Эссе Я учитель для участия в муниципальном этапе Учитель года России — 17
«Я - учитель»
Эссе
Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику,
как отец, мать, - он будет лучше
того учителя, который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу,
ни к ученикам. Если учитель соединяет
в себе любовь к делу и к ученикам,
он - совершенный учитель
Л. Н. Толстой.
Я - учитель. Вспоминаю, как пришла в профессию.
Многие педагоги говорят, что с детства мечтали стать учителем, стремились к этому всю свою жизнь… Не хочу лукавить, свою профессию я выбрала путем исключения. Я всегда твердо знаю, чего не сделаю ни при каких условиях. Точно знала, что не хочу быть врачом, поваром, продавцом, а вот учителем - возможно, это то самое. Уже много лет я работаю в школе, получаю огромное моральное удовлетворение от успехов своих учеников и сейчас совершенно не представляю себя на другом поприще. Значит, сделанный мною выбор оказался правильным. Я нашла свое призвание.
Учитель. Педагог. Эта профессия, на мой взгляд, вечная на земле. Как бы ни менялось общество, как бы далеко оно не ушло в своем развитии, учитель необходим. В будущем уйдут в небытие некоторые профессии, но профессия учителя останется. Да, сегодня существует дистанционное обучение, электронные учебники, новые технологии, с их помощью можно научить детей читать и писать, пополнять знания. Учитель в современном мире далеко не единственный источник информации. Информация и знания сегодня одна их основных ценностей, ведь мы живем в эпоху информационного общества, но без живого слова, без непосредственного общения невозможно воспитать полноценную личность. Любой педагог – это, прежде всего воспитатель, хранитель нравственных идеалов и ценностей, и лишь потом – источник знаний.
Каким же он должен быть – современный учитель?
Часто говорят: «Педагог – это не профессия, а образ жизни». И я вполне согласна с этим высказыванием. Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательной к самой себе, а главное — бережно относиться к ребятам. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, «…только личность может воспитать личность».
Учитель должен быть профессионалом, мастером своего дела. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Не сломать душу, не доломать уже треснувший мир ребенка, а дать возможность подняться, поверить в свои силы - задача учителя. Верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в маленьком человеке - вот работа учителя. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, стремиться к овладению новыми знаниями, иметь хорошие коммуникативные навыки, умение владеть современными технологиями, иметь хорошие ораторские способности и конечно, очень любить детей. Я считаю, что сам учитель - первый ученик, находящийся в непрерывном учении, кропотливый, чуткий.
Мой девиз в работе - «не навреди». Чаще это выражение используют врачи. Врачебные ошибки – всегда беда, физическая боль и страдание. Врачи, обычно, имеют дело с телом человека, а мы, педагоги, с душой. И наши ошибки, возможно, опаснее врачебных. Поэтому отношения с учениками я считаю приоритетными в моей работе. Нельзя оценивать детей только по их отметкам и отношению к предмету. Если ребенку не интересен предмет, это не значит, что ребенок плохой. Просто нужны другие формы работы с ним. Безусловно, уважение, понимание, гарантия защищенности, признание личности ребенка обеспечивают эффективность педагогического процесса.
Кто, как не учитель, должен помочь ребенку разобраться в сложных жизненных ситуациях. Учитель для своих учеников, воспитанников, должен быть достойным примером, мерилом добра, правды, человечности, гуманизма. Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей патриотизм, уважение к предкам, любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения. Самое важное качество для любого гражданина, с моей точки зрения – патриотизм. Себя я считаю патриотом своей страны и стараюсь своим ученикам привить идеалы гражданственности и патриотизма. Хочу, чтобы они любили и уважали свою Россию, свой Кузбасс, свой народ, гордились ими и в будущем принесли пользу Отечеству. Меня радуют те интерес и удовольствие, с которыми ребята занимаются поисковой работой, подготовкой и участием в таких мероприятиях, как Вахта Памяти, Фестиваль военной песни, Смотр строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества…
А еще у учителя всегда должно оставаться пространство для творчества. Творческий подход в работе педагога позволяет ему не только передать свои знания ученикам, но и заинтересовать в своем предмете. Творческий подход создает мотивацию и у учеников. Благодаря ему ученики достигают блестящих результатов.
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творческий педагог — это тот, кто открывает, умудряет и ободряет. Педагог, в своей работе, создает не предмет, а личность и знания человека, который всегда неповторим, уникален. Еще Плутарх говорил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». И именно совместное творчество позволяет зажечь искорки в глазах моих учеников, добиться их признания и желания приходить на мои уроки.
Быть учителем - нелегкая задача. Настоящий учитель не только учит, он вдохновляет! Быть хорошим учителем - это счастье и для учителя, и для учеников. Нужно быть искренними с детьми, помогать им, прислушиваться к их идеям, стараться их воплотить, и вы получите огромный заряд позитива, радости и детского тепла. Учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.