Цель: — прививать любовь к родному языку — закреплять знания и умения, полученные на уроках — воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову — развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время — расширить словарный зап
Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык»
Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Задачи:
- формирование интереса к нему как к учебному предмету,
- повышение общей языковой культуры
Ход викторины
1. Вводный этап
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Ведущий. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют три команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
2. Представление команд
- название
- девиз
- капитан
3. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
Вопрос
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Вопрос
Сколько согласных букв? (21)
Вопрос
Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
Вопрос
Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
Вопрос
Сколько гласных букв? (10)
Вопрос
Первый звук в слове Яблоко? (й)
Вопрос
Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
Вопрос
Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
4. Конкурс «Весёлая грамматика»
Найдите и выпишите слова, которые перемешались.
ё сто ки за л ро ас ро ра жи т го ра д бо та
(ёжики, стол, роза, город, астра, работа ,зал,добро,астра)
Игра «ВертолинаПрилагательное,(Составить сеществительные )
5. Игра «Найди лишнее»
Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»
Дождь, снег, град, луна
Тетрадь, книга, дневник, самолёт
Земля, серая, жёлтая, зелёная
Увидеть, покрасить, краска, добежать
Игра с болельщиками «Доскажи словечко».
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная ... (картошка)
4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть, без хруста,
Если я ... (капуста)
5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки)
6. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки ... (коса)
7. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь)
8. В черном поле заяц белый.
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто ж этот заяц ... (мел)
9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
6. «Половинки»
(задание на развитие словесно-логического мышления)
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Век живи, век учись.
Старый друг лучше новых двух.
Делу время, потехе час.
При солнышке тепло, при матери добро.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
7. Придумай слово.
Добавьте 1 букву справа, чтобы получилось слово.
ба ла ко
ко со рисо ба ла
ри ко со
ла ри ба
За каждое правильно придуманное слово команда получает 1 очко.
Конкурс 8 Загадкино.
На доске записаны слова:
Хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точки,листНайдите слова, которые спрятались в словах, записанных на доске. Запишите их на листочках.
За каждое слово – 1 балл.
Конкурс 9. Где слова родные, однокоренные?
Найдите однокоренные слова, выделите корень. Лишнее слово зачеркните. (Слова записаны на доске.)
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Горный, горка, городок.
Семя, семечко, семья.
Пёс, песочный, песок.
За правильный ответ – 1 балл.
Конкурс 10. Составь слово.
Переставьте буквы местами, чтобы получились слова. (на карточках)
ланпе (пенал)
тарпа (парта)
ганик (книга)
чкару (ручка)
ватра (трава)
елонь (олень)
За каждое слово – 1 балл.
11.Загадки по частям речи:
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.(имя существительное)
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про … (глагол)
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.(имя прилагательное)
НА дороге пёс сидит,ЗА дорогой столб стоит.ДО дороги добегу,ПОД дорогой пробегу.Там подземный переход.ОТ дороги - кот идёт,У дороги - поворот.Нам С дорогой повезло,В дождь её не развезло.Нам В рассказе О дорогеОчень помогли…(предлоги)
Применяем все мы этоВместо имени предмета,Вместо признака предметаПрименяем тоже это,И количество предметовЗаменяет часто это.Нам на всё оно укажет,Но имён ничьих не скажет.Часто очень применяется,Сильно очень изменяется.Без него, как ни крутись,В речи нам не обойтись. (местоимение )
Ведущий: Молодцы! Вижу, что с частями речи вы знакомы.
Конкурс 12. "Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?"
(С) кресла шарф(С) тащил щенок, (На доске)(По) волок(За) уголок,(По) трепал(Со) всех сторон,И (по) мчался(На) балкон.
. Назовите два слова, начинающиеся с четырёх согласных.(всплеск, взгляд, встреча)
13. Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные-
Зарубить на носу (запомнить)
- В час по чайной ложке (медленно)
- Повесить нос (грустить)
- Надуть губы – (обидеться)
- Выходить из себя – (сердиться)
- Заговаривать зубы – (отвлекать)
- Чесать языки – (болтать)
- Водить за нос – (обманывать)
- Унести ноги – (убежать)
- Ломать голову – (думать)
- Клевать носом – (дремать)
14. Шифровка
Нам на корабль пришли шифровки, зная арифметические действия, вы должны их расшифровать.
Ребусы + грамматическая арифметика. Назвать какой частью речи является полученное слово.
кабан – ан + лук = ?
ква + рак – ак + тира = ?
с + место стоянки судов = ?
череп – п + муха = ?
корь – ь + идол – л + р = ?
чудеса – а + ный = ?
15.Участники подходят к дереву Мудрости с «жёлтыми», «зелёными», «красными» листочками и срывают листочки одного цвета. Прочитать имена прилагательные нужно назвать однокоренное имя существительное.
Хвастливый – …(хвастун)
Сильный – …(силач)
Ленивый – …(лентяй)
Смелый – …(смельчак)
Старый – …(старик)
Болтливый – …(болтун)
Крепкий – …(крепыш)
Храбрый – …(храбрец)
Шаловливый – … (шалун)
Богатый – …(богач)
Мудрый – …(мудрец)
Крикливый – …(крикун)
Маленький – …(малыш)
Добрый – …(добряк)
Грубый – …(грубиян)
16. Творческое задание. Каждому ряду дается текст. Нужно в него вписать подходящие по смыслу прилагательные.
1 карточка.
(Ласковые) лучи солнышка посылают на землю тепло. Тают снега. По канавам бегут (звонкие) ручейки. Застучала за окошком (веселая) капель. На реках и озерах треснул лед. Скоро деревья наденут (новый, зеленый) наряд.
2 карточка.
Октябрь. На дворе стоит (глубокая) осень. Льют (частые) дожди. (Осенний) ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковер из (пестрых) листьев.
3 карточка.
Побелели поля. Лес стоит в (белом) уборе, словно в сказке. Деревья покрыты инеем. Спит медведь под (снежным) сугробом. Заяц сменил (серую) шубку, на (белую).(чтение текстов).
18.Задание: Определить части речи выделенных слов.(на доске)
- Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
- Снежное покрывало всё поле покрывало.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
19. Игра «Наоборот».
Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру наоборот. Скажу я слововысоко, а ты ответишь … низко, Скажу я словодалеко, а ты ответишь … близко. Скажу я слово потолок, а ты ответишь … пол, Скажу я слово потерял, а скажешь ты … нашёл. Скажу я слово трус, ответишь ты…храбрец, Теперь начало я скажу, а ты скажи … конец.
- Как называются слова противоположного значения?
- Подбери антонимы к словам:
Запрещать- разрешать, отсутствовать – присутствовать, ломать - чинить,
Лёгкая - тяжёлая, румяный - бледный
-Определите, к каким частям речи относятся данные слова.
- А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.
-Широкая, глубокая …… река
-Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз
-Кудрявая, белоствольная …… берёза (Звуко-буквенный разбор)
20. Итоги. Награждение команд.
Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.
Подведение итогов. Награждение команд.