Классный час: Мы помним тех, кто не пришел… (7 апреля — День памяти погибших подводников).
П Л А Н
проведения классного часа
на тему «Мы помним тех, кто не пришел»
Дата: 7 апреля 2014 года
Время: 16.30-17.15
Место: аудитория №410
Подводная лодка К-278 «Комсомолец».
События апреля 1989 года в воспоминаниях лейтенанта Воробьева Д.В.
7 апреля – День памяти погибших подводников.
Минута молчания в 17.08.
Прослушивание песни Александра Розенбаума «Письмо».
Классный руководитель Д. Воробьев
Подводная лодка «Комсомолец»
Большая атомная подводная лодка К-278 проекта 685 (шифр «Плавник»), заводской номер 510 заложена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на стапеле цеха № 42 ПО «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] торжественно выведена из цеха, а [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] спущена на воду. С июля по август на подлодке проводились швартовые испытания. В августе был торжественно поднят [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и ПЛ приступила к ходовым испытаниям. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был подписан [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и К-278 вступила в строй.
Лодка служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. Наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от подводных лодок вероятного противника.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] включена в состав 6 дивизии 1 флотилии подводных лодок [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 14 декабря 1984 года К-278 прибыла в место постоянного базирования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Опытная эксплуатация корабля велась под руководством командующего 1-й флотилией подводных лодок. 29 июня 1985 года корабль вышел в первую линию вошёл в число постоянно боеготовых кораблей. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] лодка под командованием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения 1027 метров. При этом при всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения.
В 1986 году К-278 успешно выполнила проверку пороховой системы аварийного всплытия с глубины 800 метров. С 30 ноября 1986 года по 28 февраля 1987 года выполнила задачи своей первой автономной боевой службы. В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация, К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. В августе-октябре того же года корабль выполнил задачи второй боевой службы. 31 января [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] лодка получила название «Комсомолец».
28 февраля 1989 года К-278 «Комсомолец» вышел на третью автономную боевую службу. На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Е. А. Ванина. 7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. В 11.03 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого осталась неустановленной. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования. В 11.12 на К-278 была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Лодочной Объёмной Химической системы пожаротушения) не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы; из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный.
В течение 5 часов экипаж вел борьбу за живучесть. В 16.35 начал наблюдаться дифферент на корму и крен на правый борт. В 16:40 по кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации экипажа с лодки, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился. В 17.08 К-278 с дифферентом на корму до 80 градусов стремительно затонула в точке с координатами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и опустилась на глубину 1658 метров. В воде оказались 61 человек. Пятеро, включая командира К-278 Е. А. Ванина, успели забраться в ВСК, но после всплытия камеры из них выжил лишь один человек ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Виктор Слюсаренко). В 18.20 к месту аварии прибыла плавбаза «Алексей Хлобыстов». К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых (3 впоследствии умерли) и 16 погибших моряков.
Мы помним тех, кто не пришёл...
В Норвежском море 25 лет назад затонула атомная подводная лодка Северного флота К-278 "Комсомолец". Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. Трагедия, случившаяся 7 апреля 1989 года, коснулась каждого, кто жил тогда в гарнизоне подводников Западная Лица.
Чей ребёнок плачет?
В 1989 году немногие жители заполярного флотского гарнизона имели домашние телефоны, поэтому переговорный пункт военного городка был самым бойким местом. Отсюда осуществлялась быстрая связь с "большой землёй" - и телефонная, и телеграфная. Здесь горожане круглосуточно встречались, общались, обменивались новостями. Тут завязывались знакомства, часто перераставшие в многолетнюю дружбу.
- Мамочки, чей ребёнок в красной коляске плачет? - спросил вошедший в помещение мужчина.
Столкнувшись в двери, мы, две молодые мамы, выскочили на улицу. У подъезда "переговорки" стояли выстроенные в ряд коляски, две из них оглашали воздух детским криком. Подбежав каждая к своему ребенку, мы рассмеялись от совпадения - обе "орущие" коляски оказались красного цвета.
Убаюкав детей, мы разговорились. Как выяснилось, наши малышки одного возраста с разницей в месяц, мужья служат лейтенантами на подводных лодках, а мы сами - ровесницы и землячки. Ирина недавно проводила мужа в автономное плавание и вскоре вместе с дочкой собиралась уехать к родителям в Беларусь.
Спустя месяц на панихиде в гарнизонном Доме офицеров я не узнала Ирину: она отрешённо сидела возле гроба командира минно-торпедной боевой части подводной лодки «Комсомолец» лейтенанта Игоря Молчанова. Только позже я поняла, что это была моя землячка – настолько горе искажает лица и прибавляет годы.
Потом мы встретились спустя почти пять месяцев. Ирина приехала в Западную Лицу, чтобы упаковать вещи и отправить контейнер в Ленинград. Вместе с ней была дочка Катя, которой недавно исполнился годик. И в дальнейшем мы не раз встречались то в Беларуси, то в Питере. Никогда не забуду поездку на кладбище возле Соснового Бора, родного города Игоря. Тогда двухлетняя девчушка бежала по аллее, крича: "Папочка, папочка! Я приехала!" И потом детские ручонки бережно раскладывали цветы на могиле отца
В режиме секретности
В апреле 1989 года о гибели лодки «Комсомолец» в гарнизоне подводников узнали первыми. Позже последовало сообщение по центральному телевидению. Бесстрастный дикторский голос был скуп на информацию: "При выполнении задач боевой службы 7 апреля в Норвежском море на атомной подводной лодке Северного флота произошёл пожар. Шесть часов моряки-подводники самоотверженно боролись за спасение корабля, но, несмотря на предпринятые действия, подводная лодка затонула. Имеются человеческие жертвы..."
Примерно так сообщалось о трагедии. И всё! Ни названия лодки, ни фамилии командира - ничего больше не прозвучало в эфире.
Матери и жёны от неизвестности сходили с ума. Родственники подводников, служивших на всех атомоходах, завалили телеграммами военные гарнизоны - Западную Лицу, Гаджиево, Гремиху, Видяево. На переговорных пунктах телеграфистки не справлялись с нагрузкой. Адреса ответных телеграмм, которые шли из гарнизонов в разные концы страны, были разными, а текст практически одинаковым: "Не волнуйтесь, со мной всё в порядке". Не сговариваясь, по межгороду разговаривали две-три минуты, чтобы не задерживать очередь. Каждый понимал, что где-то родные другого моряка, стиснув зубы, ждут известий.
И лишь 42 подводника с лодки "Комсомолец" уже не могли сообщить о себе. На 42 семьи обрушилось горе, безграничное и нестерпимое.
Тогда казалось, над военным городком нависла тень смерти. Люди говорили между собой шёпотом, всех давило чувство непонятной вины. От величины навалившегося горя Западная Лица - маленький военный городок - стал ещё меньше.
Панихида
Даже сейчас, спустя столько лет, тяжело вспоминать день гражданской панихиды. 13 апреля 1989 года на площади перед гарнизонным Домом офицеров в чёрных шинелях стояли почерневшие от свалившейся беды люди.
Погибших привезли накануне ночью. В 9 часов в зал Дома офицеров первыми зашли родственники, и воздух задрожал от рыданий и криков. Вдоль стен стояли гробы, возле сцены - фотографии тех, кто навсегда остался в морской пучине. На сцене - знамённая группа со склонённым знаменем. Выдержать эту немыслимую концентрацию горя было нестерпимо тяжело и родственникам, вмиг постаревшим, и людям, пришедшим проститься. Лейтенант - ассистент из знамённой группы - упал в обморок. Его успели подхватить стоящие рядом товарищи.
Отец одного из матросов срочной службы растерянно топтался возле портрета сына. А потом пошёл к начальникам требовать, чтобы ему с собой дали гроб: "Положите туда ремень и форму. Как я приеду в деревню ни с чем?!"
Страшную картину безвыходности, бессильного протеста против смерти невозможно вычеркнуть из памяти. Алыми пятнами крови падали гвоздики к портретам погибших, море гвоздик... Невыносимый запах этих цветов вызывал удушье, подкашивались ноги, но нескончаемая колонна людей медленно продвигала тебя вперёд.
В течение всего дня в гарнизон прибывали делегации. Северный флот прощался с погибшими подводниками.
Выводы госкомиссии
Спустя год после гибели АПЛ "Комсомолец" в Западную Лицу прибыл адмирал флота В.Н. Чернавин, являвшийся тогда главнокомандующим ВМФ. В гарнизонном Доме офицеров Владимир Николаевич выступил перед офицерским составом 1-й флотилии атомных подводных лодок, рассказал об итогах работы государственной комиссии. Работа госкомиссии была нелёгкой: в ходе разбирательства командование ВМФ указывало на конструктивные недостатки лодки, судостроители сетовали на неподготовленность экипажа.
Тогда информация была закрытой, с течением времени она появилась в книгах, очерках и публикациях разных авторов. Теперь известно, что на системе воздуха высокого давления ВВД-400 на лодке "Комсомолец" стояли полиамидные уплотнители (а не медные, как на лодках первого поколения), которые плавятся при температуре 150-200 градусов. Что фреон - огнегаситель лодочной объемной химической системы пожаротушения - сам горит при температуре 600 градусов, и эффективной эта система является далеко не на любой стадии пожара. Что количество личного состава по штатному расписанию на напичканных автоматикой новейших лодках рассчитано на несение вахты, а не на ведение борьбы за живучесть корабля. Что отслоение резины на лёгком корпусе, которое наблюдал личный состав в корме подводной лодки, происходит, как показали опыты, при температуре 400 градусов, и можно только представить, в какую доменную печь превратился седьмой отсек...
Тщательно изучив обстоятельства и динамику развития аварии, госкомиссия пришла к выводу - спасти лодку было невозможно. Поэтому отдельные рассуждения о том, что не хватило экипажу "Комсомольца" выдержки, опыта, знаний, вызывали смешанное чувство недоумения, гнева и даже жалости к тем, кто их высказывал. На месте экипажа капитана 1 ранга Евгения Ванина мог оказаться любой другой экипаж.
"Катастрофа поставила перед учёными, кораблестроителями и специалистами ВМФ ряд острых вопросов по повышению надёжности, пожаробезопасности и непотопляемости кораблей, оснащению их средствами ранней технической диагностики, совершенствованию конструкции спасательных средств", - писал журнал "Морской сборник" в июне 1989 года. Тогда никто не предполагал, что не пройдет и десятка лет, как флот будет вынужден думать не о "повышении и совершенствовании", а о выживании и сохранении. Теперь всё это уже стало историей.
"Письмо"
В начале 1990 года на Кольском полуострове впервые побывал Александр Розенбаум. Последний день гастрольного тура прошёл в Западной Лице. Утром Александр Яковлевич встретился с оставшимися в живых членами экипажа "Комсомольца", после обеда дал бесплатный концерт для матросов срочной службы и два платных для жителей гарнизона. Стоя, молча, со слезами на глазах зал слушал песню "Письмо":
Мы помним тех, кто не пришёл и не обнял детей,
Их женам век не выплакать глаза.
Седой тот снег, который шёл, когда "Варяг" летел
Над ледяной волной, забыть нельзя.
И друг мой, как ты прав, что всю жизнь мне завидовал,
Даже в смерти нам брата чувствовать плечо.
Если б не жара, я бы снова лодку выдумал.
Ухожу, старик. Обнимаю. Горячо...
После окончания выступления Розенбаум пригласил на сцену Дома офицеров вдову одного из погибших офицеров. Брак был гражданским, а ребёнок совсем маленьким, юридических оснований для государственной помощи - почти никаких. Розенбаум отдал им, не дождавшимся мужа и папу, весь кассовый сбор за концерты.
День памяти
За мужество и героизм все подводники "Комсомольца" были награждены орденами Красного Знамени. Решением главнокомандующего ВМФ России 7 апреля объявлен на флоте Днём памяти погибших подводников.
В каждую годовщину гибели лодки К-278 в Западной Лице у мемориала АПЛ "Комсомолец" проходит траурный митинг, к памятнику погибшим подводникам и мемориальной доске на девятом причале возлагают венки. После минуты молчания в 17.07, в тот миг, когда лодку поглотило море, в память о погибших моряках раздаются звуки сирен и ревунов на подводных лодках и кораблях во всех базах Северного флота. Во всех гарнизонах подводников 7 апреля отдают дань памяти людям героической профессии, до конца исполнивших воинский долг.
Каждый год в Мурманске, в храме Спаса на Водах, в этот день в полдень служится заупокойная лития по погибшим морякам. В Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга проходит молебен по погибшим морякам, на Серафимовском кладбище возлагают венки к могилам героев. В Севастополе после траурной встречи на братском кладбище проходит панихида в Никольском храме. В заполярном гарнизоне Заозёрск, известном многим как Западная Лица, вспомнят погибших в часовне Святителя Николая. Сколько их в России, храмов покровителя всех странствующих и путешествующих, – бог весть
Ольга ВОРОБЬЕВА, «Красная звезда», 8 апреля 2014 года.
Фото Дмитрия ВОРОБЬЕВА и из Интернета.
13PAGE 15
13PAGE 141015
OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA 15