами и т.д.
Учитель предлагает детям определить, с какими мышцами легче и веселее жить. Почему? Просит показать, кому какое состояние больше всего понравилось.
4.Сообщение темы и цели урока.
Работа по учебнику. Рассматривание иллюстраций. Определение, на каком рисунке что изображено.
Чтение текста. Запись таблицы на доске по ходу чтения. Дети могут нарисовать в тетрадях аналогичную таблицу и по ходу чтения заполнять ее.
Кости скелета Функция
1. Череп защищает головной мозг
2. Позвоночник защищает спинной мозг
3. Грудная клетка защищает легкие и сердце
4. Кости таза дают опору нижним конечностям
5. Кости рук и ног позволяют выполнять разнообразные движения
5.Практическая работа с собственным телом.
А) Предлагается ученикам выполнить различные задания.
Покажите кости черепа и назовите, для каких органов в черепе имеются отверстия.
Проверьте, насколько гибкий ваш позвоночник. Наклонитесь вперед, достаньте кончиками пальцев пол. Что вы можете сказать о гибкости вашего позвоночника?
Прощупайте друг у друга мышцы на руках. В каком состоянии они находятся (натренированы, слабые, дряблые, крепкие)?
Б). П р а к т и к а п о д р у к о в о д с т в о м у ч и т е л я.
1) Что же такое осанка? Зачитайте определение в словаре С. И. Ожегова. (Зачитывает ученик.) (Осанка – внешность, манера держать себя.)
– А вот как написано в «Детской энциклопедии»: «Осанка – это умение человека держать своё тело в различных положениях».
– Какое определение вам больше нравится? Почему? (Второе определение более точное.)
– Запишите это понятие в тетрадь.
2) Сравнение описаний осанок. (Записано на доске.)
Туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены, живот подтянут Ходит ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, на полусогнутых ногах
– Конечно, вы без труда определили, где описание правильной осанки. (1-е описание.)
– Ваша задача: показать наглядно. (Вызываются 2 ученика, один показывает правильную осанку, а второй – неправильную.)
– Что вы можете сказать? (Выслушиваются мнения: неправильная осанка – это некрасиво.)
– Как вы думаете, а на здоровье влияет неправильная осанка? Каким образом? (На расположение и работу внутренних органов, внутренние органы могут смещаться, что приводит к различным заболеваниям.)
6. Работа с учебником.
Вопрос. Как вы думаете, сколько костей в человеческом организме?
Ответы детей цифрами записывает на доске.
Предлагает открыть учебник, прочитать первое предложение и сказать, кто был наиболее близок к этой цифре.
Вопрос (перед чтением). Как вы думаете, есть ли такой орган, который управляет всеми мышцами, или каждая работает сама по себе? Обоснуйте свой ответ. Продемонстрируйте пример.
Чтение текста до конца. Беседа. Есть ли в тексте подтверждение и ответ на вопрос «Какой орган управляет работой всех мышц?». Найдите и прочитайте это предложение.
Вопросы:
Что будет с мышцами, если они перестанут работать?
Можно ли по походке человека определить, занимается он спортом или нет?
Пригласить несколько человек к доске. На ухо им сказать, как они должны идти, а дети отгадывают по походке, натренированный ли этот человек.
Каким способом можно проверить свою осанку?Рассматривание картинки. Определение правильной и неправильной осанки. 1 мин на самостоятельное рассматривание и сравнение, затем обсуждение.
7. Практическая работа. Предложить ученикам прочитать «правильно сиди за партой», рассмотреть рисунок с правильной посадкой за партой, выполнить все пункты и показать, как надо правильно сидеть. Попросить учеников запомнить это положение своего тела и всегда следить за своей осанкой. Проблемный вопрос. Как скелет и мышцы взаимосвязаны друг с другом?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Желающие показывают комплексы упражнений для физкультминутки.
Они демонстрируют правила посадки при письме. Остальные участники внимательно следят за их действиями, вносят коррективы, после чего вместе с учителем определяют правильность выполнения задания, исправляют ошибки.
Работа с учебником. Прочитайте текст в учебнике и заполните пробелы в карточках.
Скелет человека служит
тела,внутренних органов от повреждений.
Мышцы прикрепляются к .
имышцы приводят в движение кости, а значит и наше тело.
Скелет и мышцы образуют-
систему.
Главная роль опорно-двигательной системы - обеспечение _____________ и ____________________организма.
Работа в тетради.
Рассмотри рисунки. Вспомни и запиши названия костей и мышц человека.
Составь 3-4 вопроса для интервью о роли физических упражнений.
8. Рефлексия. Работа в группе. Задание: подберите, обсудите и продемонстрируйте упражнения для каждой группы мышц и для тренировки костей скелета.
Время на работу в группе 3—4 мин.
Презентация упражнений. Предложенные упражнения выполняет весь класс. Задание: обсудить и составить правила хорошей осанки.
Время на работу 3 мин. Презентация плакатов и выступления с рекомендациями.
Домашнее задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы. Нарисоватьнатренированного человека.