О правах ребенка для воспитанников ДОУ на Якутском языке (саха)


МБОУ «Соболохская средняя общеобразовательная школа»Момского района РС(Я)Оонньуу, ооннньуу- «права» диэн тылы кытта билсиьиэххэАвтор -воспитатель: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА» Смаранди М. Д.Адаптировано педагогом-психологом Хабаровой М.Н. Актуальность данной темы.В дошкольном возрасте необходимо приучатьдетей соблюдать правила, помогающие житьдружно: не обижать друг друга, помогать другдругу. Знание прав — щит, прикрывающий детей, ихдостоинство от посягательств со сторонывзрослых. Цели:дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном документе по защите прав ребенка;формировать  элементарные знаний детей о своих правах и обязанностях;воспитывать дружелюбных, миролюбивых, отзывчивых, тактичных детей.Задачи:создание условий для формирования у детей правовой компетентности;ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка;воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс. У всех людей есть права. О них написано в этой книге, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН)Право на жизнь, имя, свободу, семью, жилище, питание, имущество, друзей, собственное мнение, выбор, защиту, заботу, любовь, внимание, помощь, медицинское обслуживание, учение, развитие, отдых. Диагностика по теме: “Права детей”Все дети имеют одинаковые права независимо от:национальностиязыкацвета кожисоциального происхождениябогатства / бедностиместа жительстваполавозраста Дети имеют право на: жизньсвободусемьюжилищепитаниеимуществодрузейимясобственное мнениевыборзащитузаботулюбовьвниманиепомощьмедицинское обслуживаниеучениеразвитиеотдых Защита ребенка от:разлуки с родителями унижения рабстважестокостинепосильного трудакупли, продажи, замены Обязанности ребенка:забота о людяхпосильная помощь взрослымсамообслуживаниепомощь младшим и забота о них  То5о дьону хаайыыга хаайалларый? То5о бу уруьуйга – киьи дьиэтин сабан турара буолуой? Бу уруьуй тугу кэпсиирий? Хас чаастан киэьээ дьиэ5э улахан музыканы тыаьатыа суохтааххытый? То5о? Маладьыастар! Дидактическая игра:«Остуоруйа геройдарыгар кемелес – бырааптарын кэпсээн» Изучаем права и обязанности.Цель: знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме.Задачи: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права героев;развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности;воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права;активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей. Поговорим о правах и обязанностях. Бу хартыыналар тугу кэпсииллэрий? Саьыл куоба5ы хайдах ата5астаабытай? Бу мультиктар о5о ханнык быраабын керделлереллеруй?? Колобогу саьыл муннугар хайдах олордубутай? Игра «что такое хорошо, что такое плохо?»О5олоор, бэрээдэги кэспэт, утуе саналаах дойдубут гражданина буоларбытыгар- биьиги ханнык бырааптары билиэхтээх эбиппитий? Бол5омто5ут иьин МАХТАЛ!