Конспект урока Самопознания на тему Созвучие с окружающим миром (7 класс)
План урока самопознания.
ГУ СОШ № 5 г.Павлодара. Дата______. № 23-24. Педагог Санникова Е.Г. 7 класс.
Тема: Созвучие с окружающим миром.
Ценность: Любовь к окружающему миру.
Качества: искренность, бескорыстие, сострадание.
Цель: способствовать расширению и углублению ценностного представления учащихся о любви.
Задачи:
расширить представлений о ценности любви в жизни человека;
развивать ценностные ориентации - искренность, бескорыстие и сострадание, как формы проявления любви;
воспитывать объективное восприятие мира с любовью.
Ресурсы (материалы, источники)
- Рабочая тетрадь «Научно-методические основы преподавания предмета «Самопознания» для учителей самопознания организаций образования», стр. 53, 2015 г.) - http://www.smisl-zhizni.ru
- ttp://heatpsy.narod.ru
«Лекрство для Души». Кэнфилд Дж., Хансен М.В, стр.73
- https://ru.wikipedia.org
Бумага А-3, краски, карандаши, маркеры.
Тексты песен, минусовка.
Ход урока.
Организационный момент. Позитивный настрой «Концентрация дыхания» (Рабочая тетрадь «Научно-методические основы преподавания предмета «Самопознания» для учителей самопознания организаций образования», стр. 53, 2015 г.)
Проверка домашнего задания: прием «Создание устного шедевра «Участливый совет».
Зачин: Молодая женщина сидела на скамейке в парке и почему-то горько плакала. В это время Ваня ехал на своем трехколесном велосипеде по аллейке. Позитивное высказывание (цитата).
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остается. Л. Толстой.
- как вы понимаете это высказывание?
- кому ты даришь свою любовь?
- можно ли прожить жизнь без любви к окружающему миру? Рассказывание историй. «Щенки на продажу». (Метод направленного чтения)
Владелец зоомагазина вывесил на двери объявление: "Продаются щенки". Подобные объявления обычно привлекают детей, и действительно, вскоре около объявления остановился маленький мальчик.
— Почем вы собираетесь продавать ваших щенков? — поинтересовался он.
— От тридцати до пятидесяти долларов, — ответил владелец магазина.
Малыш полез в карман и вынул какую-то мелочь.
— У меня два доллара тридцать семь центов, — заявил он. — Можно мне посмотреть на них?
Пожалуйста!
Мужчина улыбнулся, свистнул, и из будки вышла Леди, которая побежала по проходу в магазине, а за ней помчались пять крошечных комочков меха. Один значительно отставал от своих сестер и братьев.
вопрос: какова была реакция мальчика на увиденное? Какой вопрос он задал продавцу?
Малыш немедленно выделил отстающего прихрамывающего щенка и спросил:
— А что случилось с этой маленькой собачкой?
Владелец магазина объяснил, что ветеринар осмотрел щенка и обнаружил у него искривление
тазобедренной кости, так что он навсегда останется хромым. Мальчик оживился.
— Я хочу купить именно этого щенка. Владелец магазина ответил:
Вопрос: что ответил владелец магазина?
Нет, тебе не нужно покупать эту зверюшку. Если ты действительно хочешь забрать его, я отдам тебе бесплатно.
Вопрос: какова реакция Мальчика на предложение владельца магазина? Почему вы так думаете?
Маленький мальчик был явно огорчен. Он посмотрел прямо в глаза мужчины и сказал:
— Я не хочу, чтобы вы отдавали мне его просто так. Эта собачка стоит столько же, сколько и остальные щенки, и я заплачу полностью. Сейчас я отдам вам два доллара тридцать семь центов, а потом каждый месяц буду приносить по пятьдесят центов, пока не уплачу за него.
Владелец магазина возразил:
— Не говори, что ты хочешь купить этого щенка. Он никогда не сможет бегать и прыгать и играть с тобой, как другие щенки. В ответ на это малыш …
Вопрос: что произошло дальше? Почему?
В ответ на это малыш нагнулся и закатал штанину, под которой мужчина увидел сильно изуродованную ногу, поддерживаемую металлической скобой. Он взглянул на владельца магазина и
тихо сказал:
— Я и сам плохо бегаю, а собачка нуждается в том, кто ее поймет.
Какие качества любви проявил Мальчик?
Как ты понимаешь выражение «бескорыстная любовь?»
Какого щенка выбрал бы ты? Почему?
Как ты думаешь, есть ли разница между жалостью и состраданием? Творческая деятельность. Групповая работа. Создание коллажа на тему «Мы дарим свою любовь …» Групповое пение. «Ты да я да мы с тобой». Домашнее задание. Напишите эссе «Бескорыстная любовь» или найти синонимы и антонимы слову сострадание. Заключительная минута.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие эмоции и почему вы испытали на уроке?
Какую краску вы бы выбрали и почему для изображения чувств Любви мальчика из рассказа «Щенки на продажу»?
Приложение к уроку.
Притча «Участливый совет».
Молодая женщина сидела на скамейке в парке и почему-то горько плакала. В это время Ваня ехал на своем трехколесном велосипеде по аллейке. И так жалко стало ему тетю, что он спросил:
– Тетя, ты почему плачешь?
– Ой, малыш, ты не сможешь понять, – отмахнулась женщина.
Ване показалось, что после этого тетя стала плакать еще сильнее. Он говорит:
– Тетя, у тебя что-то болит, и ты плачешь? Хочешь, я подарю тебе свою игрушку?
Еще больше разрыдалась женщина от этих участливых слов:
– Ой, мальчик, – ответила она, – я не нужна никому, меня никто не любит…
Ваня посмотрел серьезно и сказал: – А ты точно у всех спросила?
Рассказ «Щенки на продажу».
Владелец зоомагазина вывесил на двери объявление: "Продаются щенки". Подобные объявления
обычно привлекают детей, и действительно, вскоре около объявления остановился маленький мальчик.
— Почем вы собираетесь продавать ваших щенков? — поинтересовался он.
— От тридцати до пятидесяти долларов, — ответил владелец магазина.
Малыш полез в карман и вынул какую-то мелочь.
— У меня два доллара тридцать семь центов, — заявил он. — Можно мне посмотреть на них?
Пожалуйста!
Мужчина улыбнулся, свистнул, и из будки вышла Леди, которая побежала по проходу в магазине,
а за ней помчались пять крошечных комочков меха. Один значительно отставал от своих сестер и
братьев. Малыш немедленно выделил отстающего прихрамывающего щенка и спросил:
— А что случилось с этой маленькой собачкой?
Владелец магазина объяснил, что ветеринар осмотрел щенка и обнаружил у него искривление
тазобедренной кости, так что он навсегда останется хромым. Мальчик оживился.
— Я хочу купить именно этого щенка. Владелец магазина ответил:
— Нет, тебе не нужно покупать эту зверюшку. Если ты действительно хочешь забрать его, я
отдам тебе бесплатно.
Маленький мальчик был явно огорчен. Он посмотрел прямо в глаза мужчины и сказал:
— Я не хочу, чтобы вы отдавали мне его просто так. Эта собачка стоит столько же, сколько и
остальные щенки, и я заплачу полностью. Сейчас я отдам вам два доллара тридцать семь центов, а
потом каждый месяц буду приносить по пятьдесят центов, пока не уплачу за него.
Владелец магазина возразил:
— Не говори, что ты хочешь купить этого щенка. Он никогда не сможет бегать и прыгать и играть
с тобой, как другие щенки.
В ответ на это малыш нагнулся и закатал штанину, под которой мужчина увидел сильно
изуродованную ногу, поддерживаемую металлической скобой. Он взглянул на владельца магазина и
тихо сказал:
— Я и сам плохо бегаю, а собачка нуждается в том, кто ее поймет.
Дэн Кларк "Переживая шторм"
Жалость.
Жалость — одна из форм чувства дискомфорта, часто приобретающее вид снисходительного сострадания[1]. Объект жалости воспринимается как "жалкий", т.е. униженный в своем несчастном положении[2]. Жалкий человек обозначает себя через жалобу (ср. польск. Zażalenie), которая обозначает недостаток причиненный либо самим ходом вещей, либо другим существом. В то же время отсутствие жалости делает человека "безжалостным", т.е. жестоким. В этом случае жалость приближается к милосердию. Однако иногда в жалости может преобладать мотив превосходства[3]. Также жалость может возникать по поводу утраченных вещей. Можно жалеть утраченное время, вещи или погибших существ ("Птичку жалко"[4]). Здесь жалость приближается к печали (ср. HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D1%8F" \o "Желя" Желя).
В то же время жалость к себе часто трактуется как негативное чувство[5], мешающее собственному саморазвитию. С этой точки зрения, жалость консервирует несчастное положение и принимает его как объективную данность[6]. Здесь жалость приближается к снисходительной любви, прощающей слабости[7][8].
Для хорового исполнения «Ты, да я, да мы с тобой»
Ты, да я, да мы с тобой!Здорово, когда на свете есть друзья.Если б жили все в одиночку,То уже давно на кусочкиРазвалилась бы, наверное, земля.Если б жили все в одиночку,То уже давно на кусочкиРазвалилась бы, наверное, земля.Ты, да я, да мы с тобой!Ты, да я, да мы с тобой!Землю обогнём, потом махнём на Марс.Может, у оранжевой речкиТам уже грустят человечкиОт того, что слишком долго нету нас.Может, у оранжевой речкиТам уже грустят человечкиОт того, что слишком долго нету нас.Ты, да я, да мы с тобой!Ты, да я, да мы с тобой!Нас не разлучит ничто и никогда.Даже если мы расстаёмся,Дружба всё равно остаётся,Дружба остаётся с нами навсегда.Даже если мы расстаёмся,Дружба всё равно остаётся,Дружба остаётся с нами навсегда.Ты, да я, да мы с тобой,Ты, да я, да мы с тобой,Ты, да я, да мы с тобой,Ты, да я, да мы с тобой...